Развивающаяся личность человека как предмет конструктивного самопознания
Личность как выражение качественной определенности человека является объектом изучения многих наук: философии и антропологии, психологии человека, социальной психологии и педагогики, социологии и других. Поэтому необходимо дополнительное рассмотрение самого понятия «личность», чтобы отдифференцировать в нем, как в объекте, содержание предмета ее развития.
Содержание понятий «человек» и «личность» может быть раскрыто в анализе человеческой активности. Естественные науки о человеке сосредоточены на рассмотрении физико-химической, биологической, информационно-энергетической или физиологической активности людей. В науках социальных рассматривается социальная общественная активность, в том числе экономическая, политическая, коммуникативная, религиозная, научная и другие формы и виды социальной активности, адекватные различным формам общественного сознания.
Но и естественные, и социальные науки едины в своих представлениях о человеке и личности в том, что рассматривают преимущественно объективное содержание универсальной личности. Даже если в социальных науках одной из важнейших проблем провозглашается формирование внутреннего мира и мировоззрения личности, этот мир изучается объективно и объективными методами. Больше всего при этом исследователи по привычке опасаются обвинений в «субъективизме», понимаемом как синоним научной несостоятельности. В целом ряде психолого-педагогических наук, какими они сложились к настоящему времени, до сих пор изучаются прежде всего и только объективные характеристики психической и социальной активности.
В чем состоит основное достоинство антропологических наук настоящего времени, вполне отстоявших свое право на относительно независимое определение как современных? В том, что, в отличие от содержания классических наук о человеке, они наиболее последовательны в дифференциации объектных и субъектных компонентов социальной активности. Понятия «субъект» и «субъективность» являются в современном человекознании более определенными, поскольку соотносятся с понятием «личность», причем личность становится таким образом субъектом труда, игры, познания и общения — всех основных видов деятельности.
Субъектность личности совершенно логично связывается со всей ее активностью. Но это очевидное достоинство современной науки не всегда продолжается в нужном направлении — и поэтому становится не только недостатком, продолжающим достоинство, но и коренным пороком. Достигнув в настоящее время признания благодаря достоинству современной науки исследовать субъектность человека, подавляющее большинство специалистов-антропологов, в том числе и гуманистически ориентированных, связывают разрешение проблемы субъекта активности с вопросами самосознания и сознания. Все известные виды психотерапии, включая клиент-центрированную терапию К. Роджерса и логотерапию В. Франкла, направлены прежде всего на изменение содержания сознания — то есть склоняются к рационализму, в различных его противопоставлениях эмпиризму, также постоянно витающему (как предпосылка) в социально-психологической помощи человеку.
Казалось бы, нет необходимости вновь указывать на общность недостатков рационализма-эмпиризма, хотя современные антропологи преодолевают эти недостатки, используя понятие о целостности человека, представленной в его личности и субъектности. Но современные специалисты, не зная каким образом далее двигаться в разработке своего предмета субъектности и индивидуальности развивающейся личности, вновь обращаются к философии с предложениями раскрыть субъектность в рефлексии человека. Философия же считает личность и субъектность предметом философии человека, что, правда, значительно ее, эту философию, психологизирует.
С другой стороны, конкретные науки о человеке эпистемологизируются, а самое главное — отказываются от своего предмета изучения в пользу философии. Достоинство субъектности обращается в порок предмета человековедения, который состоит в абсолютизации абстрактного представления об эволюции личности, несопоставимого с конкретным рассмотрением развивающейся личности.