Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры (формирующий этап исследования).
Цельформирующего эксперимента: апробировать педагогические условия формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников.
С учётом теории и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана программа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного уровня с ОНР. В основу данной работы легла методика предложенная Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной [56], а так же Л. Н. Жогой [20]
Разрабатывая программу развития интонационной стороны речи у детей с ОНР, мы придерживались следующих принципов:
1). Деятельностный принцип. Неслучайно нами были выбраны игры в качестве средств развития интонации, так как в игре дети учатся полноценному общению. Игровая деятельность детей содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное. Нет таких детей, которые бы не интересовались игрой. А интерес – важнейший стимул к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в деятельности.
2). Принцип активности ребёнка. Игра, как раз та среда, через которую ребёнок учится применять творческое решение. Игра даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.
3). Принцип последовательности.Последовательность игр неслучайна. Игры представлены с постепенным усложнением, от более простых - к более сложным.
4). Принцип индивидуального подхода и учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5). Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Поэтому нами использовался удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания и слова.
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Организация предполагала проведение фронтальных занятий, которые проводились с экспериментальной группой три раза в неделю в течении 6 месяцев. Продолжительность одного занятия 20-25 минут. Так же проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия под руководством воспитателей группы. Воспитатели придерживались составленных рекомендаций (см. приложение Ж). Игры и упражнения по формированию интонационной стороны речи включались в занятия по развитию речи и коррекционный час.
На подготовительном этапе одним из важных направлений в работе с детьми ОНР является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др.
Вначале проводятся игры активизирующие слуховое ощущения и слуховое внимание ребёнка («Слушай звуки», «Поймай хлопок»). Затем ребёнка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний («Одинаковые и разные звуки»). Далее формируется умение различать неречевые звуки по характеру их звучания («Будь внимательным»). Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).
Параллельно ребёнка нужно знакомить с интонационными средствами языка: ритмом (равномерное чередование слогов), темпом (скорость произнесения слогов), мелодикой (повышение и понижение голоса), тембром (выражение эмоций путём изменения высоты, силы голоса, длительности). Проводятся такие игры как: «Лесенка», «Дирижёры», «Восклицательный знак».
Целью втором, основного, этапа, является формирование интонационных структур в экспрессивной речи. Вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Для решения поставленных задач проводятся следующие игры: «Назови ласково», «Почемучки», «Работа с модулями эмоций». Благодаря этим играм у детей развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства. Игры постепенно усложняются, от более простых – к более сложным.
На третьем этапе следует предложить детям драматизацию стихов, прибауток, потешек. Заключительный этап работы подготавливает детей к самостоятельному воспроизведению сюжета.
Программа формирования интонационной стороны речи
Подготовительный этап
Цель: формирование речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). Познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
· Игры и упражнения на развитие слухового внимания: «Поймай хлопок», «Одинаковые и разные звуки», «Будь внимательным», «Составь схему».
· Игры и упражнения на формирование умения различать неречевые звуки: «Не ошибись», «Покажи звук».
· Игры и упражнения на развитие чувства ритма: «Дирижёры», «Заяц–барабанщик».
· Игры и упражнения на повышение (понижение) основного тона: «Высоко–низко», «Восклицательный знак», «Вопросительный знак», «Лесенка».
· Игры и упражнения на формирование навыка восприятия логического ударения: «Вопрос – ответ», «Найди важное слово», «Слушай, думай, называй».
Основной этап
Цель: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи. Развивать дыхание, правильную артикуляцию, чёткую дикцию.
· Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания: «Игры со свечой», «Осенние листочки», «Кораблики», «Считай до пяти».
· Игры и упражнения на расширение диапазона голоса: «Больной зуб», «Самолёт», «Вьюга».
· Игры и упражнения на закрепление умения передавать мелодику интонации в экспрессивной речи: «Укачиваем куклу», «Эхо», «Назови ласково», «Письма - загадки», «Просьба», «Почемучки».
· Игры и упражнения на формирование навыка воспроизведения логического ударения: «Построения», «Вопрос-ответ»
· Работа с моделями эмоций
Заключительный этап
Цель: формировать умение переключатся с одного типа интонации на другой, точно и интонационно правильно передавать мысли автора (логическое ударение, темп речи); делать речь ярче и выразительнее.
· Игры и упражнения на развитие логического мышления, воображения: «Работа со схемами-эмоциями», «Мимический диктант», «Превращение предмета», «Фантазии о…».
· Игры и упражнения на формирование артикуляции, дикции: «Диалогические скороговорки», «Превращение детей», «Звериные скороговорки».
· Игры и упражнения на закрепления умения интонационно правильно передавать мысли автора: «Мяч эмоций», «Встреча», «Фраза по кругу».
· Игры и упражнения на умения передачи эмоций разными способами: «Этюды», «Угадай, что я делаю?», «Мимический диктант».
Описание игр приводится в приложении Е.
Итак, нами была составлена программа, направленная на развитие интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В процессе формирующего эксперимента дети проявили себя активно. При работе над интонационной стороной речи материал подбирался с учетом уровня речевого развития детей, при этом предпочтение отдавалось обиходно-бытовой лексике. При отборе речевого материала также учитывались произносительные возможности детей и предлагались такие слова и фразы, которые они уже могли произносить правильно: слитно, с ударением, в нормальном темпе, соблюдая их звукослоговой состав. У детей возник интерес к играм, так как задания предлагались в игровой форме, с использованием таких приемов, как: придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, картинками и т. д.
Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию интонационной стороны речи, оказала ли она влияние на исходный уровень развития речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.