Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Сущность человеческого сознания

Материал для обобщения данной проблемы очень обширен - это практически вся культура человечества. Данный материал касается не только философских размышлений и научных опытов, он также связан с историей религии, литературы, искусства. Поэтому изложение данного раздела будет носить тезисный, фрагментарный характер для того, чтобы хотя бы выделить основные опорные пункты мысли, на основании которых можно сделать философские выводы о природе сознания.

Древнегреческий философ Аристотель определил сознание следующим образом: сознание человека - это способность отражать действительность. Как черточки отпечатываются на дощечке воска, так и предметы внешнего мира отпечатываются на «дощечке разума».

Особенностью античной философии было выявление того, что сознание направлено на внешний мир. Обратить внимание на внутренний мир самого сознания древние греки не сочли нужным или возможным по тогдашним представлениям о человеке в мире и мире самого человека. Им было свойственно размышлять о душе, но она трактуется как имманентная часть бытия; душа присуща и человеку, и животному. Даже вещи имели душу по представлениям античных философов. Это, как известно, было элементом мифогенного сознания, основным способом объяснения мира, у которого была антропоморфная ассоциация. Мир так же одушевлен, как человек, мир это большой космос, а человек - микрокосмом. И законы, действующие в большом космосе и в микрокосме - принципиально одни и те же. Это законы Логоса.

Философское мышление рационализировало мифогенные представления, ограничило их, но и само осталось в рамках собственного ограничения; сознание рационализировалось, трансформировалось в идею, но не как в феномен духовности. Все это можно объяснить еще и тем, что для понимания духовного наполнения сознания необходимо было, чтобы развились представления о сознании, достроились миром чувственности, эмоциональности, художественности, образности. Искусственным путем это сделать было невозможно. Человечество должно было пройти не малый путь для достижения той «критической массы», наполнения сознания, чтобы можно было сказать: сознание это не только рациональное мышление (и даже не только идея или мир идей), а прежде всего феномен человеческого «Я». Таким образом сознание стало пониматься как явление человеческого духа.

Осознание самобытности человеческого «Я» в христианской философии наполнилось разными каче­ствами. Сознание - это:

1. Осознание своей «тварности» при Творце.

2. Переживание своей любви к Богу.

3. Осознание своей ограниченности и безграничности Бога.

4. Стремление через посредство веры слиться с Богом, устранить свою ограниченность безграничностью Творца.

5. Осознание «греховности человека» в соответствии с чем сознание - это наказание за грех.

6. Страдание и сострадание.

7. То самое проникновение в тайны, за которым следует «умножение скорбей и печалей».

8. Открытие, что человек не только природное существо (физическое, химическое, биологическое и физиологическое), подчиняющийся всеобщим законам (Логоса, космоса и т.п.), но и нечто иное, существо духовное, социальное, индивидуальное. Человек - это личность и он уникален и неповторим и так же неисчерпаем, как космос.

В структуру сознания включается самосознание. Сознание становится важной ценностью мира. Если христианские мыслители стремились обосновать возможность души, то философы Нового времени этот вопрос трактуют по-иному; намереваясь доказать возможность внешнего мира для моего сознания.

Но и при этом сознание еще понималось как расщепленное, вернее философы еще не нашли то, как объяснить целостность этого феномена. Коренной поворот к пониманию органической целостности с знания начинается с Канта. По его мнению в сознании существуют особые, непосредственные данные знания о чем-то целостном. Они присутствую в человеке, и мы только тогда начинаем познавать мир, осознавать себя в нем, когда обнаруживаем эту критерии органической целостности сознания. Они даны человеку априори и являются непосредственной данностью человеческого сознания Когда человек осознает собственное «Я», то он уже противопоставляет это «Я» тому, чем является не-Я. По Канту такими цементирующими структурами являются формы сознания, формы восприятия, общие для всех людей, или, говоря философским языком, трансцендентальное единство апперцепций». Они как готовые формы предшествуют любому познавательному акту.

Кантовское понимание первичности познавательных форм сознания является революционным фи­лософским выводом. Но как только в философии появляется вывод «pro» («за»), так сразу за ним следует вывод «contra» («против»). И таким выводом стал марксистский тезис о том, что сознание вторично, оно является продуктом материального мира.

Идея Маркса о вторичности сознания была развита им в направлении детерминации идеального материальным. В общественной жизни эта детерминация также провозглашалась как обусловленность духовной жизни общества его материальной жизнью, прежде всего материальным производством. Смена способов материального производства обусловливала смены исторических эпох. Данный метод понимания социальной эволюции был назван материалистическим пониманием истории. Исходя из этого объяснительного принципа строилась вся экспликация (уточнение) соотношения бытия и духа, решался основной вопрос философии - не сознание является определяющим бытие, а бытие определяет сознание.. Не сознание конструирует мир - он существует вне и независимо от сознания. Сознание является продуктом материального мира, результатом длительной эволюции природы, ее высшим продуктом. Материальной основой сознания является человеческий мозг. Сознание имеет свойство отражать материальный мир в духовной деятельности.

Такой подход к проблеме сознания и к основному вопросу философии называется философским ма­териализмом. Критики Маркса называли принцип всеобщей обусловленности духовной жизни общества его условиями материального производства экономическим детерминизмом. В марксистской философии проблема сознаний нашла свое объяснение, но не следует полагать, что это является абсолютно полным и правильным. За с пределами остались многие вопросы, которые марксизме либо не затрагивались, либо нашли слишком упрощенное объяснение.

В конце прошлого века и в нынешнем столетия был реализован целый ряд исследовательских программ, для которых понимание проблемы сознания являлось ключевым вопросом.

Сознательное и бессознательное в структуре личности

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Характеристики сознания человека.

1 его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

2 характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”.

Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это

противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ, который способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3 характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности

человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Сознание характеризуется также рядом специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Второе свойство состоит в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.

Сознание тесно связано с речью. Именно оно отвечает за осмысленность разговора, названия предметов, коммуникабельную способность данного человека.

Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т. е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.

Обмениваясь друг с другом информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Откладываясь в лексиконе, семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, по мере того как он усваивает язык и пользуется им как средством общения и мышления. Поэтому мы можем сделать вывод, что без языка и речи сознание и мышление немыслимо.

Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себепотенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им кажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в связной, логической формуле”.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

Далее мы укажем некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:

·Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности.

Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;

·Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;

·Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности.

В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;

·На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;

·Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;

·Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции. Доказать факт автоматизмов можно, когда на пути к реализации какой-либо цели появляются неожиданные препятствия. Если поставить под контроль сознания осуществление упрочившихся программ, то можно нарушить течение автоматических действий. Например, если больной из-за страха не научиться заново ходить пытается с помощью сознательно управлять этими функциями, то, скорее всего, он будет меньше успеха в этом, чем, если бы не обращал на это столь пристального внимания. Если человек, который заикается, будет постоянно испытывать страх перед речью и думать об этом, то его произношение действительно будет с большими дефектами.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Это объясняет, каким образом творческим людям приходит озарение, и почему он полностью не осознает своих идей. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, образах. В качестве примера приведем историю великого химика Д. И. Менделеева. Его периодическая таблица химических элементов просто приснилась ночью. Это объясняется тем, что бессознательное пришло на помощь сознанию, когда было не силах справиться с поставленной задачей.

Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Сновидения представляют собой особую форму проявления бессознательного. В них хранятся все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека.

Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяет бессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Напомним, что такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым.

Существуют сновидения другой разновидности, здесь содержание сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников и инфальтильные сны взрослых людей. Детские сновидения отличаются своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых также имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.

Наши рекомендации