Миф как объект философской рефлексии.
Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
Философия- наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Предмет фил.: наиб.общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, чел-ка и мира.
Функции фил.: онтолог. (объясняет мир, специфику всех сфер бытия); гносеолог.(формулирует понятийно-логический аппарат; разрабатывает теорию методов познания; ориентирует на познание, цель которого – истина); Методолог. (Ф. как знание о всеобщем служит методом для частных наук);
Прогностич. (Ф. в конкретной идее открывает новое знание, лежащее за пределами повседневного опыта и ориентированное на понимание сущности); Мировоз.(Ф. систематизирует для человека мир как единое образование); гуман.(Ф. объясняет, исследует человека, влияет на образ мышления и на формы знания).Взаимосвязь философии и частных наук. Наука– система знаний о закономерностях развития природы, общ-ва и мышления, а также отдельная отрасль знаний. Наука и философия-система истин.знаний. Сходство: конкрет.предмет исслед-я; обоснов. особыми сп. док-ва (ф. - верификация), само науч. знание служит док-вом фил. принципа; оба знания - обобщение идей, но степень обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель - обогащение опыта человека; метод абстракции. Различия: наука изучает только относит., а ф. еще и абсолютное; науч. мышление рассудочное, а ф. - разумное; науч. знание систематиз. предметом, а ф. - разумом философа; науч. знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное. Философия:система знаний о мире в целом, рефлексив.изображ-я действ-ти, явл.рез-том науч. обобщений, фил-я есть мировоз-е, познават.ф-цию, фил-я, формир.систему ценностей, т.е.отношения чел-ка к ч.-л. как к значимому, единство теории, методы и цели, теолог.ф-ция, всеобщая методология по отнош.к науке. Наука: система частного, подсистем.уровень, явл. рез-том фактов(познания фактолог. материала), познават.ф-ция, элиминация (исключ.)-ценности учёных, уровень познания, теория + частный метод=> инструм.ф-ция.
Фил.Платона. Притча о пещере.
Платон(427-347) – объектив. идеалист. Идеи сущ-т вне и независимо от человека. Идеи сущ-т в спец. простр-ве. Мир: мир идей вечен, глав.идея – идея блага; мир вещей(Эйдесов). Мир идей - истинное бытие, а вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, это тени идей. Идеи вечны, неразрушимы. Реальным знанием является познание идей. Чел-к – соед-е идей. и веществ., телес. начала. Познаём, значит вспомин., чтобы вспомнить, надо жаждать.
Разраб. теорию познания, методолог. установкой кот. явл. «припоминание». До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувств. мира будят воспомин-я, побуждают к размышл-ю, припомин-ю о подлинной сущности мира. Процесс припомин-я проявл-ся как иск-во диалектики. Теорию познания разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещен. спиной ко входу. На противоп. стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения кот.проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истин.мир.
Антропология Платона: душа чел-ка 3хчаст.: разумная(способ. к познанию мира), волевая, чувств(жажд.). Глав.добродетели у разумной души- мудрость, у волевой- мужество, у чувств.-умеренность. Душа человека бессмертна и вечна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобожд. от тела. Во время этого она соприкасается с миром идей и созерцает их. Þпроцесс познания состоит в припоминании душой того идей, кот. она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление.
Атомистика Демокрита.
Демокрит(460 -370 ггднэ).Атомы неделимые микрочастицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Наход.в постоян.движении, различ.по форме,величине, порядку и расположению, при соед.образуют вещи. Атомы=бытие, пространства в пустоте=небытие.
Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомар. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).
Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. В ощущ. мы получаем верный образ предмета.
Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеч. общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Без этого не м.б. достигнуты ни иск-во, ни мудрость.
Метафизика Аристотеля.
Аристотель (384 – 322). Основатель фил.школы-ликей. Идея единичного бытия вещи: по А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна. Форма есть действ-ть того, возмож-ю чего явл. материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последоват. переход от материи к соотносит. ей форме и наоборот. Категории эти становятся текучими. Сущность – это единичное, обладающее самостоят-ю бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возм-ти в действ-ть. Понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма– это активное начало, начало жизни и деят-ти. Высшие сущности А. называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса.
Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в кот. форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие– рассматр. источник движ-я и превращ-я возм-ти в действ-ть, энергитическая база формир-я вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвеч.на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
А. полагал, что чел-к обладает одновременно душой растит., и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной, способной к познанию мира.
14. Фил.школы эллинизма. Эллинистич.период(время, когда Гр. утрачивает полит. Самост-ть, полисы исчезают, Гр. – часть империи А. Македонского, войны). Глав.вопрос: как человеку выжить в таких условиях.
Фил.х направления: эпикуреизм(Эпикур, Лукреций Кар);стоицизм(Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий);скептицизм(Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик).
Эпикуреизм. Движ-е атомов – хаотично, случайно, это и лежит в основе свободы человека. Цель фил. – освободить чел-ка от страха перед богами и перед смертью; опр-ть путь чел-ка к счастью. Чел-ку нет смысла бояться смерти(есть жизнь, смерти нет, и наоборот) Þ чел-к со смертью не сталкивается и не знает, что это. Бессмертной души не сущ-т, душа состоит из атомов и после смерти распад.. Человек, кот. не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, поэтому должен стрем. к счастью Þ ПУТЬ Þ чел-к в жизни должен стрем.к удовол. Удовол-е не связ. с чувств.наслаждением. Удовольствие достигают при сущ-и 2х условий – здоровое тело и безмятежная, уравновеш. душа. Синоним счастья – душевный покой и воля(для его достиж. Чел-к должен руковод-я разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Путь к счастью возможен тогда, когда чел-к, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет естеств. и необх. потребности. Свобода человека – его воля, кот. подчинены его чувства, страсти и т.д.
Стоицизм – материал., но не атомист. учение. Жизнь человека предопред. во всех ситуациях. Свобода человека заключ. в том, что он, опираясь на познанные законы (необх-ть действ-ти), может добровольно учитывать необх-ть, ставя цели своей деят-ти. Т.о., свобода оказыв. познанной необх-тью и добровол. следованием её в своей деят-ти.
Скептицизм. В основе учения – логика. Суть: лог.познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопост. равносильное ему противоп. суждение Þ многообразие точек зрения Þ чел-к в своей жизнедеят-ти не должен полагаться на лог.познание и вообще иметь к.-л. суждения. Познаваемо только явление, т.е. то, как вещь является чел-ку, каковы чувств. восприятия, впечатления чел-ка об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтвержд.эти идеи («тропы» – всего 15 шт.).
15. Средневековая фил.: генезис, проблемы, концепции.Период от распада Римской имп.до эп.Возрождения(5-14вв.)
Основные этапы фил.: апологетика (защита и обоснование христ. вероучения с пом. доводов, обращ. к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утвержд. несовместимость религ. веры с антич. фил.: Тертуллиан, Ориген, А.Блаженный; 2-5вв); схоластика (рац. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использ. идей ант.ф. - 10-14вв, П. Абеляр, Ф. Аквинский).
Основные черты.
Монотеизм(признание единств. Бога).
Креационизм(мир сотворен Богом; творение Бога из ничего; Бог – вечен, Бог предшествует миру).
Идея божеств. откровения– иррац-зм(мир познаётся не разумом, а интуицией, верой, мистикой, религ. откровения).
Провиденциализм(вера в силу бож.промысла в развитии истор. процесса). Чел-кпоним.как неделимая личность, облад. разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел. личности явл. душа, создан. Богом. Порча души ведет к порче личности. Несоверш-во поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, кот. необх. для гармонии мира.
ТЕОЦЕНТРИЗМ. Предп. опред. понимание Бога как творца мира. 2 подхода в уч-и о бытии Бога: Апофатич. – постижение бога в «-» терминах, т.к. бытие Бога закрыто для челов. сознания(Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не телесен, не обладает привычными св-ми вещей). Катафатический –через «+» термины – кач-ва Бога, указ. в свящ. писании(Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, тв-во).
