Пифагор и пифагореизм. Образ жизни и мировоззрение.
Выдающейся философской школой, действовавшей в западной части "Великой Греции", т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. От этой школы сохранилось мало материалов. Также мало, и часто спорных, сведений сохранилось о жизни и деятельности основателя этой школы - Пифагора. Мысли его дошли до нас в изложении других авторов, поэтому его философское учение, как и история жизни, подвергались значительному искажению. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос (584-500 г. до н.э.) Из-за тирании Поликрата был вынужден покинуть свою родину. В поисках знаний отправился в Египет, жил в Вавилонии, где учился у жрецов, после чего оказался в 8городе Кротоне, где основывает свою школу - Пифагорейский союз, заслуга которого в том, что в Кротоне сравнительно длительное время удерживала политическую власть аристократия. Но социальные и классовые конфликты в самом Кротоне привели к свержению власти аристократии, победила рабовладельческая демократия, пифагорейский союз был распущен, а его сторонники изгнаны из города, но еще почти целое столетие пифагорейская философия сохраняла определенное влияние в греческих колониях Южной Италии. Анализ политических взглядов пифагорейцев говорит об их крайней неприязни к анархии. Источник государственных законов они видели в боге. Пифагорейский образ жизни опирался на иерархию ценностей. На первое место в жизни они ставили прекрасное и благопристойное, на второе - выгодное и полезное, на третье - приятное. В союз принимались лица обоего пола, прошедшие проверку своих умственных и нравственных качеств. Собственность была общей. В союзе было две ступени. Акусматики ( послушники) усваивали знания догматически, а математики (ученые) занимались более сложными вопросами, которые преподавались им с обоснованием. Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение тайным. Пифагорейцы вставали до восхода солнца, проделывали мнемонические упражнения и шли на берег моря встречать солнце. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику, трудились. Вечером совершали совместное купание, ужинали и совершали возлияния богам. Затем было общее чтение и каждый давал перед сном себе отчет о прошедшем дне. В основе пифагорейской этики лежало учение о "надлежащем". "Надлежащее" - это победа над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии, проблеме деторождения. Разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, развивали память. Их образ жизни имел мировоззренческие основания - он вытекал из их представлений о космосе как упорядоченном и симметричном целом. Но красота космоса открывается лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.
Значительное внимание пифагорейцы уделяли развитию математики. "Все есть - число" - вот их исходная позиция. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Он и его школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем они решают многие геометрические задачи того времени. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к их мистике. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Они видели в числе и математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн, искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Пифагорейцы одними их первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно -научном, но и в философском мышлении. Гармония вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда - 1, 2, 3,4. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая , квадрат, и куб. Сумма этих основных чисел дает число "10", которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность , на него можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в "чистых числах " и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, которую они представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действительности. Так Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических и религиозных взглядах. Религию и мораль они считали основными атрибутами общества. Из религиозного и этического учений Пифагора вытекает и ряд "запретов" и "ограничений", которые имели в основном мистический характер, форму предрассудков, а также выступали как способ объяснения некоторых природных явлений.
Математика - теорема Пифагора, открытие явления несоизмеримости. В математической физике Пифагор начал связывать 5 физических элементов с 5 видами правильных многогранников. Земля состоит из частиц кубической формы, огонь - из частиц, имеющих форму 4-хгранной пирамиды, воздух - из 8гранников, вода - из 20-тигранников, а эфир - из 12-ти. Астрономия - открытие косого положения зодиака, определение продолжительности "великого года" - когда планеты занимают относительно друг друга тоже положение Геоцентрист - каждая планета, двигаясь вокруг Земли производит монотонный звук особой частоты , совместно образуют гармоничную мелодию. Медицина - лечили тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу музыкой. Избегали гнева, уныния, душевной тревоги. Применяли психотерапию, стремились предотвращать болезни с помощью диеты и отдыха. Не признавали хирургического вмешательства.
Философия Августина "Блаженного". Бытие, время, человек.
Августин "Блаженный" Аврелий ( 354-430) - христианский теолог, один из "отцов церкви" ; воззрения Августина явились одним из главных источников ранней схоластики. В своем философском развитии Августин прошел несколько этапов. В течение 9 лет он был приверженцем манихейства , затем подвергся влиянию скептицизма. Решающую роль в духовном развитии сыграло знакомство с неоплатонизмом, послужившим ступенью к переходу в христианство. Августин развивает уже намеченное христианской теологией учение о творении природы богом из ничего актом своей свободной воли. Совершенно свободно, бог вневременным актом творения создает вещество (материю), пространство и время. Таким образом, генетическое начало всего сущего - бог. Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог не только сотворил природу из ничего, но и постоянно поддерживает ее в существовании, непрерывно воспроизводя мир посредством непрерывного творения, воспроизводства природы. Без этого перманентного творения, природа тут же провалится в небытие, из которого она некогда была извлечена. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной , онвносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.
Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всякой природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания; бог как единственное благо и прекрасное является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии. Бог не только бесконечное бытие, но и особа преисполненная любви. У Августина мир акт божественной воли, бог и мир имеют один и тот же характер.
Субъект, человек-это главным образом душа. Человеческие души -творение бога, которые творятся из ничего. Душа тем не менее вечна, не существуя в пространстве, она существует во времени. Душа обладает разумом, волей и памятью. Причем, Августин утверждает, что воля выше, главнее разума. Высший акт воли - акт веры. Следовательно, и вера выше разума. Воля, отторгнутая от разума, от интеллекта, неизбежно оказывается слугой и пленницей суеверий и предрассудков. Согласно Августину, акт воли должен предшествовать акту знания, познания. Человек сперва должен уверовать в бога, возлюбить его, а затем пытаться его познавать. Человек, по Августину, не свободен. Он не волен ни в чем. Все от бога. Человек не волен даже в своей вере. Вера -"дар бога". И человек спасает душу, спасается от вечного загробного наказания, достигает вечного райского блаженства не потому, что он верит в бога. Он верит потому, что имеет дар веры от бога. Он спасается не потому, что верит в христианские догматы, а он верит в бога потому, что он уже заранее избран им к спасению. Этот выбор совершенно произволен. В своем выборе кого спасти , а кого нет бог ничем не определен. Бог - высшее благо. И всем тем, что человек имеет в себе хорошего, он обязан богу.
Августин также обращался к проблематике времени. Он отвергает взгляды тех античных философов, которые время ставили в зависимость от движения небесных тел: ведь и они созданы богом. Согласно его пониманию, время является мерой движения и изменений, присущих всем сотворенным конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие божественного творения и одновременно с последним. Меру же изменений вещам дал бог. Августин пытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. Приведение как будущего, так и прошлого к настоящему доказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим.
Августин принадлежал к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную жизнь средневековья. Его творчество было посредующим звеном между философией Платона и мыслителями средневековья.
[1] Заратустра (Зороастр) – основатель древнеиранской религии зороастризма (7 век до нашей эры)