Функциональные состояния человека в трудовой деятельности

Функциональные состояния относятся к группе праксических (от лат. praxis - дело, деятельность) психических состояний , выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности.
Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. А.Б. Леонова и В.И. Медведев рассматривают работоспособность субъекта труда на трех уровнях.
На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта. Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счет активизации адаптационных процессов.
При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка). Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.).
Работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.
Психодиагностика функциональных состояний осуществляется на основе следующих принципов:
1. Системности (функциональное состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).
2. Комплексности (в процессе психодиагностики учитывается комплекс показателей: психологических, психофизиологических, деятельностных).
3. Динамичности (изучаемые состояния подлежат изменению в контексте выполняемой деятельности).
4. Прогностичности (результаты диагностики должны позволять предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека).
При оценке функциональных состояний целесообразно учитывать физиологические и психологические показатели.
Физиологические методы дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой. Прежде всего, оценке подлежат частота пульса, дыхания, кровяное давление, температура тела. Полученные данные могут быть дополнены электрофизиологическими показателями:
• электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - индикатор уровня активации головного мозга;
• электрокардиограмма (ЭКГ) - оценка возбудимости сердечной мышцы;
• электромиограмма (ЭМГ) - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц;
• кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга;
• реоплетизмограмма (РПГ) - показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.
Психологические методы оценки функциональных состояний включают в себя субъективные опросники и шкалирование. Опросники обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление, монотония), т.е. заранее предполагается наличие определенного вида состояния. Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний, возникающих в процессе того или иного состояния. Использование данного метода дает возможность получить количественную оценку изучаемого признака, однако трудность дифференцирования и анализа признаков может быть связана с уровнем подготовки исследователя. Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики человека, целесообразно применять комплекс методов, объединяющий достоинства всех подходов.
К основным функциональным состояниям относятся утомление, мо- нотония, готовность к деятельности и др.
Утомление - это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, изменениях физиологических функций, сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность, координация движений, возрастает физиологическая стоимость работы, снижается сенсорная чувствительность, изменяется характер протекания психических процессов (сужается объем, нарушается переключение, распределение внимания, затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, ухудшается эффективность процессов мышления).
При сильном утомлении наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что может приводить к ощущению внутреннего препятствия и желания прекратить работу.
Субъективное переживание утомления выражается в понятии усталости. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, что, однако, не снижает утомления, а лишь отдаляет его. Динамика развития утомления представлена в табл. 5.





Таблица 5. Стадии развития утомления

Функциональные состояния человека в трудовой деятельности - student2.ru

В практическом отношении утомление нельзя рассматривать только как вредное или отрицательное явление. Понижение продуктивности работы как следствие утомления действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень ресурсов, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного.
Профилактика утомления может осуществляться для отдаления момента его наступления, а также с целью стимуляции процесса восстановления. Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости. Однако в случаях, когдп не наблюдается возвращение к исходному уровню и человек продолжает работать, возникает явле-ние аккумуляции. Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается невозможностью продолжения работы.
Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивация, волевые качества) влияют на то, как он переживает утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.
В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, оказывающее отрицательное воздействие на работоспособность человека.
Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.
Состояние монотонии вызывается однообразием выполняемых движений и действий, приводя к преждевременному утомлению. Монотонные виды деятельности характеризуются следующими особенностями:
• высокая частота повторения трудовых действий;
• непродолжительный временной цикл выполнения операций;
• малоэлементный количественный состав операций;
• структурное однообразие и простота трудовых действий;
• необходимость длительного пассивного наблюдения;
• недостаток притока сенсорной информации;
• ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.
Под влиянием переживания монотонии человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Проявлением рабочей монотонии (в деятельности операторов, водителей транспорта) является возникновение состояния пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций, появлении сонливости.
Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность, в то время как монотония, наоборот, снижает ее.
При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены на повышение уровня активации центральной нервной системы, эмоционального тонуса, мотивации субъекта, обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки, устранение объективных факторов монотонности труда.
Состояние психологической готовности к деятельности характеризуется мобилизацией человека, обеспечивающей эффективное выполнение определенной деятельности.
М.И. Дьяченко и Л.А Кандыбович выделяют общую и ситуативную (временную) готовность. Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности, на основе которых возникает состояние готовности к выполнению текущих задач деятельности. Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент.
Общая и ситуативная психологическая готовность являются целостными образованиями и включают в себя следующие компоненты:
• мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);
• познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
• эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
• волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
В частности, в условиях дефицита информации (аварийная ситуация) психологическая готовность человека определяет успешность его поведения. Для формирования требуемого уровня готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию и предвосхищению. Предупредить скованность помогает формирование самоконтроля, который предполагает способность вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоконтроля увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.
К профилактическим мероприятиям по поддержанию работоспособности на оптимальном уровне относятся использование физиологически рациональных перерывов на отдых, светоцветовое и музыкальное воздействие, приемы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, специализированной гимнастики.

