Наука, экономика и политика. Проблема социального регулирования науки.
Экономика имеет несколько понятий. Одно из них - народное хозяйство. Политика и экономика соотносятся следующим образом: политика - отражение экономики. В политике отражаются наиболее существенные тенденции потребности экономики. Политика выступает также и дополнением экономики.
Политика имеет первенство над экономикой (если в экономике есть проблемы, то они решаются в первую очередь политическим путем). Политика - область, касающаяся многих людей. Она - важнейшее средство решения проблем. Однако часто решения принимаются неправильно. Поэтому возникают негативные последствия.
Рассмотрим диалектику взаимодействия экономика и политики с марксистской позиции. Маркс ввел понятия базиса и надстройки. Базис - это экономический строй общества, система производственных отношений. Над базисом, своеобразным фундаментом здания, возвышается соответствующая ему надстройки, включающая:
· общественное сознание
· идеологические отношения
· закрепляющие их общественные учреждения и организации.
Базис и надстройка взаимодействуют. При этом взаимодействие экономики и политики отражает влияние надстройки на базис. Политика (политическая идеология и практика, а также соответствующие им отношения и учреждения) - наиболее активно воздействующая часть надстройки. Как надстроечное явление, политика вторична по отношению к базису, зависима от него. Вместе с тем политическая практика - могучее средство решения назревших в обществе задач. Но если условия для такого решения не назрели, политика будет обречена на неудачу. Соответствующая потребностям общественного развития политика должна опираться на анализ объективных тенденций, в первую очередь в материальной основе общества, а также учитывать расстановку классовых, политических сил в обществе.
Политическая практика способна обеспечить благоприятные условия для развития нового базиса и одновременно блокировать возможности воспроизводства старых производственных отношений. Ленин называл политику концентрированным выражением и завершением экономики. Он подчеркивал, что политика не может не иметь первенства перед экономикой.
Активная роль политики отношении экономики проявляется не всех этапах развития классового общества, но особенно ярко в период решительных преобразований, революций. Политика переустройства возникает не на пустом месте: она - результат осознания процессов в обществе и противоречий. В этом нашла свое выражение общая закономерность: первичность базиса, экономического строя по отношению к надстройке вообще, ее политической части в частности. Но решение назревших задач возможно лишь на основе продуманного политического подхода к общественным проблемам.
Таким образом, политика, будучи вторичной, зависимой от экономического базиса, имеет вместе с тем исключительное значение в жизни общества и представляет собой наиболее активную часть надстройки.
Роль политики велика не только во внутренней жизни страны, но и в межгосударственных отношениях. Мера ее эффективности зависит от того, насколько политика отражает реальные условия и тенденции развития страны и мира, на какие силы опирается и какие цели проповедует.
Наука, экономика, политика
Научная деятельность не может протекать в отрыве от социально-политических процессов. Отношения науки и экономики, науки и власти всегда представляли большую проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Существует ряд примеров, которые показывают связь науки и экономики в ее инициативных вариантах.
Так, создание Римского клуба, очень значимой организации, объединяющей ученых и экспертов стран Западной Европы, Северной и Южной Америки и др., было возможно не на основе государственного финансирования, а лишь благодаря финансированию за счет итальянской фирмы «Фиат» и западногерманского концерна «Фольксвагенверк». Они были напрямую заинтересованы в экспертном анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми было связано расширение рынков сбыта промышленности. Римский клуб, имея огромное влияние на развитие науки в мировом масштабе, обсуждая перспективы развития глобальной науки, не имел, тем не менее, штата и формального бюджета.
Вопрос, насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений, проанализировал американский исследователь в области философии техники Э. Лейтон на примере проекта «Хинд-сайт». Перед участниками — 13 групп ученых и инженеров — на протяжении восьми лет ставилась задача изучить около 700 технологических инноваций. Были сделаны выводы, что только 9% из них в качестве своего источника имели новейшие научные достижения, а 91% — предшествующие технологии. Из выявленных 9% инноваций только 0,3% инноваций имели источник в области фундаментальных исследований. Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс продвижения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.
Традиционное представление о том, что технология — неотъемлемое приложение открытий в науке, сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. В реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции.
Однако, если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Ученые открыто говорят о том, что практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.
Существуют данные, что до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет; сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20—30 лет. Высшие технические учебные заведения возникли еще в XVII в. (по подобию Политехнической школы в Париже строились многие европейские школы), однако общие программы развития технологии никогда не разрабатывались. Профессиональная инженерная деятельность оформилась по образу и подобию научного сообщества только к концу XIX в.
