Стихийное, сознательное в соц. психике.
· Совместная материально-произв., политич, бытовая и проч. жиз-деят людей, общ. условия сущ-ния порождают в их психике общ. явления.
· Все надындивидуальные формы психики склад. на основе индивидуальных. Первые формы общения инд. психик. обнаружив. в деят-ти малых соц. групп.
· Соц. психика сущ. посредством индивид. психики. Иного сущ-ва она не имеет. Но она не простая механич. сумма психик индивидов.
· Соц. психика - совокупность индив. психик, образовавших качественно иное состояние. Индив. психика, включенная в соц. психику приобретает новые кач-ва.
· Инд. психика существует:
* в индивидуальной форме
* материальной (действия, мимика, жесты)
· Соц. психика сущ. в идеализированных формах.
· Соц. психика касается индивид-ой, где моменты инд. психики приобретают соц. значимость. Эти моменты должны быть материализованы.
· Соц. психику образуют такие явления инд. психики, которые порождаются общими потребностями и интересами, их совместной деятельностью и представляют собой обществ. чувств-эмоц. восприятие и понимание действительности.
· В соц. психике выделяют:
¨ Стихийное - часть соц. психики, которая представляет собой совокуп-ть неосознанных, либо осознаваемых, но не регулируемых отражение природы и соц. действительности большими группами людей, ист. общностями и народом в целом.
¨ Сознательное (общ. сознание)- часть соц. психики как идеальной стороны общ. жизни ист. процесса, которая поддаётся в той или иной мере непосредственному либо опосредованному регулированию людьми.С помощью сознательного люди более фундаментально приспосабливаются к изменениям. При стихийном люди меняются сами.
· В управлении различают:
- регулирование - учёт интересов др. людей.
- манипулирование - вопреки воле и желаниям человека.
· Стихийное и сознательное - противоположности, отнош. между ними имеет противоречивый характер.
· Многообразные функции, кот. выполняет соц. психика в общ., реализуются посредством общ. сознания.
Билет №11
Натурфилософия Возрождения.
Ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в ХУШ веке складывается натурфилософия Ее отличает прежде всего предмет исследования «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588 г.г). Задачей философии считаёт не познание Бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Он отвергает упование на внешние авторитеты. Началами вещей Телезио считает материю - «телесную массу», и бестелесные активные силы —тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют субстанцию. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. НатурфилософияДжордано Бруно (1548—1600 г.г). Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Христианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название п а н т е и з м а (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпадении противоположностей. В учении о строении материи Бруно обращается к традициям античного атомизма. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм - «Душа мира». Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри материи, но и главенствует над ней. Глубочайший смысл идеи панпсихизма — признание самодвижения в природе. Бруно отвергает отрыв пространства и времени от материи. Он показал, что в «бесконечной Вселенной» нет места фиксированному центру. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Задача разумного познания — проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Смертность души — одна из предпосылок этического учения Бруно. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение.
2 Общественное сознание. Его основные элементы, структуры.
•Общ.сознание можно рассмотреть по разным критериям:
Практический:
•1. В зависимости от обслуживаемых общ.сознанием сфер общ. жизни и выполняемых при этом функций различают виды:
Экономическое
Правовое
Бытовое
Медицинское
Образовательное
2.В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности:
•предметно-чувственное
•абстрактно-логическое
•фантастическое
3.В зависимости от степени близости общ.сознания к практическому преобразованию действительности и хар-равзаимоотн. С действительностью:
•элем.сознания, отражающие действит.
•элем, выраж. оценочное отношение к действит.
•эл, непосредств. предваряющпракт. преобраз. иперехо-щие в него.
Познавательный:
В зависимости от глубины отражения действит. уровни общ. сознания: обыденный(стихийное возникновение) и теоретический (целенапр-ное отражение).
Ценностно-оценочный:
В зависимости от форм оценки в общ.сознании различаются:
•общ.психика - чувственное отнош. к знанию о действит.
•идеология - интеллектуальная оценка.
В зав-ти от содержания ценностно-оценочного отнош. к действ, от сфер общ.жизни, в кот. отношение функционир:
•Экономические
•политические
•правовые
•эстетические
•нравственные
•философские
•религиозные
В зав-ти от устойчивости, длительности существования ценностно-оценочных элементов общ.сознания:
убеждения
идеалы
ценностные ориентации
переживания
настроения
эмоц. состояния
мнения
?Исторический:
1.В зав-ти от влияния на историческое развитие общ.сознания чел-ва фундаментальных мат. основ чел. бытия можно выделить цивилизационные типы:
* аграрный * индустриальный * информационный
2.В зав-ти от конкретно-историч. складывающейся в общ.счистемы общ. отнош. можно выделить формационные типы:
первобытно-общинный
азиатский
античный
феодальный
капиталистический
социалистический
Конкретно-историческое состояние общественного сознания - его целостная, качественно-своеобразная хар-ка, обобщ. рез-атдиалектич. взаимод. всех его сотав. частей в какой-то момент ист. развития.
Его признаки:
-господствующие в общ-ве идеи
-преоблад. чувства, эмоции, настроения.
-кач-во отраж. реальн. действит.
-характер и степень воздействия общ.сознания на реальную действительность.
Билет №12