9. К отрицательным, деструктивным сторонам конфликта, разрушающим межличностные отношения, целостность коллектива, относятся:
• поляризация оценочных суждений партнеров;
• тенденция к расхождению исходных позиций;
• стремление принудить партнера к невыгодному для него решению;
• обострение конфликта;
• отказ от решения исходной проблемы;
• болезненные формы разрешения конфликтной ситуации.

При деструктивном разрешении конфликта взаимоотношения его участников могут стать в будущем напряженными, если переживаются чувства негодования и обиды хотя бы одной из сторон. При этом участник, чувствующий себя в проигрыше, нередко обвиняет себя в том, что неумело вел себя в конфликте, а поэтому и проиграл. Это может привести к снижению его самоуважения и самооценки. Наконец неудовлетворенность от формы разрешения межличностных проблем оказывает отрицательное влияние на здоровье конфликтующих.

Положительное, конструктивное значение межличностный конфликт приобретает, проясняя взаимоотношения между сторонами и стимулируя нахождение новых направлений развития коллектива, личностных качеств участников конфликта. Полезность конфликта, по определению Н. В. Гришиной, связана с его сигнальной функцией: «чем больше объективных оснований имеется в возникновении конфликта, тем непосредственнее конфликт указывает на то или иное неблагополучие в социально-производственной ситуации и необходимость ее оптимизации». Обнажая существующие между членами коллектива противоречия, конфликт предотвращает застой и консервацию межличностных отношений. Таким образом, разрешение межличностного конфликта способствует появлению прогрессивных новообразований в системе групповой активности и их закреплению на новом уровне развития коллектива.

Конструктивные последствия межличностных конфликтов могут проявиться, например:
• в создании общности людей, причастных к решению проблемы и обеспечивающих тем самым его лучшее претворение в жизнь;
• в расширении сферы сотрудничества на другие области, решение других спорных вопросов;
• в более быстром самоосознании, прояснении интересов партнеров.

Наличие положительных и отрицательных сторон конфликтов подчеркивает их объективную заданность. Конфликты в повседневной жизни неизбежны и следует стремиться к тому, чтобы уменьшить вред, которые они способны принести, или даже пытаться извлечь из них определенную пользу.
Для большинства конфликтов характерны следующие общие составляющие:
• наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом;
• взаимная несовместимость ценностей и намерений сторон;
• поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, чтобы приобрести нечто за ее счет;
• противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот.

Для развития конфликта необходимо осознание ситуации как конфликтной. Это включает осознание самой ситуации как значимой, то есть способной обеспечить достижение значимой цели, а также осознание того факта, что другая сторона препятствует ее достижению. Для этой стадии конфликта очень важным является то, признают или нет стороны законность требований друг друга. В случаях, если правомерность требований и притязаний другой стороны изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктивный характер. Активно влияют на осознание конфликта эмоциональные проявления в поведении сторон. Демонстрация хотя бы одним из участников чувств вражды, агрессии, антипатии стимулирует восприятие конфликта и мобилизует противостояние. Особенно усложняется ситуация конфликта, когда возрастает число сопереживающих у каждой из конфликтующих сторон, что приводит к усилению эмоционального напряжения. Таким образом, у каждого из участников конфликта складывается свой образ ситуации, в зависимости от которого формируется отношение к происходящему и реакция на него в виде соответствующих действий и поступков.

Совокупность таких действий и поступков образуют соответствующий тип поведения в конфликте. Получила распространение классификация, выделяющая следующие типы такого поведения: соперничество, уступка, компромисс, уход, сотрудничество. Соперничество — это реализация собственных интересов, достижение собственных целей при пренебрежении интересами других. Уступка или приспособление означает стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы других, соглашаясь с их требованиями, претензиями, жертвуя при этом собственными интересами. Компромисс предполагает стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает, в результате чего интересы обеих сторон полностью не удовлетворяются. Уход, избегание — это стремление не брать ответственность за принятие решений, не видеть разногласий, отрицать конфликт, выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем. Сотрудничество проявляется в поиске решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, когда инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.

