Вопрос 34 Индивид. Идивидуальность . Личность. Необходимость и свобода личности. Проблема самоутверждения.
Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.Личность- общежитейский и научный термин, обозначающий: человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.Категории «индивид», «личность», «индивидуальность» позволяют описать своеобразные, неповторимые характеристики человека: физиологические, психологические, социальные.Индивидом обозначается представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую психоэндокринологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств и в терминах индивидных свойств личности можно описать первичный уровень психологических характеристик жизненных сил человека.СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. ... Они отрицают свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами.Проблема самоутверждения личности возникает как логическое следствие развития проблем самопознания, самоосуществления, самореализации.С этого момента появляется возможность теоретического оформления понятия «самоутверждения личности». Предыдущие этапы истории мысли подготовили необходимую феноменологическую базу для этой возможности. Однако сам феномен самоутверждения в силу своих незрелых форм еще не мог стать объектом философской рефлексии, да и сама рационалистическая традиция достигла своих высот лишь в рамках немецкой классической философии.Современная социальная востребованность разработки данной проблемы связана с объективными тенденциями как исторического, так и природного развития, затрагивающими коренные основы бытия человека. Ситуация такова, что есть смысл говорить о планетарном, мировом масштабе действия «антропогенного» фактора. В XX веке, как отметил B.C. Библер, появляется ужас, а вовсе не соблазн от растущих сил самодетерминации.В современной социальной практике, демонстрирующей широкий спектр форм и типов самоутверждения, поиск смысла данного феномена становится возможным благодаря тому, что все его исторические типы представлены во взаимосвязи и интенсивной динамике. Данное обстоятельство уже само по себе служит созданию определенной мыслительной ситуации.В России в настоящее время обозначились новые, подчас нетрадиционные, возможности для самоутверждения. Однако нестабильность общества вызывает у людей настроение потерянности и тягу к безусловным началам человеческого бытия.Стержень стабильности и гарант опоры ищется человеком прежде всего в самом себе как неотъемлемом составляющем социума. Общество с его потребностью в ярких, предприимчивых, инициативных людях приходит к осознанию значимости самобытности человека и его самоутверждения. Это ставит проблему самоутверждения личности в центр философской гуманистической проблематики.
В философии проблема самоутверждения личности соприкасается со многими другими философскими проблемами. В то же время она практически только начинает выделяться в качестве особого объекта исследования, избавляясь от «масок» других проблем.Проблема стала впервые оформляться как отдельная, на наш взгляд, в немецкой классической философии и в классическом марксизме в контексте решения других философских проблем.