У детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Средством театрализованной игры
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 | |||
Глава 1. | Проблема формирования интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи………………………………. … 8 | ||
1.1 1.2 | Характеристика интонационных возможностей детей дошкольного возраста…………………….…………………. . 8 Формирование интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………. .. 18 | ||
1.3 | Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………. 27 | ||
Глава 2. | Опытно-экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………... 31 | ||
2.1 | Изучение состояния интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР (констатирующий этап)……………….. 31 | ||
2.2 | Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры (формирующий этап исследования)………………………… … 41 | ||
2.3 | Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования)……….. 46 | ||
Заключение……………………………………………………..………… 53 | |||
Список литературы | |||
Введение
Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время достаточно хорошо изучены вопросы формирования у детей звукопроизношения и слоговой структуры слов, как одних из главных задач звуковой культуры речи (А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др.). Процесс овладения интонацией не подвергался столь тщательному изучению, так как считалось, что дети почти без обучения овладевают интонационной стороной речи, естественным путём в процессе общения с взрослыми. Может, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В то же время, многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовки к выступлениям: на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Лопатина, О. И. Яровенко и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР интонационных средств языка и речи. Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления.
Процесс становления интонационной системы, как сложного многокомпонентного языкового явления, должен быть опосредован специальной целенаправленной педагогической работай, так как только под воздействием среды и обучения ребёнок переходит к осознанному использованию интонационных средств, присущих формам зрелой речи.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ОНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. Проблема преодоления общего недоразвития речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.
С учётом актуальности проблемы и её педагогической значимости сформулирована тема исследования: «Формирование интонационной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной игры».
Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей.
В связи с этим определена проблема исследования, которая заключается в изучении интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и определение направлений логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – интонационная сторона речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования – процесс формирования интонационной стороны речи детей с ОНР.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что процесс формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективен, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи у испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ОНР.
4. Оценить степень эффективности разработанной системы мер по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области общих и специальных педагогических и лингвистических работ по проблеме исследования,
- педагогический эксперимент,
- обработка и обобщение полученных результатов (количественный и качественный анализ данных).
Методологическую основу исследования составили:
- основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, принцип развития, взаимосвязи, детерминизма и др.);
- концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности [18];
- лингвистические представления об интонации как о сложном супрасегмантном явлении (Л. Р. Зиндер [23], Н. Д. Светозарова [44], И. Г. Торсуева [47], Л. К. Цеплитис [52], Л. В. Щерба [58] и др.);
- научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А. Н. Гвоздев [15], Р. В. Тонкова-Ямпольская [46], О. И. Яровенко [59]).
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проходило в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2009г.) – осуществлён анализ лингвистической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.
На втором этапе (март-апрель 2010 г.) – проведён ряд последовательных действий; теоретическое обоснование методики диагностического исследования, констатирующий эксперимент и его анализ, обобщение и систематизация полученных данных.
На третьем этапе (сентябрь 2009-февраль 2011г.) – проведено экспериментальное обучение, проанализированы результаты формирующего эксперимента.
На четвёртом этапе (февраль-март 2011г.) – обработаны полученные данные, сформированы исходные положения и выводы.
Организация исследования.
Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Канаш, в нем принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Апробация результатов.
Результаты исследования обсуждались и были одобрены на педсовете в МДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш (апрель 2011г.).