Характер взаимодействия сторон в конфликте предопределяет форму его разрешения, его исхода. Исход рассматривается часто как итоговый результат, соотношение полученных вознаграждений и потерь. Если считать, что при исходе и определенном уровне компромисса предпосылки для конфликта сохраняются, то оказывается возможным, несколько схематизируя, выделить два типа исходов конфликта: взаимный выигрыш и односторонний выигрыш. Считается, что исход с односторонним выигрышем сопряжен с гораздо большим потенциальным риском и предполагает в большинстве случаев открытую конфронтацию сторон. Поэтому часто рекомендуется избегать стремления к такому типу разрешения конфликта, отдавая безусловное предпочтение взаимовыигрышному варианту. Однако трудно считать такой подход адекватным для конфликтов, приоритет в которых одной из сторон является обязательным и необходимым по общепринятым критериям, например в случае конфликта преступника и жертвы. Таким образом, при регулировании, управлении конфликтом следует иметь в виду оба его возможных исхода, а выбор делать, исходя из содержательной характеристики противостояния, специфики деятельности, в которой возник и развивается конфликт, характера его причин.

В самом общем виде причины конфликтов могут быть сведены к трем группам. Одна группа причин определяется самим содержанием взаимодействия (совместной деятельности) участников конфликта, другую группу образуют особенности их межличностных отношений, третью — их личностные особенности. Среди причин первой группы социальная психология управления ограничивается факторами, зависящими от деятельности участников конфликта, так как только в этом случае имеют смысл действия по его регулированию, то есть следует рассматривать причины, имеющие ту или иную психологическую составляющую.

С этих позиций целесообразно обратиться к классификации В. Линкольна, в которой выделяются следующие причинные факторы конфликтов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные. Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из конфликтующих сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:
• неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;
• слухи: невольная дезинформация;
• преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
• ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
• нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
• интерпретация выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т. п.;
• посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п. Поведенческие факторы — это различные характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. Чаще других причиной такого отторжения выступают проявления превосходства, агрессивности и эгоизма, а также случаи, когда кто-либо:
• угрожает личной безопасности (физической, финансовой, эмоциональной и социальной);
• подрывает самооценку;
• не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
• постоянно отвлекает, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
• ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно.

Фактор отношений составляют особенности взаимодействия между сторонами конфликта, которые могут привести к возникновению состояния неудовлетворенности. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются:
• вклад сторон в отношения, баланс сторон в отношениях;
• важность отношений для каждой из сторон;
• несовместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
• различия в образовательном уровне, классовые различия;
• история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов;
• ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношение сторон.

Ценностные факторы включают асоциальные ориентации, способные вызвать чувства неприятия другой стороны конфликта. Ценности различаются по силе действия и важности. К основным из них относятся:
• личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
• групповые и профессиональные традиции, нормы, способы действий;
• религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
• традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, практичности, справедливости; отношение к прогрессу и сохранению старого. Структурные факторы представляют собой относительно стабильные обстоятельства, независящие от конфликтующих сторон, но часто определяющие возникновение у них отрицательных отношений друг к другу. Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве структурных факторов могут выступать политическая система, система оплаты труда, уровень развития средств труда и т. д.

Сравнение характеристик различных видов конфликтов позволяет отдельно выделить мелшичностные столкновения, обусловленные информационными и структурными факторами. В первом случае, когда противостояние не имеет объективных оснований и существует только в силу ошибок восприятия и понимания субъектов взаимодействия, конфликт можно считать ложным, псевдоконфликтом, конфликтом-фантомом. При возникновении конфликта под воздействием структурных факторов, существующих объективно, вне зависимости от субъективных желаний, которые трудно или даже невозможно изменить, противостояние можно отнести к неразрешимым. Конфликты, образованные информационными и структурными факторами, из-за имеющихся между ними принципиальных различий требуют различных способов своего регулирования. Если в одном случае все усилия должны быть сосредоточены па получение информации, проливающей дополнительный свет на причины конфликта, то в другом во главу угла становится поиск нового «третьего» решения, позволяющего вывести конфликт из плоскости альтернативного взаимного противостояния на иной уровень, дающий возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Что касается конфликтов, вызванных факторами поведенческими, отношений, ценностными факторами, то по своим характеристикам они занимают промежуточное положение между конфликтами, имеющими информационные и структурные причины. При этом важнейшей характеристикой следует признать показатель изменчивости, лабильности факторов. В этом отношении ценности ближе располагаются к структурным факторам, а поведенческие факторы, связанные с «ошибочными», неприемлемыми формами поведения, ближе к информационным. Соответственно различаются подходы, которым отдают предпочтение при регуляции конфликтов.