Проблема бытия Бога; соотн-е бога и сотвор. им мира(идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, сотворенные Богом – единичное);
Проблемы веры и разума:1)вера и разум несовместимы -Тертулиан; 2) вера предшеств. разуму, являясь аксиомой для него-Кентерберийский; 3) вера выше разума, но разум предщ.вере- П. Абеляр;4) гармония веры и разума при первенстве веры -Ф.Аквинский; 5)идея 2х истин.
Проблема об отношении общего к единичному. Это спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Течения: концептуализм (сущ-е общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (призн. первичность общего и вторичность единич.); номинализм (признание первичности единич. вещей реального мира и производности общего (идей, возник. у чел-а в процессе познават.деят-ти).
16. Фил.учения эп. Возрождения.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв.
Основные направления:
гуманистич.(14-15вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валии; натурфилософия(16-нач.17вв.)-Коперник, Бруно, Галилей;
неоплатонич. (сер.15-16вв.)- Кузанский, Парацельс;
соц-политич.(15-16вв.) – Н.Макиавелли;
реформацион. (16-17вв.)-Мартин Лютер, Томас Мюклер, Жан Кельвин;
утопическо - социалистич. (Т.Мор, Т.Компанелло).
Основные черты:
Натурфилософия(одухотв-е природы, наделение ее бож. св-ами, растворение бога в природе. Чел-к - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром).
Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех соверш.в мире событий.
Гуманизм: хар. понимание чел-ка, как самоценного сущ-ва, как деят.личности. Гуманизм начинается тогда, когда чел-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Ф. Возрождения связывала свободу чел-ка, смысл его жизни с его собств. внутр. активностью, творч.й деят-ю, кот. выступала как главный фактор самореализации личности, инд-зации => главные акценты приход. на творч.деят-ть личности, ее свободу, индивид-ть (главные ст. бытия личности).
Способы понимания мира: Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не суще-т вне и до мира. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, кот. дальше развивался по собств. законам.
17.Эмпиризм в новоевропейской фил.17-18вв.(Ф.Бэкон).
Эмпиризм(опыт).«Новый Орагон», «Новая Атлантида». Основатель индуктивно - эмпирич. направления в фил.
Бэкон утв., что чувств.опыт отражает в познании только объективно сущ-е вещи. Ч-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Разраб. индуктивный метод, сост. из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытек. из того, что чел-к судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры»- ошибки индивид. хар-ра, завис. от воспитания, привычек отд. людей; «призраки рынка» — это привычки польз-ся в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критич. к ним отн-я; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Знание — сила, а сила эта выр-ся пр.вс. в стимул-и ею чел-ка к действию. Б. указ. на необх. связь знания с экспериментом. научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.Знание не возникает в голове чел-ка само по себе, его нужно получить в рез-те осмысления данных эксперимента.
Метод - это путь, глав. ср-во исслед-я. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму чел-ку - мысль.
Гл. усл. прогресса знания – соверш-е способности умозаключ-я, важн. формой кот. явл. прав. индукция.
Пути познания: путь паука, путь муравья(узкий эмпиризм), путь пчелы – науч.метод познания(индуктив.-эмпирич.) как обобщение множ-ва част.явления, общие выводы.
18.Рационализм в новоевроп. Фил. 17-18 века.(Р.Декарт).
Рац-м – ср-во познания, кот.считает, что только разум позволяет познать мир, постичь истину.
«РАССУЖД. О МЕТОДЕ». Наличие 2х субстанций: матер.(телесной) и дух., их главными атрибутами явл. соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. Для док-ва реального сущ-я. мира необходимо док-во сущ-я. бога.
В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Сомнение явл. эффективным приемом в науч. исслед-ях. Искать надо не в области эксперимента, а в уме человека, в его разуме.
Метод Д. вкл.: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максим. простых эл-тов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Декарт сравнивает фил-ю с корневой системой дерева науки, стволом кот. является физика, а ветвями — прикладные науки.
Основные черты фил. Д.
1. Исходный пункт фил. - реальность мыслящего субъекта.
2. Принцип методич. сомнения; интеллектуал. интуиция и следующая за ней дедукция.
