Понятие политической сферы и ее структура.
Политика сложилась на определенном этапе развития человечества. В обществе появилась потребность в образовании социальной силы, способной к урегулированию противоречивых отношений между Такой силой и явилось государство.
Там, где те или иные социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальных возможностях других слоев населения, там и зарождается политика.Политические отношения предполагают обязательное осознание и оценку группой и каждым ее представителем своих властно значимых .Предполагается наличие специфического субъекта—политической элиты.
Основные структурные звенья полит.составляют:1. Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей соц. гр.между собой и с институтами власти.2. Полит-ое сознание, выражающее зависимость полит-й жизни от осознанного отношения людей к своим интересам.3. Полит.организация, представляющая собой систему институтов.
Основными элементами политической организации общества являются:
а) Государство как важнейший институт политической системы общества Ему принадлежит законодательная, исполнительная и судебная властиСущественными признаками государства являются:—политический хар-р публичной вл., которая опирается на систему органов принуждения и материального распределения;— его власть распространяется на людей не по кровно-родственному или др.признаку, а по территориальному;— государство взимает налоги с населения;
— осуществляет законотворческую деятельность;— обладает суверенитетом, т. е. верховенством во внутренних делах и независимостью во внешних.б) Полит.партии -объединения наиболее активных представителей больших соц.гр, для достиженияопределенных целей.в) Общественно-политические движения Они являются посредниками между гос. властью и разными слоями населения. г) Неполит.по своей природе соц. институты (напр., СМИ, церковь, молодежные организации )
Характер политической системы общества зависит от формы государства. Она включает в себя три аспекта государства: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления — это организация высшей государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений. Основные формы правления — монархия и республика. Формы государственного устройства — это национально-территориальная организация государственной власти. Основные формы государственного устройства—унитарная и федеративная. Политический режим характеризует методы осуществления государственной власти, принципы взаимоотношений государства с населением. Основными полит.режимами явл-ся демократический и тоталитарный. Демократия — это политический режим, основанный на признании народа источником власти. Тоталитаризм — это политический режим, основанный на полном контроле государства над всеми сферами жизни обществаПолитическая сфера выполняет в обществе следующие функции:
1) выражает властно значимые интересы всех групп и слоев общества;2) призвана рационализировать противоречия ,направлять их в русло согласования интересов отдельных групп и общества;3) управляет политическими и социальными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего общества;4) объединяет разл.слои насел. за счет подчинения их интересов интересам общества, обеспечивает общественный порядок;5) выполняет своеобразную человекотворческую функцию, позволяя индивиду конструировать себя как самост-ое существо;6) призвана обеспечивать как преемственность, так и введение нового в развитие и каждого человека тоже.
ВЫВОДЫ 1. Чтобы не быть глупой жертвой обмана в полит, нужно развивать свое полит. сознание до понимания своих интересов 2. Государство является необходимым институтом полит.жизни общества. Политически развитый человек должен ради своих интересов оказывать влияние на гос, определять формугосударства, принимать участие в формировании гос.органов.
Билет №6
Антропология
а)Ранние древнегреческие философы понимали космос как упорядоченную часть вселенной. Космос — это живая (а для некоторых философов и одушевленная) система, с которой органически связан человек. Космос определяет жизненный путь, судьбу каждого человека.
б)Протагор (490— 420 гг. до н. э.), таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Человек объявлен софистами критерием всего: добра и зла, истины и заблуждения и т.д.; руководствуется выгодой и пользой, причем как личной, так и государственной.
в)Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.). Он сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» — любимое изречение Сократа. Познать самого себя — значит, для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо, притом не столько как конкретную личность, сколько как человека вообще. При исследовании этических вопросов Сократ применял метод диалога, собеседования. должна быть одной. На достижение ее и направлен диалектический (от греческого слова диалектике — искусство вести беседу, спор)метод Сократа.
в)Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Человеческая душа состоит как бы из двух частей — разумной и неразумной. Смысл человеческого бытия, судьба человека зависит от того, кто кого осилит: неразумное, низменное, вожделеющее начало души или разум со своими союзниками? Платон принимает миф о переселении душ: после смерти тел души могут вселяться как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько высшей части души — разуму — удалось победить низшую часть души. Трем основным сословиям соответствуют и три основные добродетели. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность —добродетель народа. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека.
Аристотель говорил, что человек — это общественное существо. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Сущность государства Аристотель видел в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа граждан. Счастливы же люди тогда, когда владеют умеренной собственностью, когда власть государства является как бы продолжением власти главы семьи. Наилучшими формами политического устройства Аристотель считал политою (государство управляется большинством), аристократию (управление группой граждан, обладающих личным достоинством) и монархию, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Худшими формами политического устройства Аристотель считал тиранию, олигархию и демократию.