При конфликте из-за «неправильной» информации или «недостойного» поведения, то есть когда он не имеет объективных предпосылок, о разрешении конфликта вероятно в большей мере можно говорить, когда достигается односторонний выигрыш, так как при других вариантах разрешения такого псевдоконфликта сохраняется статус-кво, взаимоотношения возвращаются на свой общепринятый уровень. Конфликты такого рода характерны для вертикальных межличностных отношений между начальником и подчиненными. В этом случае главной задачей руководителя является доказательство ошибочности, неполноты информации, которой оперирует другая сторона. Для достижения этой цели руководителю важно быть принципиальным и последовательным, проявлять настойчивость и напор, использовать административные меры воздействия.

Начальнику, руководителю особенно важно бывает не допустить своего вовлечения в конфликт в качестве активной противоборствующей стороны. Этому способствуют меры предвосхищения, профилактики таких форм противодействия. Одним из эффективных методов управления, предотвращающих деструктивные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и коллектива в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управления большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять. Информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, о состоянии текущих дел способствует формированию у членов коллектива общих ценностей, соответствующих целям организации, предприятия. Важно также установить такие критерии эффективности работы, которые исключали бы столкновение интересов работников.

Для предотвращения, профилактики межличностных конфликтов, возникающих на горизонтальном уровне взаимодействия между членами коллектива, прежде всего важно создание и поддержание в коллективе здорового социально-психологического климата. Наряду с обеспечением психологической совместимости членов коллектива, созданию благоприятного социально-психологического климата способствует доброжелательное отношение руководителя к подчиненным, знание и учет их интересов, демократическое руководство.

Только в таких условиях руководитель может стать лицом, эффективно и действенно регулирующим и разрешающим конфликты между подчиненными. Исследование, проведенное среди технических работников в конфликтной ситуации, показало, что более чем в 50 % случаев они были склонны обратиться за помощью к вышестоящему руководителю для разрешения спора со своим непосредственным начальником, примерно в 40 % случаев — спора со своим коллегой, примерно в 25 % — со своим подчиненным. При регулировании межличностного конфликта во взаимоотношениях по горизонтали между членами коллектива, противостоящие стороны чаще рассматриваются как равноправные, паритетные, а разрешение конфликта обычно ориентируется на достижение взаимовыигрышного варианта. Как правило это предполагает поиск нового, нестандартного решения на уровне, позволяющем преодолеть взаимоисключающие устремления сторон.

При таком подходе главная задача руководителя по управлению конфликтом заключается в переводе возникшей противоречивой ситуации в плоскость делового и конструктивного обсуждения проблемы. Для этого руководителю бывает полезно:
• выслушать обе стороны, чтобы избежать предвзятости;
• быть максимально тактичным в общении, доброжелательным, демонстрировать уважительное отношение, терпимость к собеседникам, советоваться с ними, чтобы создать обстановку согласия и показать готовность к взаимодействию;
• не доверять полностью словам участников конфликта, а с целью преодоления субъективизма сопоставлять их обвинения и мнения с реальными делами, мнениями других;
• не высказывать окончательных суждений и оценок о личности и поведении конфликтующих, ибо это может быть истолковано как поддержка или противодействие;
• отвлекать или переключать внимание конфликтующих в случае повышения эмоциональности;
• не передавать то отрицательное, что участники конфликта говорили друг о друге, а стараться передавать положительные моменты отношений;
• призывать конфликтующих еще раз спокойно подумать над ситуацией и над своей ролью в ней. Заключая изложение материалов, касающихся управления межличностными конфликтами в коллективах, следует подчеркнуть главное: выбор главного направления регулирующих воздействий определяется спецификой выполняемой коллективной деятельности. Когда цели и структура деятельности четко определены, критерии ее эффективности общепризианы, на первый план выходит обеспечение разрешений деструктивных конфликтов между руководителями и подчиненными. При этом руководитель призван настойчиво и последовательно отстаивать позицию, объективно отвечающую требованиям достижения целей деятельности. В случае, если такая четкость структуры деятельности отсутствует, она имеет преимущественно функциональный характер, особенно важными становится разрешение конфликтов между коллегами по работе. Для управления конфликтами такого рода руководителю более приемлема роль советника и консультанта, обеспечивающего конструктивное разрешение противоречия. Выбор руководителем формы своего поведения для разрешения конфликта можно осуществлять с помощью специальных психодиагностических методик. Также для целенаправленных действий по разрешению конфликтов может оказаться полезной диагностическая информация о типах поведения конфликтующих (примеры методик обоих видов приводятся в приложениях 12 и 13).

