Часть i «философская теория науки»
ЧАСТЬ I «ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ НАУКИ»
Познание: сущность, формы, внутренняя и внешняя детерминация.
Сущность познания.
Агностицизм – философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности.
- это учение не отрицает познаваемость вообще;
- агностики считали, что познание возможно лишь как знание о явлениях или о собственных чувствах;
- главный признак агностицизма – отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта за видимостью.
В истории философии выделяют следующие формы агностицизма:
1. Скептицизм древнегреческих философов (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) они утверждали: - истинность или ошибочность почти всех положений в одинаковой мере может быть доказана или опровергнута;
- однозначно уверенно сказать, что человечество приобретает достоверные знания, нельзя;
- скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь подчеркивает их видимость и вероятность, субъективность.
2. Агностицизм Давида Юма.
- наши знания мы получаем из опыта;
- в опыте имеем дело только с ощущениями. Поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научного исследования.
3. Агностицизм Иммануила Канта.
- немецкий философ признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в своей скорлупе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли Кант ввел понятие «вещи в себе».
4. Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.
- они являются основателями направления в философии, получившего название эмпириокритицизм. В центре этой философии стояло понятие опыта. Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и вообще от объективной реальности. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.
5. Агностицизм отдельных течений современной философии. К примеру, конвенционализм считает, что теории и понятия являются не отражением объективного мира, а следствием произвольного соглашения, конвенций между учеными, которые заключаются по принципу «удобства» и «экономии мышления». Элементы конвенционализма присуши неопозитивизму, прагматизму, операционализму.
Однако факт, что человек способен целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные знания, свидетельствует о достоверности этих знаний и как итог — о возможности познавания мира.
Теория познания (гносеология) — это область философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, условия, способы и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности.
- источник познания – существующая независимо от сознания объективная реальность;
- познание реальности - процесс творческого отражения ее в сознании человека. Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания.
Знание по своей природе — это результат отражения в языковой форме закономерных связей объективного мира. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях:
1) как возможность, навыки что-либо осуществить;
2) как любая познавательно-значимая информация;
3) как гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением.
Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элементы:
1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения. Под субъектом следует понимать человека — исходный пункт жизненной и познавательной активности, который получает знания, формулирует теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям;
2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объективной взаимосвязи природы и общества; это то, на что направлена человеческая деятельность.
3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.).
Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в следующем: в избирательном его отношении к предметному миру; в целенаправленности процесса познания; в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга.
Результатом любого познания является образ. Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу. Образ фиксируется в знаках. Знак - это уже материальный носитель информации. Его функциями являются сохранение и передача информации. Знаки и на их основе искусственный язык могут существовать только на базе обычного языка. Относительная самостоятельность знака создает дополнительные возможности для абстрактного мышления, а также для использования компьютерной техники.
Познание — активный процесс. Философы считают, что главной движущей силой познания является общественно-практическая деятельность, или практика.
Практика — это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества. Важнейшие виды практической деятельности следующие:
1) материально-производственная деятельность людей. Она связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ.
2) общественно-политическая практика. Она включает в себя деятельность государства и его органов, общественных организаций и учреждений, практику идеологической работы, т. е. работу творческих сил, средств массовой информации и т. п.
3) научно-экспериментальная деятельность. Это особый вид практики. Особенностью этого вида практики является то, что она имеет дело с материальным элементом науки и ставит себе целью не производство новых материальных ценностей, а накопление новых знаний.
Практика существует в единстве с познанием. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика — это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание — это производство идей, знаний, моральных норм и т. д.
По отношению к познанию практика выполняет такие функции:
а) практика является исходным пунктом познания;
б) практика является движущей силой развития познания;
в) практика служит основой познания, поскольку она объединяет жизнь людей, является определяющим способом их отношения к миру;
г) практика служит критерием истинности познания;
д) практика выступает конечной целью познания.
К сказанному следует добавить, что практика порождает познавательные способности людей, создает социальную среду, которая способствует получению знаний, их накоплению, обес-печивает передачу их новым поколениям. Итак, практика с начала и до конца обуславливает познание, придает ему общественный характер.
Познание — это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества.
Научные эволюции.
Концепция Имре Лакатоса (1922 – 1974), ученика и последователя К.Поппера, пытается учесть в разрабатываемой им модели и непрерывные моменты в развитии научных знаний. вносит новые моменты в понимание развития научного знания, в частности пытается решить вопрос о его преемственности. Однако она решает его только в рамках эволюционных периодов развития науки, а вопрос же о преемственности в ходе смены программ остается открытым.
Прогресс, по Томасу Куну (амерканский философ р.1922), – понятие, имеющее смысл только для "нормальной науки", где его критерием выступает количество решенных проблем. Понимание эволюции науки у Куна похоже на теорию биологического развития Кювье, считавшего, что новые виды возникают в результате мощных катаклизмов, они не имеют ничего общего с предшествующими видами. Четверть века, которая отделяет нас от появления концепции Куна, позволяет ярче увидеть сильные и слабые ее стороны. Кун, несомненно, сумел разглядеть и сделать предметом философского осмысления важные черты научной деятельности и эволюции научных знаний. Особо важное значение имеет требование исторического подхода к знанию, учитывающего особенности различных культур и социальных контекстов, требование связи философии науки и ее истории.
Вместе с тем Кун, по существу, оставил вне своего исследования вопросы о возникновении нового знания, сведя этот процесс только к выбору между старой и новой теорией. Причем этот выбор объясняется только социальными и психологическим аргументами (например, верой в будущую плодотворность новой теории или смутным эстетическим чувством). Кун ошибочно противопоставлял элементы дискретности и непрерывности, относительности и абсолютности в развитии научного знания, а также социальную психологию научных коллективов – объективной логике научного исследования.
История науки у американского философа Стивена Тулмина (р. 1922) предстает как развернутый во времени процесс осуществления и чередования стандартов рационального объяснения, взятых совместно с процедурами их проверки и испытания на практическую эффективность, а наука – "как развивающееся тело идей и методов", которые "постоянно эволюционируют в изменяющейся социальной среде". Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие эволюционирующей рациональности. Она тождественна стандартам обоснования и понимания. Ученый считает "понятными" те события и т.п., которые оправдывают его предварительное ожидание. Сами же ожидания направляются историческим образом рациональности, "идеалами естественного порядка". То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается "аномальным". Устранение "аномалий" – важнейший стимул научной эволюции.
Научные революции. В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.
Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания.
В истории естествознания можно обнаружить образцы обеих ситуаций интенсивного роста знаний. Примером первой из них может служить переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход, хотя и сопровождался довольно радикальной перестройкой видения физической реальности, существенно не менял познавательных установок классической физики (сохранилось понимание объяснения как поиска субстанциональных оснований объясняемых явлений и жестко детерминированных связей между явлениями; из принципов объяснения и обоснования элиминировались любые указания на средства наблюдения и операциональные структуры, посредством которых выявляется сущность исследуемых объектов и т.д.).
Примером второй ситуации может служить история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой не только научной картины мира, но и классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний, а также соответствующих философских оснований науки.
Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в конкретной науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. В этой связи можно выделить два пути перестройки оснований исследования: за счет внутридисциплинарного развития знаний, за счет междисциплинарных связей, “прививки” парадигмальных установок одной науки на другую.
Оба эти пути в реальной истории науки как бы накладываются друг на друга, поэтому в большинстве случаев правильнее говорить о доминировании одного из них в каждой из наук на том или ином этапе ее исторического развития.
Сущность научных революций, по Куну, заключается в возникновении новых парадигм, полностью несовместимых и несоизмеримых с прежними. Он стремится подтвердить это ссылкой на якобы несоизмеримость квантовой и классической механики. Философский смысл такой модели развития науки заключался в критике убеждения в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональности.
Наука, экономика, политика
Научная деятельность не может протекать в отрыве от социально-политических процессов. Отношения науки и экономики, науки и власти всегда представляли большую проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Существует ряд примеров, которые показывают связь науки и экономики в ее инициативных вариантах.
Так, создание Римского клуба, очень значимой организации, объединяющей ученых и экспертов стран Западной Европы, Северной и Южной Америки и др., было возможно не на основе государственного финансирования, а лишь благодаря финансированию за счет итальянской фирмы «Фиат» и западногерманского концерна «Фольксвагенверк». Они были напрямую заинтересованы в экспертном анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми было связано расширение рынков сбыта промышленности. Римский клуб, имея огромное влияние на развитие науки в мировом масштабе, обсуждая перспективы развития глобальной науки, не имел, тем не менее, штата и формального бюджета.
Вопрос, насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений, проанализировал американский исследователь в области философии техники Э. Лейтон на примере проекта «Хинд-сайт». Перед участниками — 13 групп ученых и инженеров — на протяжении восьми лет ставилась задача изучить около 700 технологических инноваций. Были сделаны выводы, что только 9% из них в качестве своего источника имели новейшие научные достижения, а 91% — предшествующие технологии. Из выявленных 9% инноваций только 0,3% инноваций имели источник в области фундаментальных исследований. Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс продвижения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.
Традиционное представление о том, что технология — неотъемлемое приложение открытий в науке, сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. В реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции.
Однако, если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Ученые открыто говорят о том, что практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.
Существуют данные, что до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет; сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20—30 лет. Высшие технические учебные заведения возникли еще в XVII в. (по подобию Политехнической школы в Париже строились многие европейские школы), однако общие программы развития технологии никогда не разрабатывались. Профессиональная инженерная деятельность оформилась по образу и подобию научного сообщества только к концу XIX в.
Весьма злободневной является проблема предотвращения негативных последствий применения новейших технологий.
Так, источники малых генераторов энергии используются во всей бытовой технике и изменяют обычную среду повседневного существования. Однако последствия столь яростной экспансии энергии малых частот неясны, так как их возраст не достиг и возраста жизни одного поколения. Предварительные эксперименты, тем не менее, свидетельствуют о их деструктивном влиянии на психику и здоровье человека.
Экономико-технологические внедрения, игнорирующие гуманистические цели и ценности, порождают многочисленные последствия, разрушающие человеческое бытие. Беспокоит отставание и запаздывание осознания данного круга проблем. Вместе с тем именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук, технологической и инженерной деятельности нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.
Ученые приходят к выводу, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возобновиться, так как имеющиеся достижения будут подвергнуты коррозии прошлого. Другой важный вывод касается спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, и подчеркивает необходимость контроля со стороны инвестиций. Анализ статуса современного российского ученого указывает на существование в науке многих уровней — психологического, институционального, социокультурного. Однако современное состояние российской экономики не позволяет сделать этот статус высоким и значимым; современный ученый находится на грани профессионального выживания.
Между тем реализация текущего экономического интереса в рамках рыночной модели хозяйствования делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных решениях, не учитывающих возможности окружающей среды. Масштабы технических инноваций, покорение природы и исчерпание ее ресурсов часто свидетельствуют о недальновидности людей, просчетах и произволе, которые принесут вред многим поколениям на протяжении многих десятилетий. Поэтому для современного этапа развития экономики и производства весьма актуальны требования как государственного регулирования технологических разработок, так и идеологии коэволюционной стратегии. Она, в свою очередь, требует органичного взаимопереплетения законов технической и природной реальностей, гармоничной конвергенции всех типов систем.
Особого внимания заслуживает описание аспектов взаимодействия «человек — машина», касающегося не только способов работы человека с техническим устройством или программным обеспечением, но и воздействия различных технических систем на поведение человека. Дисгармоничная организация искусственной среды, монотонность производственных и технологических процедур создают дополнительный ряд проблем психологического и медицинского характера. Особое значение приобретает такая дисциплина, как гигиена труда. Продукт НТП, т.е. техническая инновация — артефакт изменяет как среду обитания потребителя, так и его природу. Правомерны не только экономические, но и праксеологические, и валеологические, и социальные требования к создаваемому искусственному объекту. Максимизация функции полезности не всегда оправданна с точки зрения здорового образа жизни современного человека в условиях окружающей его техносферы.
Современный технический мир сложен. Его прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур. Правомерно ли возлагать всю ответственность за применение научных открытий на интеллектуальную элиту? Вряд ли. В современном прогнозировании должна быть рассмотрена не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, в котором заявлены параметры окружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика рыночных отношений и государственных приоритетов и конечно же общечеловеческие ценности.
Обсуждая взаимосвязь науки и власти, ученые отмечают, что и сама наука обладает властными функциями и может функционировать как форма власти, господства и контроля. М. Фуко, пытаясь выяснить взаимосвязь между властью и знанием, проанализировал науку как форму власти и обосновал идею «знание — власть».
Однако в реальной практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. Существуют такие понятия, как национальная наука, престиж государства, крепкая оборона. Понятие «власть» тесно связано с понятием государства и его идеологии. С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и развития благосостояния народа. Развитая наука есть показатель силы государства. Наличие научных достижений обусловливают экономический и международный статус государства, тем не менее жесткий диктат власти неприемлем.
Для отечественной истории проблема идейного столкновения науки и власти особенно остра. В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками, преследовались, многие ведущие ученые были репрессированы. Для развития науки важны свобода научного поиска, некоторый либерализм, определенная дистанцированность от властных указаний. Наука не может быть близка тотальной идеологии. Споры, дискуссии, полярные мнения, критичность являются питательной почвой науки, но они не допускаются тоталитарной идеологией. Тоталитарные режимы всегда приводили к деформации науки.
Примечательный пример из истории науки, показывающий ее принципиальную критичность и альтернативность, публикация в 1925 г. работы К.А. Тимирязева «Экспериментальное опровержение теории относительности», а в 1928 г. — книги СИ. Вавилова «Экспериментальные основания теории относительности». Такое противоборство мнений для науки нормально, оно способствует обоснованию подлинного авторитета того или иного научного открытия. Маргинальные, оппозиционные тенденции свидетельствуют о здоровом развитии науки, о том, что она по природе своей не является догмой. А вот запреты и санкции — это чуждая для науки территория. Для ученого важна свобода. Эту идею особенно подчеркивал творец теории относительности А. Эйнштейн: свобода разума заключается в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек.
Вместе с тем в практике институционализированной науки сфера власти ответственна за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта. Власть предстает как механизм, обладающий возможностью подчинять, управлять или распоряжаться действиями других людей или структур. Следует отметить особую форму организации научного труда по закрытому принципу. С целью максимальной отдачи и намерением изолировать группы перспективных ученых-разработчиков от внешнего мира строились ученые городки. Эта тенденция была свойственна Советскому Союзу, сейчас по такому принципу работает ряд японских компаний и компания «Мс/адо/Г». Это свидетельствует о тенденциях локализации и изоляции науки от общего фона социокультурных ориентации.
Взаимосвязь науки и власти можно проследить по линии привлечения ведущих ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В ряде европейских государств и в США ученые привлекаются к управлению государством, обсуждают проблемы государственного устройства и государственной политики. В России дело обстоит иначе: власть обеспечивает ученым крайне скромное содержание, а ученые получают возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране.
Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для научного сообщества в целом не свойственно при решении научных проблем обращаться к третейской инстанции власть имущих, так же как неприемлемо для него и вмешательство власти в процесс научного поиска. При этом следует учитывать различие фундаментальных и прикладных наук, и если фундаментальные науки в целом направлены на изучение универсума, то прикладные должны решать те цели, которые ставит перед ним производственный процесс, способствовать изменению объектов в нужном для него направлении. Их автономия и независимость значительно снижена по сравнению с фундаментальными науками, которые требуют огромных капиталовложений и отдача от которых возможна лишь через несколько десятилетий. Это нерентабельная отрасль производства, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.
Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.
Наука, искусство и религия.
Философия и религия
Отношения между философией и религией, как различными формами мировоззрения изменчивы и разнообразны.
1) материалистическая линия философии последовательно противопоставляет себя религиозному мировоззрению.
2) Различные направления идеалистической философии неоднократно вступали и вступают в союз с теологией.
Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточных культур, когда не всегда даже признается различие между философией и религией. В Европейской традиции философия практически всегда выделяется от религии.
В Античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента. В Средние века общая ситуация сложилась так, что уже религия стала включать в себя философию в качестве своего необходимого компонента (как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах).
Полное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло на рубеже средневековья и Нового времени. Философия не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией. Были как бы разделены сферы влияния при сохранении верховного авторитета религии.
Была официально принята идея 2-х истин - одна истина - от Бога (то, что касается вечных вопросов бытия и духа); вторая истина - от самого человека (то, что явилось результатом познавательной деятельности человеческого разума, то есть философия и наука). Так возник деизм - Бог, сотворив материю и нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается уже в события мира.
1. Впоследствии, философия постепенно приобрела мощный потенциал, стала претендовать на замещение центрального места религии, особенно это относится к материалистической философии. А наиболее ярко выражено в марксизме - религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивости религиозных представлений.
2. В идеалистических направлениях: значительная часть из них не настаивает на отторжении религии от философии, а стремится к новому синтезу. Существует две группы причин, определяющих это стремление.
а) гносеологическая причина - связана с трудностями философского истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца XX века.
б) аксиологическая причина - состоит в кризисе рационализма в конце XIX и середине XX вв. сухого прагматических направлений философии, узости сциентистского мышления, непредсказуемых проявлений массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей,
возрождение нигилизма.
Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии привел к тому, что человек потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в естественнонаучном или вульгарно-материалистическом, прагматическом мировоззрении.
=> Идеализм в XX веке стремится восполнить эмоциональную пустоту, восстановить свойственное религии устойчивое психологическое равновесие.
Искусство и философия
Соотношение философии и искусства как различных форм познания мира исторически менялось.
1) Искусство в Эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.
Обособление эстетики и эмансипация философии от теологии привели к необходимости установления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности.
2) Для XIX века основной является проблема иерархического строения здания гуманитарных наук,
а) Шеллинг и романтизм вообще ставил искусство (особенно, музыку), выше науки и философии.
б) Гегель наоборот при всей признаваемой значимости эстетического начала венчал здание самопознания философией.
3) С кризисом рационализма изменился смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление установить иерархическую субординацию сменилось тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Сближение происходило уже на иных основаниях. Не поэзия, не живопись, не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества.
а) философия стала уподобляться художественной прозе, что предполагает исходное превосходство искусства - продолжение линии романтиков;
б) А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, а затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику, сколько иррациональную интуицию. => Появился новый жанр литературы - "интеллектуальная романистика" (Т.Манн и др.) (только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и ориентирующиеся на "сверхпонятийные", художественные: например, экзистенциализм: А.Камю, Г.Марсель, Ж.П.Сартр. Их философские сочинения были насквозь художественными, а художественные - насквозь философскими.
Вывод:
Вопрос о соотношении искусства и философии является сложным - они противоположные с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и своего языка.
Философия ближе к науке. Она тяготеет к логико-понятийному аппарату. А искусство ориентировано на образно-символические формы. Растворить смысл образа в понятиях невозможно. Возможно лишь относительная рационализация смысла образа и символа, но при этом сразу же изменится и познавательная парадигма: из сферы искусства смысл, подвергшийся рационализации перейдет в область науки или философии.
Искусство и философия -различные формы общественного сознания. При этом в искусстве различие духовных состояний - одно из самых ценных свойств. Унификация обедняет смыслы, но это не значит, что художественная проза не должна "философствовать", а философия должна оперировать только сухими, рассудочными схемами. Любое сближение порождает новое, третье: "интеллектуальная романистика", которая не отменяет "внероманную" философию и "внефилософскую" прозу. Культура только выигрывает от периодически возникающих скрещиваний. Искусство и философия по-разному удовлетворяют высшие потребности духа.
К тому же, философское познание отличается от искусства тем, что искусство призвано выявлять всеобщность особенного, а философия -наоборот - особенность всеобщего.
Философия и наука. Роль философии в развитии науки.
Вопрос о соотношении философии и науки подразумевает решение 2-х основных проблем:
1)Соотношение философии и науки в системе человеческого познания.
2)Ответ на вопрос: является ли философия наукой, или может быть она шире или принципиально иная.
История вопроса:
1) В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о "госпоже наук". => Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.
2) Затем, науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом,
соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также
осуществляла прогнозирующие функции.
3) В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки
породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.
a. с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был
объявлен господствующим => произошла абсолютизация стиля и общего
метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью
и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали
отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука
считалась сама по себе философией - такая позиция носила название -
сциентизм;
b. на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки
находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о
принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих
проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой
отказано в положительном влиянии на культуру.
Наличие таких абсолютно противоположных мнений о соотношении философии и науки говорит об их тесной взаимосвязи и о без<