Становление классической теории познания
Начало формирования философского мышления Нового времени знаменуют философские взгляды английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.). Бэкон отвергает спекулятивную схоластическую философию и ориентируется на познание реально существующего мира. Основным орудием этого познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Поскольку метод познания Бэкона опирается прежде всего на чувства, постольку предметом его философии является постигаемая чувствами, т. е. материальная реальность. Материализм Бэкона вместе с тем отмечен определенным компромиссом, проявляющимся в теории двух истин и в его взглядах на двойственность души человека. Бэкон не только отделил друг от друга области исследования теологии и философии, признав существование двух истин, но и «раздвоил» душу человека. Если по своей телесности, считал он, человек принадлежит к сфере науки и философии, то душа человека имеет две части – разумную и чувственную. Разумная душа входит в человека «божьим вдохновением» и тем самым становится предметом исследований теологии. Чувственная же душа имеет все характеристики телесности и является сферой исследования философии.
Бэкон явился основателем эмпиризма – такого направления в философии, которое основным принципом познания берет чувственный опыт.
Бэкон верно понял, что развитие производительных сил общества не может быть удовлетворено лишь количественным ростом знаний. Наука должна овладеть новым методом познания. И Бэкон разработал опытно-индуктивный метод исследования природы. Суть этого метода заключается в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте. Бэкон не первый поставил в философии проблему индукции, но в отличие от своих предшественников он придал ей первостепенное значение, сделал главным средством научного познания природы. Индукции через простое перечисление Бэкон противопоставил истинную индукцию. Если первая ограничивалась лишь теми фактами, которые подтверждали доказываемое положение, то индукция Бэкона делает выводы не столько на основании фактов, подтверждающих доказываемое положение, сколько на основании фактов, противоречащих ему. Установление таких фактов возможно на основе не веры и не пассивного чувственного наблюдения, а на основе эксперимента, т. е. активного вмешательства в исследуемый процесс, создания разных условий для достижения объективной истины.
Бэконовская индукция требует проводить наблюдения по трем направлениям, составив три соответствующих списка:
список случаев присутствия интересующего свойства (например, свойства теплоты в солнечных лучах, в пламени, во внутренностях животных и т. п.);
список случаев отсутствия того же свойства (например, отсутствие тепла в лучах луны, в ненагретых жидкостях, в мякоти растений и т. п.);
список случаев, в которых исследуемое свойство присутствует в различной степени (например, теплота животных тел изменяется в зависимости от движения и т. п.).
Сбор этих случаев – подготовительная стадия индуктивного вывода. Далее действуя по аналогии и прибегая к исключениям, ученый должен получить положительный вывод, устанавливающий наличие общего свойства во всех случаях и его природу. Теплота, например, по Бэкону, есть движение мельчайших частиц вещества, наталкивающихся на препятствия и преодолевающих их.
Значительным препятствием в развитии научного познания Бэкон считал предрассудки, врожденные представления, которые неадекватно (неточно) отражают мир в нашем сознании. Бэкон называл эти представления идолами и свое учение о них считал важным средством борьбы с ними.
Бэкон отмечает четыре основных типа идолов: рода, пещеры, рынка и. театра. Идолы рода присущи самой природе человека, как его чувствам, так и разуму. Наиболее яркое проявление идолов рода – это истолкование природы «из аналогии человека», а не «из аналогии природы», т. е. приписывание природе не свойственных ей свойств и конечных целей. Идолы рода самые устойчивые. Индивидуальные особенности человеческой психики, определяемые характером данного человека, его воспитанием и особенностями жизненной судьбы, находят свое выражение в так называемых идолах пещеры. Третья разновидность идолов – идолы рынка. Они порождаются особенностями употребления различных слов, прежде всего общих понятий, особенностями человеческого общения, несовершенством обыденного мышления людей. Наконец, идолы театра, уходят своими корнями в слепую веру в авторитеты. Ибо традиционные, средневековые, философские учения, как отмечал Бэкон, создали вымышленные миры будто в театре.
Знание этих идолов, считал Бэкон, позволяет успешно бороться с ними, предолевать их и постигать объективную истину.
Стремясь дать строгое обоснование новой теории познания, французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. В отличие от Бэкона он подчеркивает значение рационального начала в познании, ибо только с помощью разума человек может получить достоверное знание. Декарт явился родоначальником рационалистической традиции Нового времени, признающей разум основой человеческого познания.
