Познание: сущность, формы, внутренняя и внешняя детерминация.
Сущность познания.
Агностицизм – философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности.
- это учение не отрицает познаваемость вообще;
- агностики считали, что познание возможно лишь как знание о явлениях или о собственных чувствах;
- главный признак агностицизма – отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта за видимостью.
В истории философии выделяют следующие формы агностицизма:
1. Скептицизм древнегреческих философов (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) они утверждали: - истинность или ошибочность почти всех положений в одинаковой мере может быть доказана или опровергнута;
- однозначно уверенно сказать, что человечество приобретает достоверные знания, нельзя;
- скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь подчеркивает их видимость и вероятность, субъективность.
2. Агностицизм Давида Юма.
- наши знания мы получаем из опыта;
- в опыте имеем дело только с ощущениями. Поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научного исследования.
3. Агностицизм Иммануила Канта.
- немецкий философ признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в своей скорлупе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли Кант ввел понятие «вещи в себе».
4. Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.
- они являются основателями направления в философии, получившего название эмпириокритицизм. В центре этой философии стояло понятие опыта. Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и вообще от объективной реальности. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.
5. Агностицизм отдельных течений современной философии. К примеру, конвенционализм считает, что теории и понятия являются не отражением объективного мира, а следствием произвольного соглашения, конвенций между учеными, которые заключаются по принципу «удобства» и «экономии мышления». Элементы конвенционализма присуши неопозитивизму, прагматизму, операционализму.
Однако факт, что человек способен целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные знания, свидетельствует о достоверности этих знаний и как итог — о возможности познавания мира.
Теория познания (гносеология) — это область философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, условия, способы и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности.
- источник познания – существующая независимо от сознания объективная реальность;
- познание реальности - процесс творческого отражения ее в сознании человека. Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания.
Знание по своей природе — это результат отражения в языковой форме закономерных связей объективного мира. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях:
1) как возможность, навыки что-либо осуществить;
2) как любая познавательно-значимая информация;
3) как гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением.
Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элементы:
1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения. Под субъектом следует понимать человека — исходный пункт жизненной и познавательной активности, который получает знания, формулирует теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям;
2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объективной взаимосвязи природы и общества; это то, на что направлена человеческая деятельность.
3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.).
Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в следующем: в избирательном его отношении к предметному миру; в целенаправленности процесса познания; в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга.
Результатом любого познания является образ. Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу. Образ фиксируется в знаках. Знак - это уже материальный носитель информации. Его функциями являются сохранение и передача информации. Знаки и на их основе искусственный язык могут существовать только на базе обычного языка. Относительная самостоятельность знака создает дополнительные возможности для абстрактного мышления, а также для использования компьютерной техники.
Познание — активный процесс. Философы считают, что главной движущей силой познания является общественно-практическая деятельность, или практика.
Практика — это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества. Важнейшие виды практической деятельности следующие:
1) материально-производственная деятельность людей. Она связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ.
2) общественно-политическая практика. Она включает в себя деятельность государства и его органов, общественных организаций и учреждений, практику идеологической работы, т. е. работу творческих сил, средств массовой информации и т. п.
3) научно-экспериментальная деятельность. Это особый вид практики. Особенностью этого вида практики является то, что она имеет дело с материальным элементом науки и ставит себе целью не производство новых материальных ценностей, а накопление новых знаний.
Практика существует в единстве с познанием. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика — это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание — это производство идей, знаний, моральных норм и т. д.
По отношению к познанию практика выполняет такие функции:
а) практика является исходным пунктом познания;
б) практика является движущей силой развития познания;
в) практика служит основой познания, поскольку она объединяет жизнь людей, является определяющим способом их отношения к миру;
г) практика служит критерием истинности познания;
д) практика выступает конечной целью познания.
К сказанному следует добавить, что практика порождает познавательные способности людей, создает социальную среду, которая способствует получению знаний, их накоплению, обес-печивает передачу их новым поколениям. Итак, практика с начала и до конца обуславливает познание, придает ему общественный характер.
Познание — это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества.