Стихийное, сознательное в соц. психике.

· Совместная материально-произв., политич, бытовая и проч. жиз-деят людей, общ. условия сущ-ния порождают в их психике общ. явления.

· Все надындивидуальные формы психики склад. на основе индивидуальных. Первые формы общения инд. психик. обнаружив. в деят-ти малых соц. групп.

· Соц. психика сущ. посредством индивид. психики. Иного сущ-ва она не имеет. Но она не простая механич. сумма психик индивидов.

· Соц. психика - совокупность индив. психик, образовавших качественно иное состояние. Индив. психика, включенная в соц. психику приобретает новые кач-ва.

· Инд. психика существует:

* в индивидуальной форме

* материальной (действия, мимика, жесты)

· Соц. психика сущ. в идеализированных формах.

· Соц. психика касается индивид-ой, где моменты инд. психики приобретают соц. значимость. Эти моменты должны быть материализованы.

· Соц. психику образуют такие явления инд. психики, которые порождаются общими потребностями и интересами, их совместной деятельностью и представляют собой обществ. чувств-эмоц. восприятие и понимание действительности.

· В соц. психике выделяют:

¨ Стихийное - часть соц. психики, которая представляет собой совокуп-ть неосознанных, либо осознаваемых, но не регулируемых отражение природы и соц. действительности большими группами людей, ист. общностями и народом в целом.

¨ Сознательное (общ. сознание)- часть соц. психики как идеальной стороны общ. жизни ист. процесса, которая поддаётся в той или иной мере непосредственному либо опосредованному регулированию людьми.С помощью сознательного люди более фундаментально приспосабливаются к изменениям. При стихийном люди меняются сами.

· В управлении различают:

- регулирование - учёт интересов др. людей.

- манипулирование - вопреки воле и желаниям человека.

· Стихийное и сознательное - противоположности, отнош. между ними имеет противоречивый характер.

· Многообразные функции, кот. выполняет соц. психика в общ., реализуются посредством общ. сознания.

Билет №11

Натурфилософия Возрождения.

Ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в ХУШ веке складывается натурфилософия Ее отличает прежде всего предмет исследования «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588 г.г). Задачей философии считаёт не познание Бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Он отвергает упование на внешние авторитеты. Началами вещей Телезио считает материю - «телесную массу», и бестелесные актив­ные силы —тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют суб­станцию. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. Натурфи­лософияДжордано Бруно (1548—1600 г.г). Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Хри­стианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название п а н т е и з м а (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпаде­нии противоположностей. В учении о строении материи Бруно обращается к тради­циям античного атомизма. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм - «Душа мира». Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри мате­рии, но и главенствует над ней. Глубочайший смысл идеи панпсихизма — признание самодви­жения в природе. Бруно отвергает отрыв пространства и времени от материи. Он показал, что в «бесконеч­ной Вселенной» нет места фиксированному центру. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Задача разумного познания — проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Смертность души — одна из предпосылок этического учения Бруно. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение.

2 Общественное сознание. Его основные элементы, структуры.

•Общ.сознание можно рассмотреть по разным критериям:

Практический:

•1. В зависимости от обслуживаемых общ.сознанием сфер общ. жизни и выполняемых при этом функций различают виды:

Экономическое

Правовое

Бытовое

Медицинское

Образовательное

2.В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности:

•предметно-чувственное

•абстрактно-логическое

•фантастическое

3.В зависимости от степени близости общ.сознания к практическому преобразованию действительности и хар-равзаимоотн. С действительностью:

•элем.сознания, отражающие действит.

•элем, выраж. оценочное отношение к действит.

•эл, непосредств. предваряющпракт. преобраз. иперехо-щие в него.

Познавательный:

В зависимости от глубины отражения действит. уровни общ. сознания: обыденный(стихийное возникновение) и теоретический (целенапр-ное отражение).

Ценностно-оценочный:

В зависимости от форм оценки в общ.сознании различаются:

•общ.психика - чувственное отнош. к знанию о действит.

•идеология - интеллектуальная оценка.

В зав-ти от содержания ценностно-оценочного отнош. к действ, от сфер общ.жизни, в кот. отношение функционир:

•Экономические

•политические

•правовые

•эстетические

•нравственные

•философские

•религиозные

В зав-ти от устойчивости, длительности существования ценностно-оценочных элементов общ.сознания:

убеждения

идеалы

ценностные ориентации

переживания

настроения

эмоц. состояния

мнения

?Исторический:

1.В зав-ти от влияния на историческое развитие общ.сознания чел-ва фундаментальных мат. основ чел. бытия можно выделить цивилизационные типы:

* аграрный * индустриальный * информационный

2.В зав-ти от конкретно-историч. складывающейся в общ.счистемы общ. отнош. можно выделить формационные типы:

первобытно-общинный

азиатский

античный

феодальный

капиталистический

социалистический

Конкретно-историческое состояние общественного сознания - его целостная, качественно-своеобразная хар-ка, обобщ. рез-атдиалектич. взаимод. всех его сотав. частей в какой-то момент ист. развития.

Его признаки:

-господствующие в общ-ве идеи

-преоблад. чувства, эмоции, настроения.

-кач-во отраж. реальн. действит.

-характер и степень воздействия общ.сознания на реальную действительность.

Билет №12

Наши рекомендации