Фил.Платона. Притча о пещере.

Платон(427-347) – объектив. идеалист. Идеи сущ-т вне и независимо от человека. Идеи сущ-т в спец. простр-ве. Мир: мир идей вечен, глав.идея – идея блага; мир вещей(Эйдесов). Мир идей - истинное бытие, а вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, это тени идей. Идеи вечны, неразрушимы. Реальным знанием является познание идей. Чел-к – соед-е идей. и веществ., телес. начала. Познаём, значит вспомин., чтобы вспомнить, надо жаждать.

Разраб. теорию познания, методолог. установкой кот. явл. «припоминание». До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувств. мира будят воспомин-я, побуждают к размышл-ю, припомин-ю о подлинной сущности мира. Процесс припомин-я проявл-ся как иск-во диалектики. Теорию познания разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещен. спиной ко входу. На противоп. стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения кот.проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истин.мир.

Антропология Платона: душа чел-ка 3хчаст.: разумная(способ. к познанию мира), волевая, чувств(жажд.). Глав.добродетели у разумной души- мудрость, у волевой- мужество, у чувств.-умеренность. Душа человека бессмертна и вечна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобожд. от тела. Во время этого она соприкасается с миром идей и созерцает их. Þпроцесс познания состоит в припоминании душой того идей, кот. она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление.

Учение Платона об идеальном гос-ве.

Идеальное гос-во: Разум.душа- правитель(философы), у волевой- армия, войны, у чувств.-трудящ-ся. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в гос-ве. Платон выступает ревнителем госуд. интересов, предлагает ограничение личной собств-ти, общность жен и госуд. воспитание детей. Соц.теория в целом носит ярко выраж. черты абсолют. приоритета гос-ва перед личностью.Идеал. гос-во явл.сообществом земледельцев, ремесленников(производ.всё необх-е для поддержания жизни граждан), воинов(охран.безопасность, образ-е силовую структуру, не должны имть част.собств-ти) и философов-правителей, осущ-их мудрое и справедливое управление гос-вом. Платон противопост.античной деморатии, допускав.народ к участию в полит.жизни, к госуд.упралвению. Гос-вом признаны управлять только аристократы как лучшие и наиб.мудрые. Гос-во должно покровит-ть религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял: а)идеальное гос-во-аристократия; б)нисход.иерархия госуд.форм(тимократия, олигархия, демократия, тирания). Тирания- наихудшая форма госуд.устр-ва.

Атомистика Демокрита.

Демокрит(460 -370 ггднэ).Атомы неделимые микрочастицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Наход.в постоян.движении, различ.по форме,величине, порядку и расположению, при соед.образуют вещи. Атомы=бытие, пространства в пустоте=небытие.

Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомар. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. В ощущ. мы получаем верный образ предмета.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеч. общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Без этого не м.б. достигнуты ни иск-во, ни мудрость.

Метафизика Аристотеля.

Аристотель (384 – 322). Основатель фил.школы-ликей. Идея единичного бытия вещи: по А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна. Форма есть действ-ть того, возмож-ю чего явл. материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последоват. переход от материи к соотносит. ей форме и наоборот. Категории эти становятся текучими. Сущность – это единичное, обладающее самостоят-ю бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возм-ти в действ-ть. Понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма– это активное начало, начало жизни и деят-ти. Высшие сущности А. называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса.

Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в кот. форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие– рассматр. источник движ-я и превращ-я возм-ти в действ-ть, энергитическая база формир-я вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвеч.на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

А. полагал, что чел-к обладает одновременно душой растит., и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной, способной к познанию мира.

14. Фил.школы эллинизма. Эллинистич.период(время, когда Гр. утрачивает полит. Самост-ть, полисы исчезают, Гр. – часть империи А. Македонского, войны). Глав.вопрос: как человеку выжить в таких условиях.

Фил.х направления: эпикуреизм(Эпикур, Лукреций Кар);стоицизм(Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий);скептицизм(Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик).