Истинным знанием, как заявил Декарт, может быть только очевидное. Новая теория познания должна строиться на таких основаниях, которые не вызывают никакого сомнения. Такое основание, по Декарту, должно быть найдено в самом человеческом разуме, точнее в его внутреннем первоисточнике – в самосознании. «Мыслю, следовательно, существую» – вот самое достоверное из всех суждений. Декарт исходит из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом человека в качестве субъекта познания, противоположного объекту познания – природе. Расщепление всей действительности на субъект и объект – вот то принципиально новое, чего не знала ни античная, ни средневековая философия. Отправляясь от самосознания и основываясь на нем, считал Декарт, можно построить все здание научного познания, построить систему науки, которая может обеспечить человеку господство над природой. Для этого необходимо использование правильного метода познания. И Декарт разработал свой метод.
В отличие от Бэкона, который считал эмпирическую индукцию основным методом получения истинных и практически полезных фактов, Декарт таким методом считал рациональную дедукцию. При этом, правда, он подчеркивал, что если рационалистический метод не хочет выродиться в умозрительно-схоластическую рассудительность, то он обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом. Дедукция предполагает выведение из общих положений частных следствий. В качестве таких общих положений Декарт берет врожденные идеи. Он считает, что познавательная деятельность человека слагается из трех видов идей: 1) идей, получаемых каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями; 2) идей, образуемых в его уме на основе идей первого вида; 3) врожденных идей. Последние играют наиболее важную и даже решающую роль в познании. Отличительными признаками врожденных идей являются: полная независимость от внешних предметов, ясность, отчетливость, простота и независимость от воли. Врожденными идеями Декарт считает сомнение, знание, незнание, протяженность, фигуру, движение, существование, единство, длительность и другие. Высшей из них и решающей для всякого познания является идея бога как абсолюта, всегда наличного в человеческой душе. Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме в готовом виде. Врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными и очевидными. И только тогда возможно дедуктивное выведение из них частных, конкретных знаний.
Развернутую критику теории врожденных идей и обоснование происхождения знаний и идей из чувственного опыта дал английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.). Теоретические понятия, как утверждал Локк, неведомы ни детям, ни идиотам, да и множеству необразованных людей. А раз нет их всеобщего, так сказать, автоматического распространения и действия, то нельзя считать их врожденными. Все общие принципы только кажутся врожденными, в действительности же за ними скрывается опыт. Даже происхождение идеи бога Локк связывал не с интуитивным, а с опытным путем. Критика врожденности знаний, разрушая слепое доверие к якобы незыблемым идеям и положениям, повышала роль личного начала в познании.
Человеческая душа, по мнению Локка, в самом начале своей жизни представляет чистую доску, на которой жизненный опыт пишет свои письмена. Существует две разновидности опыта: внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта мы получаем посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств. Это чувственные идеи. Во внутреннем же мире человека возникают идеи, названные Локком, рефлексиями. Как внешний, так и внутренний опыт человека непосредственно ведет к возникновению простых идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Сложные идеи всегда являются комбинациями простых. Например, идея «друг» представляет собой совокупность идей человека, любви, расположения, действия и других. Степень сложности идей может быть различной.
Размышление, однако, не является сущностью души (мысли); оно – лишь свойство ее. И потому никогда не может быть первичным, исходной достоверностью процесса познания. Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором из простых идей, полученных на основе внешнего и внутреннего опыта возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексий. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время, субстанция, состояние и многие другие.
Различаются идеи в зависимости от того, к каким качествам они относятся: первичным или вторичным. Первичные качества – это неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства тел: протяженность, форма, движение или покой, число и плотность. Вторичные качества – это всегда изменчивые, возникающие и исчезающие свойства. Они связаны со спецификой наших органов чувств. К ним Локк относил цвета, звуки, запахи и вкусы. Хотя реальность вторичных качеств субъективна, существует только в человеке, но порождена она не только деятельностью органов чувств.
В познании Локк различает две ступени: правдоподобного и бесспорного знания. Правдоподобное знание является продуктом непосредственного, эмпирического опыта. Такое знание (называемое мнением) еще не прошло через сито мыслительной деятельности – размышления. Продуктом же мышления является бесспорное знание. В свою очередь в бесспорном знании Локк определяет три ступени: низшая – чувственное, т. е. знание, которое опирается на идеи, прямо постигаемые чувствами; и две высшие, более ценные в познавательном отношении – доказательная и интуитивная. Доказательное знание опирается на мышление, которое обобщает идеи, возникающие на основе внешнего опыта. Интуитивное же опирается на мышление, обобщающее внутренний опыт.
Таким образом, Локк создал теорию познания, опирающуюся на показания человеческих чувств и здравого рассудка. Эту теорию дополнил рационалистическими моментами немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.).
Как и Локк, он подверг критике теорию врожденных идей Декарта. Разум, по Лейбницу, располагает не готовыми врожденными идеями и понятиями, а лишь зародышами их, т. е. такими тенденциями, которые обладают способностью развиваться до осознания идей. Тем самым Лейбниц вносит в теорию познания момент развития.