Весьма злободневной является проблема предотвращения негативных последствий применения новейших технологий.
Так, источники малых генераторов энергии используются во всей бытовой технике и изменяют обычную среду повседневного существования. Однако последствия столь яростной экспансии энергии малых частот неясны, так как их возраст не достиг и возраста жизни одного поколения. Предварительные эксперименты, тем не менее, свидетельствуют о их деструктивном влиянии на психику и здоровье человека.
Экономико-технологические внедрения, игнорирующие гуманистические цели и ценности, порождают многочисленные последствия, разрушающие человеческое бытие. Беспокоит отставание и запаздывание осознания данного круга проблем. Вместе с тем именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук, технологической и инженерной деятельности нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.
Ученые приходят к выводу, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возобновиться, так как имеющиеся достижения будут подвергнуты коррозии прошлого. Другой важный вывод касается спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, и подчеркивает необходимость контроля со стороны инвестиций. Анализ статуса современного российского ученого указывает на существование в науке многих уровней — психологического, институционального, социокультурного. Однако современное состояние российской экономики не позволяет сделать этот статус высоким и значимым; современный ученый находится на грани профессионального выживания.
Между тем реализация текущего экономического интереса в рамках рыночной модели хозяйствования делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных решениях, не учитывающих возможности окружающей среды. Масштабы технических инноваций, покорение природы и исчерпание ее ресурсов часто свидетельствуют о недальновидности людей, просчетах и произволе, которые принесут вред многим поколениям на протяжении многих десятилетий. Поэтому для современного этапа развития экономики и производства весьма актуальны требования как государственного регулирования технологических разработок, так и идеологии коэволюционной стратегии. Она, в свою очередь, требует органичного взаимопереплетения законов технической и природной реальностей, гармоничной конвергенции всех типов систем.
Особого внимания заслуживает описание аспектов взаимодействия «человек — машина», касающегося не только способов работы человека с техническим устройством или программным обеспечением, но и воздействия различных технических систем на поведение человека. Дисгармоничная организация искусственной среды, монотонность производственных и технологических процедур создают дополнительный ряд проблем психологического и медицинского характера. Особое значение приобретает такая дисциплина, как гигиена труда. Продукт НТП, т.е. техническая инновация — артефакт изменяет как среду обитания потребителя, так и его природу. Правомерны не только экономические, но и праксеологические, и валеологические, и социальные требования к создаваемому искусственному объекту. Максимизация функции полезности не всегда оправданна с точки зрения здорового образа жизни современного человека в условиях окружающей его техносферы.
Современный технический мир сложен. Его прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур. Правомерно ли возлагать всю ответственность за применение научных открытий на интеллектуальную элиту? Вряд ли. В современном прогнозировании должна быть рассмотрена не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, в котором заявлены параметры окружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика рыночных отношений и государственных приоритетов и конечно же общечеловеческие ценности.
Обсуждая взаимосвязь науки и власти, ученые отмечают, что и сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти, господства и контроля. М. Фуко, пытаясь выяснить взаимосвязь между властью и знанием, проанализировал науку как форму власти и обосновал идею «знание — власть».
Однако в реальной практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. Существуют такие понятия, как национальная наука, престиж государства, крепкая оборона. Понятие «власть» тесно связано с понятием государства и его идеологии. С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и развития благосостояния народа. Развитая наука есть показатель силы государства. Наличие научных достижений обусловливают экономический и международный статус государства, тем не менее жесткий диктат власти неприемлем.
Для отечественной истории проблема идейного столкновения науки и власти особенно остра. В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками, преследовались, многие ведущие ученые были репрессированы. Для развития науки важны свобода научного поиска, некоторый либерализм, определенная дистанцированность от властных указаний. Наука не может быть близка тотальной идеологии. Споры, дискуссии, полярные мнения, критичность являются питательной почвой науки, но они не допускаются тоталитарной идеологией. Тоталитарные режимы всегда приводили к деформации науки.
Примечательный пример из истории науки, показывающий ее принципиальную критичность и альтернативность, публикация в 1925 г. работы К.А. Тимирязева «Экспериментальное опровержение теории относительности», а в 1928 г. — книги СИ. Вавилова «Экспериментальные основания теории относительности». Такое противоборство мнений для науки нормально, оно способствует обоснованию подлинного авторитета того или иного научного открытия. Маргинальные, оппозиционные тенденции свидетельствуют о здоровом развитии науки, о том, что она по природе своей не является догмой. А вот запреты и санкции — это чуждая для науки территория. Для ученого важна свобода. Эту идею особенно подчеркивал творец теории относительности А. Эйнштейн: свобода разума заключается в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек.