3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.
4. Восхождение от простого к сложному.
5. Поиск рацион. порядка во всем.
6. Развитие концепции врожденных идей.
7. Дуалистичность: представление мира состоящим из 2х субстанций.
Русская философия 20 века.
Основные направления: фил.золотого века, естеств.-науч., совет., фил.рус.зарубежья.
Основные черты: сильное влияние совет.традиции(мат-зм, формац.).
Золотой век.
Булгаков – идея объед-я всех христ.церквей.
Флоренский – мир как единое взаимосвяз.целое, противор. идея о том, что с появл. нов. техн. – новое понимание материи и духа.
Космизм. (конец 19-20 век) вкл. в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ. представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.(Фёдоров, Циолковксий, Чижевский).
Ест.-науч.фил-я. Направления: матер., соц.-полит.
Матер.: Сеченов, Менделеев, Тимирязев. Бытие – атомар. строение мира.
Соц.-полит.: Мечников, Ковалевский: общ-во как единое целое, им.многофактор.природу. Развитие общ.по объектив.законам.
Советская фил-я(с 20-90хх): матер.хар-р, марксизм.
Фил.рус.зарубежья: Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин.
Мережк.: проблема взаимоотн.чел-ка и Бога. Чел.личность в 3х этапах: языч., приобщ.к хрит-ву, поная гармония, слияние с христ.
Бердяев: высш.ценность – свобода(она есть оносва сущ-я чел.), роль религии. Бог – нравств.символ. Бог – роль Господа.Чел.-раб.
Представители.
Фёдоров(переплетаются религ-христиан.подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения- натурализм, фантастичность, мистицизм, реализм, мечтательность и научный подход; вера в мощь разума, науки, творч. возм-тей чел. Его труд «Философия общего дела». Главная задача чел.-прав.понимание смысла жизни и цели, ради кот.живет чел.и орг-ция жизни в соотв. со смыслом и целью. Тесная связь всего происход.на земле со Вселенной, Космосом. Опираясь на разум чел. может не только познавать вселенную, но и населить все миры, упорядочить Хаос.
Чижевский. Разв.жизни на земле происх.под влиянием внутр.причин, наход.под влиянием космоса. Опред.роль в процесса на З.играет Солнце.
Циолковский. В основе материи – атомы(созд.разнообраз.матер.тел). Разруш.тело на атомы, из кот.созд.новые вещ-ва и тела. Во Вселенной сущ-т иные разум. миры, цив-ции. Выдвигал три начала: время, пространство и сила. Без материи не сущ-т ни времени, ни простр-ва, ни силы и наоборот. Разум должен стремиться не только к самосоверш-ю, но и к соверш-ю окр. мира.
Идея развития в философии.
Развитие - состояние изм-я, в кот. есть необратимость, поступат-ть движ-я, в кот. фиксируется появление новых св-в. Это кач. изменение. Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к др.
Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс – возм-ти по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие – циклич. изм-я при сохран. основных хар-к; это способ адаптации.
Модели развития: рационалист. (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее св-во бытия, постепенная эволюция; поступат. движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок – рез-т творч. активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий).
Античность: не знает линейного времени, идея круговорота. Гераклит: мир - вечно воспламен. и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изм-й.
Бердяев. Принцип развития внесло христ-во, кот. представляет историч.процесс линейным, направл. в будущее.
Кант сформ. проблему истор. развития чел. нравств-ти.
Гегель создал диалектику, предмет кот. - развитие.
Концепции.
Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм(Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно.
Вера и знание.1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р.
Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки.
История. Тертуллиан: выступал против разума( "Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, т.к. все знания произошли от бога. Русская религ.фил-я. "Цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства вкл. чувств. опыт, рац. мышление, эстет. и нравств. опыт и религ. созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). Бердяев: вера и знание не мешают др. др, ни одна из них не может заменить др.. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения. Знание есть вера, вера есть знание.
Т.о., познание истины есть процесс, опир. в равной мере на веру и знание, а научная истина опир. на все формы культуры.
Истор. типы рац-ти.