Эпикуреизм. Движ-е атомов – хаотично, случайно, это и лежит в основе свободы человека. Цель фил. – освободить чел-ка от страха перед богами и перед смертью; опр-ть путь чел-ка к счастью. Чел-ку нет смысла бояться смерти(есть жизнь, смерти нет, и наоборот) Þ чел-к со смертью не сталкивается и не знает, что это. Бессмертной души не сущ-т, душа состоит из атомов и после смерти распад.. Человек, кот. не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, поэтому должен стрем. к счастью Þ ПУТЬ Þ чел-к в жизни должен стрем.к удовол. Удовол-е не связ. с чувств.наслаждением. Удовольствие достигают при сущ-и 2х условий – здоровое тело и безмятежная, уравновеш. душа. Синоним счастья – душевный покой и воля(для его достиж. Чел-к должен руковод-я разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Путь к счастью возможен тогда, когда чел-к, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет естеств. и необх. потребности. Свобода человека – его воля, кот. подчинены его чувства, страсти и т.д.

Стоицизм – материал., но не атомист. учение. Жизнь человека предопред. во всех ситуациях. Свобода человека заключ. в том, что он, опираясь на познанные законы (необх-ть действ-ти), может добровольно учитывать необх-ть, ставя цели своей деят-ти. Т.о., свобода оказыв. познанной необх-тью и добровол. следованием её в своей деят-ти.

Скептицизм. В основе учения – логика. Суть: лог.познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопост. равносильное ему противоп. суждение Þ многообразие точек зрения Þ чел-к в своей жизнедеят-ти не должен полагаться на лог.познание и вообще иметь к.-л. суждения. Познаваемо только явление, т.е. то, как вещь является чел-ку, каковы чувств. восприятия, впечатления чел-ка об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтвержд.эти идеи («тропы» – всего 15 шт.).

15. Средневековая фил.: генезис, проблемы, концепции.Период от распада Римской имп.до эп.Возрождения(5-14вв.)

Основ­ные этапы фил.: апологетика (защита и обоснование христ. вероучения с пом. доводов, обращ. к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утвержд. несовместимость религ. веры с антич. фил.: Тертуллиан, Ориген, А.Блаженный; 2-5вв); схоластика (рац. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использ. идей ант.ф. - 10-14вв, П. Абеляр, Ф. Аквинский).

Основные черты.

Монотеизм(признание единств. Бога).

Креационизм(мир сотворен Богом; творение Бога из ничего; Бог – вечен, Бог предшествует миру).

Идея божеств. откровения– иррац-зм(мир познаётся не разумом, а интуицией, верой, мистикой, религ. откровения).

Провиденциализм(вера в силу бож.промысла в развитии истор. процесса). Чел-кпоним.как неделимая личность, об­лад. разумом, свободой воли и совестью. Носителем че­л. личности явл. душа, создан. Богом. Порча души ведет к порче личности. Несоверш-во поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, кот. не­обх. для гармонии мира.

ТЕОЦЕНТРИЗМ. Предп. опред. понимание Бога как творца мира. 2 подхода в уч-и о бытии Бога: Апофатич. – постижение бога в «-» терминах, т.к. бытие Бога закрыто для челов. сознания(Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не телесен, не обладает привычными св-ми вещей). Катафатический –через «+» термины – кач-ва Бога, указ. в свящ. писании(Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, тв-во).

Проблема бытия Бога; соотн-е бога и сотвор. им мира(идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, сотворенные Богом – единичное);

Проблемы веры и разума:1)вера и разум несовместимы -Тертулиан; 2) вера предшеств. разуму, являясь аксиомой для него-Кентерберийский; 3) вера выше разума, но разум предщ.вере- П. Абеляр;4) гармония веры и разума при первенстве веры -Ф.Аквинский; 5)идея 2х истин.