Вместе с тем в практике институционализированной науки сфера власти ответственна за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта. Власть предстает как механизм, обладающий возможностью подчинять, управлять или распоряжаться действиями других людей или структур. Следует отметить особую форму организации научного труда по закрытому принципу. С целью максимальной отдачи и намерением изолировать группы перспективных ученых-разработчиков от внешнего мира строились ученые городки. Эта тенденция была свойственна Советскому Союзу, сейчас по такому принципу работает ряд японских компаний и компания «Мс/адо/Г». Это свидетельствует о тенденциях локализации и изоляции науки от общего фона социокультурных ориентации.
Взаимосвязь науки и власти можно проследить по линии привлечения ведущих ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В ряде европейских государств и в США ученые привлекаются к управлению государством, обсуждают проблемы государственного устройства и государственной политики. В России дело обстоит иначе: власть обеспечивает ученым крайне скромное содержание, а ученые получают возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране.
Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для научного сообщества в целом не свойственно при решении научных проблем обращаться к третейской инстанции власть имущих, так же как неприемлемо для него и вмешательство власти в процесс научного поиска. При этом следует учитывать различие фундаментальных и прикладных наук, и если фундаментальные науки в целом направлены на изучение универсума, то прикладные должны решать те цели, которые ставит перед ним производственный процесс, способствовать изменению объектов в нужном для него направлении. Их автономия и независимость значительно снижена по сравнению с фундаментальными науками, которые требуют огромных капиталовложений и отдача от которых возможна лишь через несколько десятилетий. Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.
Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.
Наука, искусство и религия.
Философия и религия
Отношения между философией и религией, как различными формами мировоззрения изменчивы и разнообразны.
1) материалистическая линия философии последовательно противопоставляет себя религиозному мировоззрению.
2) Различные направления идеалистической философии неоднократно вступали и вступают в союз с теологией.
Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточных культур, когда не всегда даже признается различие между философией и религией. В Европейской традиции философия практически всегда выделяется от религии.
В Античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента. В Средние века общая ситуация сложилась так, что уже религия стала включать в себя философию в качестве своего необходимого компонента (как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах).
Полное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло на рубеже средневековья и Нового времени. Философия не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией. Были как бы разделены сферы влияния при сохранении верховного авторитета религии.
Была официально принята идея 2-х истин - одна истина - от Бога (то, что касается вечных вопросов бытия и духа); вторая истина - от самого человека (то, что явилось результатом познавательной деятельности человеческого разума, то есть философия и наука). Так возник деизм - Бог, сотворив материю и нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается уже в события мира.
1. Впоследствии, философия постепенно приобрела мощный потенциал, стала претендовать на замещение центрального места религии, особенно это относится к материалистической философии. А наиболее ярко выражено в марксизме - религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивости религиозных представлений.
2. В идеалистических направлениях: значительная часть из них не настаивает на отторжении религии от философии, а стремится к новому синтезу. Существует две группы причин, определяющих это стремление.
а) гносеологическая причина - связана с трудностями философского истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца XX века.
б) аксиологическая причина - состоит в кризисе рационализма в конце XIX и середине XX вв. сухого прагматических направлений философии, узости сциентистского мышления, непредсказуемых проявлений массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей,
возрождение нигилизма.
Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии привел к тому, что человек потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в естественнонаучном или вульгарно-материалистическом, прагматическом мировоззрении.
=> Идеализм в XX веке стремится восполнить эмоциональную пустоту, восстановить свойственное религии устойчивое психологическое равновесие.
Искусство и философия
Соотношение философии и искусства как различных форм познания мира исторически менялось.
1) Искусство в Эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.
Обособление эстетики и эмансипация философии от теологии привели к необходимости установления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности.
2) Для XIX века основной является проблема иерархического строения здания гуманитарных наук,
а) Шеллинг и романтизм вообще ставил искусство (особенно, музыку), выше науки и философии.
б) Гегель наоборот при всей признаваемой значимости эстетического начала венчал здание самопознания философией.
3) С кризисом рационализма изменился смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление установить иерархическую субординацию сменилось тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Сближение происходило уже на иных основаниях. Не поэзия, не живопись, не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества.
а) философия стала уподобляться художественной прозе, что предполагает исходное превосходство искусства - продолжение линии романтиков;
б) А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, а затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику, сколько иррациональную интуицию. => Появился новый жанр литературы - "интеллектуальная романистика" (Т.Манн и др.) (только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и ориентирующиеся на "сверхпонятийные", художественные: например, экзистенциализм: А.Камю, Г.Марсель, Ж.П.Сартр. Их философские сочинения были насквозь художественными, а художественные - насквозь философскими.