Лейбниц не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. В то же время, по убеждению Лейбница, образ чистой доски совершенно неприменим к человеческой душе и сознанию. Ибо познавательная деятельность человека даже в условиях самого простого опыта с необходимостью предполагает наличие некоторых принципов, делающих возможным его осмысление. Отсюда остроумное дополнение, которое Лейбниц внес в известный принцип сенсуализма (как направления в философии, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания): нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах... кроме самого разума, который невыводим ни из каких чувств. Вместо сенсуалистического образа души как чистой доски Лейбниц предложил сравнение ее с глыбой мрамора, прожилки которого намечают формы будущей статуи. Чувственный опыт, по мнению Лейбница, совершенно необходим в познавательной деятельности души, но лишь для реализации потенциальных возможностей, искони заложенных в ней. Все внешние процессы человеческий дух воспринимает через внутренние.
Чувственное познание выступает, таким образом, как низшая ступень или предпосылка рационального познания. Разумное, рациональное познание раскрывает необходимое и существенное в мире, тогда как чувственное постигает лишь случайное и эмпирическое. Чувственное познание может дать лишь «истины факта», эмпирические истины. Заключения, которые вытекают из этих знаний, также имеют эмпирический характер. Эти истины всегда касаются лишь единичных событий и явлений. Рациональное же познание, напротив, дает истины общие и необходимые.
Стараниями европейских философов XVII-XVIII веков была разработана, так называемая, классическая теория познания. Для нее характерны следующие основные принципы:
1. Противопоставление в познании субъекта объекту как следствие расщепления всей действительности на субъект и объект. Теоцентриче-ское единство мира в средневековой философии не способствовало исследованию гносеологических проблем, ибо все сводило к богу, его милости и откровению. Человек выступал лишь инструментом в руках бога. И в этом качестве он был един с природой. Когда же человек был оторван от бога, поставлен лицом к лицу с природой и в определенной мере противопоставлен ей, тогда-то и возникло собственно познавательное отношение человека к природе, которое настоятельно потребовало своего глубокого исследования.
2. Отождествление субъекта познания с отдельным человеком, индивидом, биологическим по своей природе существом. Такое понимание субъекта обусловлено, с одной стороны, борьбой нарождающейся буржуазии с феодальной сословностью и цеховой корпоративностью, а с другой – ниспровержением религиозного принципа сотворения человека богом и наделением человека природной, биологической естественностью.
3. Познание есть процесс пассивного отражения субъектом объекта. Освобождение человека от божественного господства и религиозных оков шло очень медленно, постепенно. И необходимым этапом на этом пути была замена божественного господства над человеком природным господством. Естествознание Нового времени, выдвинув лозунг «Знание – сила», которая позволит человеку овладеть природой, поставило не только практическую, но и философскую задачу. Однако, глубокое осмысление ее и решение было осуществлено на следующем этапе развития европейской философии – в немецкой классической философии.
4. Отражение субъектом осуществляемых на него воздействий объекта происходит в виде чувственных ощущений, которые обобщаются человеческим разумом.
5. Главным фактором, определяющим процесс познания и его результаты, является характер и структура объекта. Поэтому получаемое знание имеет объективный характер несмотря на то, что процесс познания осуществляется в субъективных формах.
6. Благодаря своим познавательным способностям (чувственным, рациональным и интуитивным) человек в состоянии познать окружающий его мир – гносеологический оптимизм.
Данная теория познания соответствовала уровню развития естествознания XVII – первой половины XVIII веков, когда исследовались простые, (наиболее глубоко) механические объекты. Она удовлетворяла и повседневное, обыденное мировосприятие людей.
Понятие диалектики.
· Первоначально Диалектикой называлось искусство вести беседу, но впоследствии диалектикой стали называть такое понимание в философии, которое противоположно метафизике.
· Метафизика ограничивается абсолютизацией и догмацией результатов познания, построением абстракт. схем, стемлением к упрощённой картине мира.
· Диалектика стремиться к наиболее полному, всестороннему учению о развитии реальной действительности и познания.
· Диалектика маркса и Энгельса показала свою ограниченность. Новая диалектика должна отличаться от Марксовской и Ленинской, она должна поставить в центр изучения соц.-историч. индивида, человека.
· В диалектике выделяют три аспекта:
¨она представляет собой отражение объективной реальности.
¨представляет собой философскую часть субъективной реальности - человеческого мышления и познания.
¨предст. собой реальное, объективное, материально-духовное, практическое взаимодействие чел. и природы, чел. и общ-ва.
· Как философское учение диалектика - система знаний, элементами кот. выступают наиболее общие принципы, законы и категории, связанные между собой разнообраз. способами.