11. Работоспособность – термин для обозначения внутренних факторов, которые влияют на продуктивность труда. Р.формируется в обучении, зависит от уровня владения знаниями и умения подчинять свое поведение соц целям, нормам.

Виды работоспособности по Медведеву, Парачеву:

1. общая работоспособность – отражает способность человека выполнять любой вид деятельности. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.

2. профессиональная – характеристика тех систем и ф- й человека, которые необходимы для выполнения проф задач. Человек потерял слух, но это не мешает ему в работе корректировщика текстов в типографии.

3. оптимальная -

4. экстремальная - характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек в экстремальной ситуации при полной мобилизации сил.

5. пониженная

6. потенциальная – или выносливость. Характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности. Выносливость человека к определенной нагрузке. Или - характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек.

7. актуальная – это состояние субъекта деят, кото определяет уровень его эффективности в данный промежуток времени.

Понятие актуальной работоспособности соответствует понятию функциональное состояние. ФС – наличный уровень активности функциональных систем организма, характеризующегося степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека. Функциональноесостояние – комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ФС существует только в контексте деятельности, которую реализует человек. ФС – относительно устойчивая, актуализированная в данный момент стр-а рес-ов, необходимых для решения задачи.

На работоспособность негативно воздействуют: утомление, пересыщение, монотония.

Стадии, периоды работоспособности:

1) предстартовое состояние – период до начала работы.

-состояние боевой готовности – ориентация на высокие показатели, уверенность, высокая мотивация

-состояние стартовой лихорадки – тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения, , суетливость, нетерпение.

-состояние стартовой апатии – нет смысла, вялость, сонливость

2)врабатывание – начальный период, нарастание продуктивности.

-первичная ориентировочная реакция - снижение всех показателей

-гиперкомпенсация – привыкание к обстановке, условиям деятельности, поиск оптимального уровня напряжения, перестройка психики на рабочий ритм→ постепенный рост продуктивности деятельности. При этом возможны колебания производительности труда.

3) фаза компенсации, оптимальная работоспособность = высокая и устойчивая продуктивность. Длится 5 часов.

Стабилизация показателей (производительность труда высокая и устойчивая). Отсутствие ошибок. Еще нет признаков утомления. Работа сопровождается положительными эмоциями.

4) фаза субкомпенсации (неполная компенсация) – появляются первые признаки утомления, которые еще преодолеваются организмом. Используются менее адекватные механизмы, привлекаются дополнительные ресурсы. Продуктивность деятельности все еще высока.

5) декомпенсация (неустойчивая компенсация) – истощение ресурсов, появляется мотивация прекращения работы, возникают вегетативные нарушения, снижается качество работы (появляются ошибки). Нужен особый контроль и внимание со стороны начальника.

6) стадия срыва – период прогрессивного снижения продуктивности, быстро нарастает утомление, резко падает работоспособность и продуктивность деятельности. На этой стадии количество ошибок максимально, появляются отказы от работы. Дальнейшая работа нецелесообразна, нужно прекратить деятельность, пока не наступило полное истощение организма..

7) конечный прорыв (за 20-30 минут до окончания деятельности) – мобилизация дополнительных резервов. Возрастает продуктивность деятельности. Пример: человек уже устал на работе. Тут ему говорят, что до конца рабочего дня осталось уже 30 минут→ он радуется, что скоро можно будет идти домой. На фоне повышения настроения и желания побыстрее закончить работу он испытывает прилив сил. В условиях сдельной оплаты труда повышается.

Уровень работоспособности зависит от:

1) индивидуальных особенностей – писх. особенности, состояние здоровья и др.

2) отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства. 3) вида деятельности.

4) условий деятельности (оборудование рабочего места) 5) полноценности отдыха, режима питания и др.

Пути оптимизации работоспособности через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.

Дееспособность(или трудоспособность)– состояние психики человека, позволяющее ему реализовывать работоспособность. Почувствуйте разницу: человек может быть работоспособен (руки и ноги у него есть, он здоров, выспался J…→ например, может рубить), но при этом не трудоспособен (если ему дать топор, он всех порубает). Или наоборот: человек трудоспособен (у него с головой все в порядке, он понимает, что рубить надо дрова, а не того, кто ближе стоит), но не работоспособен (он, например, калека и не может из-за этого работать L или он болеет). Естественно, лучший вариант – когда есть и то, и другое.

А.Б.Леонова и В.И.Медведев (1981) предложили рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

1. Наморфофизиологическом уровнесубъекта труда учитывается егосостояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды, Эти воздействия (е<

Наши рекомендации