Вывод:
Вопрос о соотношении искусства и философии является сложным - они противоположные с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и своего языка.
Философия ближе к науке. Она тяготеет к логико-понятийному аппарату. А искусство ориентировано на образно-символические формы. Растворить смысл образа в понятиях невозможно. Возможно лишь относительная рационализация смысла образа и символа, но при этом сразу же изменится и познавательная парадигма: из сферы искусства смысл, подвергшийся рационализации перейдет в область науки или философии.
Искусство и философия -различные формы общественного сознания. При этом в искусстве различие духовных состояний - одно из самых ценных свойств. Унификация обедняет смыслы, но это не значит, что художественная проза не должна "философствовать", а философия должна оперировать только сухими, рассудочными схемами. Любое сближение порождает новое, третье: "интеллектуальная романистика", которая не отменяет "внероманную" философию и "внефилософскую" прозу. Культура только выигрывает от периодически возникающих скрещиваний. Искусство и философия по-разному удовлетворяют высшие потребности духа.
К тому же, философское познание отличается от искусства тем, что искусство призвано выявлять всеобщность особенного, а философия -наоборот - особенность всеобщего.
Философия и наука. Роль философии в развитии науки.
Вопрос о соотношении философии и науки подразумевает решение 2-х основных проблем:
1)Соотношение философии и науки в системе человеческого познания.
2)Ответ на вопрос: является ли философия наукой, или может быть она шире или принципиально иная.
История вопроса:
1) В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о "госпоже наук". => Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.
2) Затем, науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом,
соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также
осуществляла прогнозирующие функции.
3) В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки
породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.
a. с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был
объявлен господствующим => произошла абсолютизация стиля и общего
метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью
и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали
отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука
считалась сама по себе философией - такая позиция носила название -
сциентизм;
b. на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки
находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о
принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих
проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой
отказано в положительном влиянии на культуру.
Наличие таких абсолютно противоположных мнений о соотношении философии и науки говорит об их тесной взаимосвязи и о безусловной научности философии.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии.
1) Научность философии выражается в том, что, во-первых, можно указать предмет философии - внешний мир и человек. По отношению к своему предмету философия оперирует анализом логически-понятийного типа => это приближает философию к науке. Даже иррациональная философия строится с помощью логических средств.
Философия использует категории в своем анализе => включает в себя научное содержание.
2) Как и наука, философия дает объективное знание, то есть позволяет изучать объект в его истиной сущности.
Основным возражением против объективности философского знания всегда было то, что философия исследует мир и человека не без человека, то есть объект в то же время является субъектом. Но совершенно так же прибор, с помощью которого наука познает окружающий мир, воздействует на объект изучения. Но возрастание активности субъекта не противоречит объективному знанию => отвлечься от субъекта невозможно. А значит, необходимо просто расширить принцип объективности. И тогда - в системе философского знания существует определенный объект, определенная понятийная структура =>философия в этом смысле наука.
3)Философия, как и наука, есть деятельность - исследовательская, И хотя философия не пользуется экспериментом, но пользуется наблюдением, воображением, интуицией. И при этом является абстрактной логической деятельностью.
4)Философия может выступать в той функции, которая подобна науке методологической функции. Она выступает как инструмент научного познания =>философия выполняет методологическую роль по отношению к науке.
5)Философия содержит логику, что тоже сближает ее с наукой. => Философия является не только мировоззрением, но и научным знанием и научной деятельностью. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом если исключить научность из философии, то она станет эмоционально-образным мировоззрением, то есть по сути перестанет быть фшюсофиейг Но при этом нельзя сводить философию к науке, отнимая у нее мировоззренческий характер, так как это приведет к нивелированию философии до уровня просто методологии науки, что сильно ограничит ее задачи и возможности.
Вывод:
1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.
2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).
3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.
4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.
5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно
сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.
=> Философия может помочь в лучшей ориентации как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте и сложности.
Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как одна из наиболее обобщающих.
Наука и искусство
Наука и искусство — это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. Однако между ними есть существенные отличия.
Наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах и с точки зрения закономерности.
Искусство — это такая форма общественного сознания, которая при помощи художественных образов обеспечивает надэмпирическую трансляцию человеческого опыта.Те многочисленные драмы и коллизии, лирические, комические, бытовые ситуации, которые разыгрываются на протяжении всей многовековой истории человечества, находят свое отражение в мировом искусстве. Считается, что искусство возникло раньше науки. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслыжизни как отдельного человека, так и поколения. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, литературе, драматургии, музыке, постигается и переживается всем человеческим существом.
