Социальная философия Возрождения.
Поворот Возрождения к человеку и его культуре был заметен и в области философских воззрений на общество. Центром социально-философских воззрений было государство, в котором прогрессивные силы общества рассматривались как главное орудие против церковной власти. Политической теория Никколо Макиавелли (1469—1527 г.) Макиавелли исключил бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Он считает, что в истории и обществе действует судьба. Причину упадка христианской религии видит в противоречие с политической практикой. Религия должна носить совершенно иной характер. Политика рассматривается как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и законы. Ей он подчиняет не только религию, но и мораль. Политическая деятельность, т.е. создание и управление государственной власти, имеет собственный критерий оценки — пользу и успех, достижение поставленных целей. По Макиавелли интерес отечества должен пониматься прежде всего как интерес народный, общенациональный. Макиавелли резко полемизировал с теми политическими деятелями, которые отказывали народу в здравом смысле и верном суждении. Не только государство, но и право получает в философии Возрождения антирелигиозное толкование. В человеческом праве различаются гражданское и естественное право. Гражданское право возникает исторически, обусловлено политической ситуацией; естественное право вытекает из естественной природы человека и является предметом не истории, а философии. Сущность естественного права заключена в общественном характере человека. Государство, есть результат заключения людьми общественного договора. Коммунистическое учение английского гуманиста Томаса Мора (1479— 1555 гг). В своем главном произведении «Утопия» он стремится к выяснению социальных причин этого процесса. Причину всех неслыханных народных бедствий гуманист видит в существовании частной собственности, в господстве личного интереса. Цель коммунистического общества утопийцев есть обеспечение не только материальных потребностей граждан и общества в целом, но также и свободное развитие человеческой личности. Счастье утопийцы видят «в честном и благородном» удовольствии, наслаждении. В согласии с этими этическими воззрениями утопийцев находятся и их религиозные представления. Томас Мор полагал, что при помощи просвещенного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. Это период, в котором вследствие социальных и экономических изменений, связанных с разложением феодального строя в Европе и возникновением новых, исторически прогрессивных форм производства и общественных отношений, рождается новое мировоззрение. Основными чертами его являются натурализм, индивидуализм, рационализм. Философия эпохи Возрождения усиливает связи с наукой. Основным признаком философии Возрождения является ее светская, темная направленность. Значение философии Возрождения можно кратко представить в том, что она создала основу философии Нового времени.
Социальная духовность.
· При всей сложности связи между элем. общ. сознания и бессозн. явл. соц. псих. идеальное в общ-ве функц-ет как целостное образование.
· Социальная духовность - состояние общ. психики, выраж-щее господст-щие в общ-ве идеи, теории, взгляды и отношение к ним.
· В соц. дух-ти присутствует рациональная(вед. роль) и эмоциональная сторона.
· Чувственно-эмоциональное состояние больших соц. гр. неустойчиво и зависит от эмоц. сост. индивидов. А качеств. состоян. рациональной стороны устойчиво и не зависит от сост. умов индивидов.
· Соц. дух-ть порождается конкретно-историч. состоян. материальной и дух. жизни общ-ва. В развитом общ-ве > влияние на дух. сост. об-ва оказывает политическая система, научные знания, уровень разв. науки, религия, искусство, дух. традиции, образование.
· Матер. и дух. жизнь общ-ва взаимодействуя др. с др. порождают единую целостную идеальность. Его особенности:
* оно явл. необходимой стороной всякой человеч. деят-ти, общ. событий, процессов, отношений. Всякая чел. деят. противоречива, т.к. представляет взаимод. мат. и идеального.
* идеальное закрепляется во всякой деят-ти, но и в её рез-тах
* идеальное - отражение реальной действительности, природного и соц. бытия людей. Если реальная жизнь раздроблена, то единства соц. духа не возникнет. Тогда в об-ве возникают религия, идеи национализма, коммунизм - они искусственны и обречены на исчезновение.
* идеальное в об-ве не только отраж. объектив. реальности, но и её творчество. Оно творит будущ. предметы, вещи.
* соц. дух-ть явл. порождением и функцией соц. систем, их переплетения и взаимод-вия.
· Сила обществ. духа оказывает огромное влияние на людей и их деятельность. Явное действие оказ. соц. дух-ть.
· С развитием чел-ва происходит изменение соц. дух-ти. Выделяют этапы: мифологический, религиозный и научный.
· Исторические формы соц. дух-ти:
¨ Мифологическая, кот. не выделяла человека из об-ва и окр. природы., подчиняла его власти родоплеменных обычаев.
¨ Философская, кот. отлич. рационально-теоретическим пониманием мира и выделен. чел. из об-ва.
¨ Развитая - монотеистическая религиоз. форма соц. дух-ти не только выдел. чел из об-ва, но и провозглашает к нему любовь бога.
¨ Эпоха Возрожд. - новая соц. дух-ть - абстрактный гуманизм. Провозглашал любовь к реальному человеку. Счастье связыв. С активной жиз-деят. Абстрактность в том, что обращ. к чел. вообще.