Проблема об отношении общего к единичному. Это спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Течения: концептуализм (сущ-е общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (призн. первичность общего и вторичность единич.); номинализм (признание первичности единич. вещей реального мира и производности общего (идей, возник. у чел-а в процессе познават.деят-ти).

16. Фил.учения эп. Возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв.

Основные направления:

гуманистич.(14-15вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валии; натурфилософия(16-нач.17вв.)-Коперник, Бруно, Галилей;

неоплатонич. (сер.15-16вв.)- Кузанский, Парацельс;

соц-политич.(15-16вв.) – Н.Макиавелли;

реформацион. (16-17вв.)-Мартин Лютер, Томас Мюклер, Жан Кельвин;

утопическо - социалистич. (Т.Мор, Т.Компанелло).

Основные черты:

Натурфилософия(одухотв-е природы, наделение ее бож. св-ами, растворение бога в природе. Чел-к - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром).

Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех соверш.в мире событий.

Гуманизм: хар. понимание чел-ка, как самоценного сущ-ва, как деят.личности. Гуманизм начинается тогда, когда чел-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Ф. Возрождения связывала свободу чел-ка, смысл его жизни с его собств. внутр. активностью, творч.й деят-ю, кот. выступала как главный фактор самореализации личности, инд-зации => главные акценты приход. на творч.деят-ть личности, ее свободу, индивид-ть (главные ст. бытия личности).

Способы понимания мира: Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не суще-т вне и до мира. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, кот. дальше развивался по собств. законам.

17.Эмпиризм в новоевропейской фил.17-18вв.(Ф.Бэкон).

Эмпиризм(опыт).«Новый Орагон», «Новая Атлантида». Основатель индуктивно - эмпирич. направления в фил.

Бэкон утв., что чувств.опыт отражает в познании только объективно сущ-е вещи. Ч-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Разраб. индуктивный метод, сост. из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытек. из того, что чел-к судит о природе по ана­логии с жизнью людей; «призраки пещеры»- ошибки индивид. хар-ра, завис. от воспитания, привычек отд. людей; «призраки рынка» — это привычки польз-ся в суждении о мире ходячими пред­ставлениями и мнениями без критич. к ним отн-я; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Знание — сила, а сила эта выр-ся пр.вс. в стимул-и ею чел-ка к действию. Б. указ. на необх. связь знания с экспериментом. научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.Знание не возникает в голове чел-ка само по себе, его нужно получить в рез-те осмысления данных эксперимента.

Метод - это путь, глав. ср-во исслед-я. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму чел-ку - мысль.

Гл. усл. прогресса знания – соверш-е способности умозаключ-я, важн. формой кот. явл. прав. индукция.

Пути познания: путь паука, путь муравья(узкий эмпиризм), путь пчелы – науч.метод познания(индуктив.-эмпирич.) как обобщение множ-ва част.явления, общие выводы.

18.Рационализм в новоевроп. Фил. 17-18 века.(Р.Декарт).

Рац-м – ср-во познания, кот.считает, что только разум позволяет познать мир, постичь истину.

«РАССУЖД. О МЕТОДЕ». Наличие 2х субстанций: матер.(телесной) и дух., их главными атрибутами явл. соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. Для док-ва реального сущ-я. мира необходимо док-во сущ-я. бога.

В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Сомнение явл. эффективным приемом в науч. исслед-ях. Искать надо не в области эксперимента, а в уме человека, в его разуме.

Метод Д. вкл.: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максим. простых эл-тов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Декарт сравнивает фил-ю с корневой системой дерева науки, стволом кот. является физика, а ветвями — прикладные науки.

Основные черты фил. Д.
1. Исходный пункт фил. - реальность мыслящего субъекта.
2. Принцип методич. сомнения; интеллектуал. интуиция и следующая за ней дедукция.
3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.
4. Восхождение от простого к сложному.
5. Поиск рацион. порядка во всем.
6. Развитие концепции врожденных идей.
7. Дуалистичность: представление мира состоящим из 2х субстанций.

Наши рекомендации