В отличие от науки, нацеленной на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию,каждой отдельной человеческой жизни. На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное вчеловеческой жизни. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстрактным. История развития искусств описывает многообразие стилей, выразительных приемов, причины их возникновения социальную обусловленность трансформаций.
Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса. Внем сочевидностью проявляется национальный тип мироотношения. Если в науке в общем случае господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов. Искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно-изобразительное воплощение идеала красоты и художественно-правдивое отношение к миру. Отсюда полярность в ценностях, оценках и категориях художественного сознания: прекрасное — безобразное, гармония — дисгармония, трагическое — комическое, реальное — фантастическое, ложная и истинная красота и пр. Воспроизводя идеал человека в художественных формах, искусство утверждает необходимость гармонии духовного и телесного, открывает красоту человеческого духа то, что «в здоровом теле — здоровый дух». Вместе с тем искусство высвечивает и уродливые, низменные стороны и проявления человеческой природы, нисколько их не умаляя и не затушевывая.
Не случайно гиперболизация — преувеличение — является весьма действенным приемом художественно-образного отражения действительности. Изобразительное воплощение художественных образов несет в себе огромный мировоззренческий заряд и выполняет значимую воспитательную функцию. Искусство античной Греции опирается на идею калокагатии (от греч. калос— прекрасный, аготос — доблестный). Прекрасное одновременно является доблестным, а доблестное — прекрасным. Просветление (катарсис), очищение и подлинное ощущение ценностей происходит в процессе переживания трагедии, конфликта, драмы, представленной выдающимися произведениями искусства.
Однако вопрос, откуда возникает идея прекрасного и что есть прекрасное, всегда вызывал споры. Платон связывает идеал красоты с тем интеллигибельным, умопостигаемым миром идей, который проникает в душу художника. Вместе с тем обращение внимания на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для реализма всех эпох. И если античный реализм рекомендует наблюдать за природой, то в рамках социалистического реализма оформилась дискуссия так называемых «природников и общественников»: первые доказывали, что красоту следует искать и видеть исключительно в природных проявлениях, вторые утверждали общественную суть идеала красоты и связывали его с проявлениями жизни общества.
Таким образом, если для науки целеполагающим регулятивом выступает идея закономерности, то для искусства им оказывается эстетический идеал. В науке важен поиск закономерности, в искусстве — выражение идеала в восприятии мира. Проводя различие между западным и восточным искусством, ученые указывают, что западное искусство в целом антропоцентрично, а восточное — космоцентрично. Если по мнению античного философа Протагора, «человек есть мера всех вещей», то для восточного миросозерцания именно природа предстает мерой всех вещей.
Другая отличительная особенность связана с ролью слова. Если для научной деятельности необходима артикуляция и постановка цели и задачи научного исследования, то специфика художественного поиска и отражения действительности допускает неартикулированность, т.е. область не выразимого словами, а воспринимаемого душой. Искусство включает в себя знаковые системы разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится. Искусству нельзя научиться по учебнику, оно воплощает творческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы, обеспечивает вид удовольствия, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения.
Помимо обозначения многоплановой сферы творческой деятельности понятие «искусство» означает еще и мастерство, умение того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман. Искусство предлагает одну из древнейших форм отражения действительности, своеобразный тип художественного знания, которое предстает как личностно-субъективноеотображение мира на основе художественных образов. Оно конструирует специфический мир по отношению к эмпирической действительности и ориентирует на нахождение прекрасного, на поиски художественного идеала. Искусство подвержено историческим изменениям, находится в зависимости от духа эпохи, а также от способностей того или иного субъекта — творца художественного процесса, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности. Искусство может сделать духовный мир науки и ученых предметом художественного отражения. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения. В то же время наука может поставить задачу проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способностей и таланта.
В отличие от науки и научного знания, которое общезначимо и надличностно, отражает мир в понятиях и предполагает наличие общей для всех системы, способов и правил построения знания, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет личностное и эмоциональное видение мира.Мир предстает как «музей воображения». Искусство сопряжено с богатой палитрой эмоциональных переживаний, предоставляет возможности для самовыражения человека, отражения и познания отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ускользающих из сферы ведения науки. Итак, личностный, эмоциональный, художественно-образный характер отражения мира, своеобразная суггестия — внушение психологически значимой информации — вот те особенности, которые отличают искусство от науки. Художественное видение мира нельзя представить как сугубо рациональное. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность.
Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции<