Обосновать модус АЕЕ IV фигуры (к I фигуре).
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Яблоки – не груши.
Билет № 11
1. Привести пример ошибки в тезисе.
2. Противопоставить предикату: Некоторые люди, живущие «правильно», после смерти попадают в рай.
3. Правильно ли: Все люди не являются друг другу братьями, а мужчины – люди, следовательно, мужчины не являются друг другу братьями.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если жизнь есть страдание, то страдание - несчастье, то такая жизнь является полным несчастьем.
5. Сформулировать заключение и определить метод Милля, с помощью которого было получено заключение: двум группам студентов одинаковой успеваемости предложили решить логические задачи. Перед этим одной из групп дали выпить по кружке пива, они решали задачи медленно, и допускали больше ошибок.
6. Правильно ли выполнено деление понятия? Медведь – это хищное животное, обладающее крупными внутренними органами, длинной шерстью и печенью.
Билет № 12
1. Дать логическую характеристику понятию: ученик.
2. Сделать все логические необходимые заключения из суждения по логическому квадрату: Все мальчики и девочки не сильно отличаются друг от друга.
3. Восстановить энтимему: Некоторые розовоцветные имеют прекрасные бутоны, следовательно, некоторые розовоцветные - однолетние растения.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Человека могут принять на работу только в том случае, если он имеет высшее образование или достаточно компетентен. Сидор Петров имеет высшее образование, значит, его могут принять на работу.
5. Привести пример ошибки в аргументе доказательства.
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Буддист – это последователь Буддизма.
Билет № 13
1. Привести пример ошибки по методу остатков.
2. Обратить суждение: Ни один человек не отменит инстинктов.
3. Восстановить энтимему: Растения не являются грибами, а все грибы размножаются спорами…
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если я буду хорошо учиться, то тогда и только тогда я закончу Академию с красным дипломом, а если я закончу Академию с красным дипломом, то я смогу найти престижную работу, следовательно, если я буду хорошо учиться, то найду престижную работу.
5. Следует ли из ложности суждения: Ни одна кошка не является собакой, - истинность суждения: любая кошка – это собака.
6. Правильно ли выполнено деление понятия? Пальцы бывают указательные, средние, мизинцы и безымянные.
Билет № 14
1. Охарактеризовать содержание и объём следующих понятий: Вода; стол.
2. Превратить суждение: Человек не может убить, как Иван Грозный, своего сына.
3. Восстановить энтимему: Любое заключение государственной комиссии священно. Правило силлогизма – заключение комиссии.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если Таня – девочка, то Земля – круглая. Верно, что Таня - девочка, значит Земля – круглая.
5. Привести пример ошибки по методу различия.
6. Правильно ли выполнено деление понятия? В Российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций.
Билет № 15
1. Произвести обращение понятия : студент.
2. Противопоставить предикату: Некоторые женщины являются феминистками.
3. Восстановить энтимему: Все птички летают, и все поющие летают.
4. Является ли формула тождественно истинной, и если нет, то почему?
5. Привести пример ошибки в аргументах доказательства.
6. Правильно ли выполнено деление понятия? Федеральные суды РФ подразделяются на Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и районные суды.
Билет № 16
1. Произвести ограничение понятия : сигарета.
2. Сделать все логические необходимые заключения из суждения по логическому квадрату: Все самки птицы гамаюн выкармливают птенцов.
3. Восстановить энтимему: Ртуть – металл, а все металлы – жидкие.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если сегодня – среда, то завтра будет четверг, а если завтра будет четверг, то послезавтра будет пятница, значит, если сегодня – среда, то послезавтра будет пятница.
5. Доказать, что в третьей фигуре заключение – частное суждение.
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Пальто – это мужская верхняя одежда, обычно ниже колен, предназначенная для прохладной погоды.
Билет № 17
1. Привести пример рассуждения по методу остатков.
2. Обратить суждение: Не всякий студент хорошо учится.
3. Восстановить энтимему: Все картины не писаны художниками, а «Запорожцы пишут письмо турецкому хану» – картина.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если смотреть новости, то можно всегда находиться в курсе всех событий, а я не смотрю новости, значит, я не могу находиться в курсе всех событий.
5. Правильно ли: Воробей – птица, так как все птицы летают, а воробей летает.
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Записка – это листок бумаги.
Билет № 18
1. Привести пример ошибки в демонстрации доказательства.
2. Превратить суждение: Любой человек, находящийся дома или вне дома может подвергнуться опасности.
3. Восстановить энтимему: Некоторые бумаги горят, значит, некоторые бумаги не являются рукописями.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если бы Таня сдержала данное мне слово, то я могла бы спокойно спать, а Таня не сдержала своего слова, поэтому я не могу спать.
5. Привести к первой фигуре модус EIO второй фигуры.
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Пианино – это музыкальный инструмент.
Билет № 19
1. Привести пример ошибок по трем метода Милля.
2. Противопоставить предикату: Человек, сталкивающийся с социальными и общечеловеческими проблемами, несчастлив.
3. Восстановить энтимему: Я мыслю, следовательно, я существую.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если я буду расстраиваться по пустякам, то никаких нервов не хватит, и нервные клетки, к тому же, не восстанавливаются, а если мои нервные клетки не будут восстанавливаться, то я буду часто болеть, значит, чтобы не болеть я не должен расстраиваться по пустякам.
5. Правильно ли : Поскольку студенты иногда «проваливаются» на экзаменах, неверно, что все студенты сдают экзамены на «отлично».
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Соната – это музыкальный инструмент.
Билет № 20
1. Привести пример ошибки в демонстрации доказательства.
2. Сделать все логические необходимые заключения из суждения по логическому квадрату. Не каждому человеку нужно утром вставать на работу.
3. Сделать вывод и проверить правильность. Определить вид. Всех талантливых ждёт в жизни успех, ни один крокодил не талантлив.
4. Определить вид и проверить умозаключение, приведя его к традиционным типам: Если я не поздравлю Лёшу с Новым Годом, то он не обидится, если он не обидится, то мне не нужно будет извиняться, если мне не нужно будет извиняться, значит ему не нужны мои извинения, если ему не нужны мои извинения – я ему безразлична, если я ему безразлична, значит, он мной не интересуется, если он мной не интересуется, значит он сменил ориентацию. Следует, если я не поздравлю Лёшу с Новым Годом, он сменит ориентацию.
5. Доказать ,что первой фигуре большая посылка должна быть общим суждением.
6. Правильно ли дано определение (если – нет, почему, указать ошибки)? Блокнот – это записная книжка, содержащая записи телефонов и адресов.
Билет № 21