· Принципы - предельно концентрированная форма знания, которая объединяет законы и категории в единую систему и потому выступает в качестве исходных положений фил. методологии. Они облад.чертами:
* имеют предельно общее содержание
* объединяют в себе ряд законов и категорий
* стрем. проникнуть в самую глубину и сущ-ть чел, мира, познания.
* способны выступать в кач-ве основ, первоначал философии.
· Законы - сущест-ные, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями или их сторонами.
· Категории - наиболее общие понятия, которые отражают свойства и стороны человека, мира, познания и практики. Фил. категории отличаются от фил. понятий признаками:
4сущест-тью и фундамент-тью
4вщеобщностью и универсальностью
4максим-ой обобщённостью
4способ. служить универс. сред-ми мышления, позн., преобраз мира.
4несинонимичностью, т.е. незаменимы др. признаками.
4соотносительностью
· Принципы, законы, категории явл. отражением бытия. Они выполняют различные функции в философии:
* праксеологическую * методологическую * гносеологическую * логическую * онтологическую * мировоззренческую * аксиологическую.
Билет
Гносеология Канта.
Работа Канта связана с критикой материализма и противопоставлением ему различных форм идеализма. Кант поставил перед собой задачу исследования человеческих познавательных способностей. Кант стал рассматривать субъекта как активное начало, а само познание как деятельность субъекта, протекающую по определенным законам.
Кант различает «вещи в себе» и явления. «Вещи в себе» - это предметы объективной реальности, существующие вне человеческого сознания и недоступные ему. Такая позиция по отношению к внешнему миру получила в философии название агностицизма.
Кант глубоко анализирует 4 антиномии:
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
2. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.
3. В мире все совершается только по законам природы.
4. Нигде нет ни какой необходимой сущности – ни в мире, ни вне его .
В процессе познания человек , по Канты, имеет дело с явлениями. Явлениями он называет то, что возникает в человеческом сознании в результате воздействия «вещей в себе» на внешние органы чувств. Поэтому человек может судить не о «вещах в себе», а об их воздействии на воспринимающие чувства.
Познавательные способности, по мнению Канта, существуют в трех формах: чувственности, рассудка и разума. Первой ступенью познания выступают пространство и время. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, время – априорная форма внутреннего чувства. С помощью пространства и времени субъект получает объективные представления о чем либо. Второй ступенью познания является рассудок. Рассудком Кант называет мыслительную деятельность субъекта, которая подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Кант выделяет четыре понятия рассудка: количество, качество, отношение, модальность. Третьей , высшей познавательной способностью является разум. Формами разумной деятельности выступают трансцендентальные идеи, которые Кант разделяет на три класса: начало всех психических явлений – душа, начало всех физических явлений – мир, начало всех явлений вообще – бог.
Принципы диалектики.
· В современной диалектике выделяются следующие принципы:
¨Принцип практичности, который означает, чтофилосовское знание всегда должно иметь практическое следствие. Марксистко-ленинский принцип уравнивал теорию с практикой. В будущем необходимо заменить этот принцип практичной философией.
¨Принцип материального единства мира.
¨Принцип гуманистического единства мира. В процессе антропосоциогенеза сложилось основное противоречие между человеком и природой. К сер. ХХ в. Стало очевидным, что:
10.в этом противоречии ведущая роль перешла к человеку,
11.по отношению к природе чел. действует не как индивид, а как большие соц. группы,
12.мощь объединений людей оборачивается негативными последствиями для индивидов.
¨Принцип развития. Развитие соотносят с движением - это абстрактная хар-ка фундаментального св-ва бытия, кот. представ. собой ед-во изменчивости и устойчивости. Под формами движения понимаются группы изменений, подчинённые общим законам:
A.сложность законов, действующих в них.
B.условия сущест-ния материальных носителей движения и хар-ер их “поведения”.
C.наличие специфических матер. носителей, без кот. форма движ. невозможна.
D.сущ-ние среди форм высших и низших
E.возникновение высших форм на основе низших
Не всякое движение можно назвать развитием. Развитие отличают необратимость и напрвленность, вероятностный хар-ер, кот. обусловлен тем, что соврем. мир сложно-динамическое образование, развитие кот. осущ. в условиях:
1.огромного разнообразия систем.
2.вероятностного выбора какого-либо пути
3.различной вероятности выбора
4.неопределённости соотношения необходимости и случайности.
Противоречие движения составляет единство прогресса и регресса.
¨Принципдтерминизма. Диалектико-материалистический детерминизм хар-ся чертами:
a)наличие разнообраз. форм взаимосвязи явлений.
b)исходит из широкого распространения вероятностных отношений, действ. по статистич. законам.
c)глубокое осознание важной роли внутр. усл. сущ. систем.
d)перешёл от жесткого однозначного понимания причинных связей к многозначному.
Билет