Это классич. рац-ть, соотв. классич. науке; неклас.рац-ть, соотв. неклас. науке и постнеклас. рац-ть.
Каждый этап хар-ся особым состоянием научной деят-ти, направл. на постоянный рост объективно -истинного знания. Отношения "субъект - средства - объект" явл.основой для рассм-я истор. типов рац-ти.
Клас. тип рац-ти (XVII - 1ая пол.XIX в.в.): центр.внимание на объекте, стремится при теорет.объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), ср-вам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, опред. стратегии исслед-я и способы фрагментации мира, на этом этапе, детерминированы мировоззр. установками и цен. ориентациями. Объекты рассм. в качестве малых (простых) систем. Механич.детерминизм. Субъект ввод.как обязат. момент познания.
Неклас. (к. XIX – сер. XX в.в.): учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деят-ти, рассматривая объект как вплетенный в чел. деят-ть.
Постнеклас.: учитывает соотнес-ть получаемых знаний об с ценностно-целевыми структурами. Объектами стан-ся уник. системы, характ. открытостью и саморазвитием. Системный подход к анализу действ-ти.
Проверка науч. положений.
Верификация – устан-е истинности путем эмпир. проверки.
Фальсификация - процедура, устан-ая ложность гипотезы. Теория научна, когда она подтверждена экспериментом и определены границы ее применимости.
Знание есть отражение и сущ. в виде чувств. или понятийного образа. Образ м.б. не только отраж. наличного бытия, но также и прошлого.
Истинные знания дают людям возм-ть разумно организ-ть свои практ. действия в наст. и предвидеть будущее.
49. Общество как целостная систекма. Структура общ-ва.
Общество -самоорганиз. целостность взаимодейств. друг с другом людей, соц. групп, в кот.они включены, по поводу произ-ва и воспроиз-ва человеч. жизни, отношений и потребностей.
Общ. отн-я- наиб. устойчивые и значимые взаим-я м/у людьми, в кот. индивид. сведено к соц. Т.к. общ-во целостная система- все ее эл-ты тесно связаны м/у собой, сущ. в един-ве. Слабое функ-е 1ой, плохо влияет на др. подсистемы.
Соц. структура общ-ва - это совокуп-ть относительно устойчивых соц. общностей людей, опред. образом взаимодейств. м/у собой: истор. общности людей (род, племя...); население города и деревни; раб-ки физ. и умств. труда; классы и различные соц. слои; коллективы людей; семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа произ-ва.
Нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общ-ва берет соц. статус. Он выделяет 3 статус. показателя: Уровень образ-я; профессия, уровень кв-ции; уровень доходов=> 3-и класса в обществе: Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...); Ср. класс (совок-ть людей наемного и самостоят. труда, облад. общим самосознанием: а) высший слой ср. класса (средние предприниматели); б) средний слой в) низший слой (люди со ср. спец. Образ-ем); 3)Низший класс - низкий ур-нь образ-я, сущ и маргинальные слои.
Основа стабильности общ-ва - средний класс. В общ-ве, разделенном на классы, сущ соц. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др.
Общ-во в узком смысле слова: 1)общ-во как соц. образ-е, совокупность общественных отношений, связывающих людей друг с другом; 2) переход от животного к соц.( Гоббс, Руссо); 3) Гегель критикует договор. теории возникн-я общ-ва, как и гос-ва; 4) Общ-во противопост-ся гос-ву – свободное взаимод-е людей.
Эл-ты соц. структуры: классы, физ.-умств. труд, сословия соц-демограф. группы - молодежь, муж, женщ., тинейджеры, пенсионеры, нац. общности - нации, этнические группы. Все группы неоднородны по составу и делятся на отд. слои и группы собств. интересами.
Проблемы функц-я соц.структуры и действия разл.соц. групп напрямую связаны с проблемами гражд. общества. Гражд. общ - независимая от гос-ва сфера реализации частных потребностей и интересов на базе част.собств-ти и всеобщего формального рав-ва людей.