¨ Новое Время - соц. дух-ть, основанная на классовом гуманизме. Общим для сторонников этого гум. явл. классовый эгоизм.
¨ С сер. ХХ века склад. соц. дух-ть, в основе кот демократич. гум. Он провозглаш. чел. отнош. к каждому индивиду.
Билет №13
Философия нового времени.
В XXII-XII веках в Европе продолжался процесс распада феодального общества. Причина: переход от ручных орудий труда к машинным => смена аграрной цивилизации на индустриальную. Развитие мануфактур привело к развитию наук. Зарождение современных наук: химия, математика, физика и др. Особо активно развивалась механика, отсюда механицизм ф.нв. Характерно познание реальности с помощью чувств => рост фактических данных => стремление к их систематизации => Развитие теоретического (и рационального) мышления. Наука нуждалась в новой ф, прежде всего в гносеологии. В Европе зарождается буржуазия, которой нужно новая, отличная от средневековой, ф. В XVIII в. в Англии переход от мануфактурного производства к фабричному. Во многих гос-вах происходят буржуазные революции => новое гос. устройство, б. получает некоторую власть => потребность в новых социально-филосовских теориях. Ф.нв. В борьбе против схоластической ф. Средневековья, ф. Нв. опиралась на научное познание, это породило форму ф. – механический материализм. Разработка методологии – учения о методах познания мира, углубляющая гносеологию. В результате развития ф.нв. появилось разделение ф. На материалистическое и идеалистическое направления.
Теория познания.
Френсис Бэкон (Б). Б отвергает схоластическую ф и ориентируется на познание реального мира с помощью чувств, опыта, эксперимента (материализм). Однако Б допускает компромисс с идеализмом (две истинны мат. И ид. А так же: человек по Б – материальное тело и двойственная душа: философски непознаваемая - разумная д. И чувственная д, – предмет ф.). Б – основатель эмпиризма – направление ф. В котором основной принцип познания – чувственный опыт. «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства». Б разработал опытно-индуктивный метод познания (постепенное обобщение опытных фактов - индукция). Истинная индукция – три списка фактов: 1)где явление есть, 2) где его нет, 3) где оно есть в некоторой степени, в результате вывод. Препятствия в познании – идолы: рода (приписывание природе чел свойств), пещеры (в зависимости от индивидуальных чел. различий), рынка (различие в значении слов), театра (вера в авторитеты).
Рене Декарт (Д). Рациональное начало в познании, только разум может получить достоверное знание (рационализм). «Мыслю, следовательно, существую». Человек – субъект (в противоположность объекту познания - природе). Основа и первоисточник любого познания – самосознание. Метод познания по Д: не считать вещь истинной пока это не показано с очевидностью, разделить каждый вопрос на элементарные вопросы, док-во вести познание от вопросов наипростейших к более сложным, проверять полноту и точность расчётов. Метод познания – рациональная дедукция (от общего к частным), при этом отмечалась необходимость проверки выводов экспериментом. Три вида идей: 1) идеи извне (чувственные), 2)Идеи, образуемые в уме на основе 1, 3) врожденные идеи – основа познания. Врожденные идеи (сомнение, знание, незнание, движение, длительность и др., идея бога как абсолюта) отличают ясность, отчётливость, независимость от внешнего опыта и воли.
Джон Локк (Л). Критика врождённых идей Д за всеми идеями стоит опыт. Чел. Душа в начале своего развития есть чистая доска, на которой жизнь пишет свои письмена. Две разновидности опыта: внешний (через органы чувств – чувственные идеи) и внутренний (рефлексии). Из внешнего и внутри опыта появляются простые идеи. Из них посредством размышления – общие идеи (пространство, время, состояние и др.). Размышление есть свойство ума. Идеи делятся по качествам на первичные (неотъемлемые свойства тел: протяжённость, форма, и др.) и вторичные (исчезающие и возникающие: звуки, вкусы, запахи). Л различал две ступени познания: правдоподобное (эмпирический опыт - мнение) и бесспорное знание. Посредством размышлений получаем бесспорное знание. 3 ступени бесспорного знания: чувственное – опирается на чувственные идеи, доказательное –мышление на основе внешнего опыта, интуитивное – мышление на основе внутреннего о). Л создал теорию познания на основе чувств и здравого рассудка.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (ВЛ). Подверг критике врожденные идеи Д . Разум располагает не готовыми идеями, а лишь их зародышами способными к развитию. Сторонник идеи чувственного и опытного познания. Отверг идеи души в виде чистой доски, по ВЛ образ глыбы мрамора прожилки которой обозначают контур будущей картины. Принцип сенсуализма (направление в ф: чувства есть главное в познании) нет ничего в разуме чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума. Все внешние процессы чел. Дух воспринимает через внутренние. Чувственное познание есть низшая ступень рац. Познания.
Хар-ка классической теории познания: 1) противопоставление субъекту, объекта. 2) Субъект познания - один человек. 3) Познание есть процесс пассивного отражения объекта, субъектом. 4) Познание в виде чувственных ощущений, обобщённых разумом. 5) Главным в познании является объект => объективное знание. 6) Человек в состоянии познать окружающий его мир.