Соц. сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профес. Слоев (соц. защита, условия жизни людей, условия обр-я, здравоохранения. отношения с удовлетв-ем соц. потребностей, они отражают уровень благосостояния общ). Полит.сфера направлена на уд. полит.интересов. Дух.сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распростр-я и усвоения их слоями населения.
Духовная жизнь общ-ва.
Дух.жизнь общ-ва –идеальное отражение общ.бытия в чув-вах, идеях, волевых тенденциях, эмоциях, технолог.установок, эмоциях, цен.ориентаций.
Дух.жизнь общ-ва – деят-ть людей по произ-ву и удовлетв.дух.потребностей.
Ядро– общ.сознание, в фундаменте кот.знания, система идей.
Она вкл. в себя все дух. образ-я, в т.ч. дух. культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общ. сознания, настроения, привычки и т.д. Дух. культура обладает сложной структурой, вкл.науч.,фил.-мировоззр., правовую, нрав., худ.культуру. Особое место в системе дух. культуры занимает религия.
В самом шир. смысле культуру можно рассм-ть как развив.совок-ть матер., полит. и дух. достижений чел-ва, характ. опред. способ общ.-практич.деят-ти людей на каждом истор. этапе развития общества. Каждый этап развития хар-ся своим, присущим лишь ему уровнем матер., полит. и дух. потенций и достижений чел-ва, всех его отношений с действ-ю.
Дух.культура нарастает на основе общ. бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние на всю жизнедеят-ть человека и общества.
В общ-ве дух. культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшеств.поколений, произв-во и развитие новых дух. ценностей. Роль: освоение и преобраз-е мира, своеобраз.ориентир.
Цель и функция дух. культуры: формир-е опред. типа челов. личности в интересах общества, регулир-е поведения человека в процессе его взаимоотн-я с обществом себе подобных, с природой и окр. миром; формир-е познават. способностей личности.
Дух. культура развивается народом. Лучшие образцы дух. произв-ва входят в фонд дух. культуры социума, стан. его достоянием.
Потребляя дух. ценности, человек формируется как личность и выступает и как объект, и как субъект дух.произв-ва. Для дух. формир-я исп-ся система образ-я, воспитания, ср-ва коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самост.усвоение субъектом дух. ценностей, самообразование и самовоспитание.
Общ-ое сознание.
Общественное сознание. Обществ. сознание - совокупность разнообр. дух. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни человека.
Структура(уровни):
1.обыденное сознание, кот.форм-ся под воздействием практич. жизни;
2.специализ. дух. деят-ть(теорет.), т.е. деят-ть профес-лов умств.труда (юристов, философов).
Один из действ. механизмов обыд. сознания это – образ-е стереотипов – некот. оценки соц. действ-ти (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общ. сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д.
Каждая из них отражает к.-то ст. реал. практич. жизни и делает это особым специф. образом и выполняет особые соц. ф-ции.
Сознание – есть осознанное бытие. Сознание обладает значит. самост-ю по отношению к бытию (оно может опережать его, предсказывать).
Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на др. Поэтому дух. культура в любой момент времени это продукт сущ-его бытия на дан. момент.
Виды общ. сознания – индивид., групповое и массовое сознание.
Общ.сознание регулир-ся как продукт сотруднич-ва многих индивидов через отражение+творч.преобраз-я(осознание общ.бытия), т.е.как регулятор поведения масс(через полит., прав., нрав., религ., пр.отн-я и институты).
Состояние общ.сознания – доминирование группы идей, чув-в, настроения в опред.общ-ве на опред.этапе его развития.
Общ-ое сознание- совок-ть идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний, настроений людей, отраж-их данное общ-ое бытие. Общ. созн. зависит от общ-го бытия, но эта зав-ть не абсолютная. Общ. соз-е обладает самост-тью, развиваясь по з-м, отличным от з-ов развития общ-го бытия. Если общ. сознание опережает развитие общ. бытия, то это способ-ть движ. общ-ва; если отстает от общ. бытия- то оно тормозит об-во. Носителем общ. созн м.б. 1 чел. или группа (класс,об-во,нация).Содерж-е общ. соз-я может сущ. как в мат-ой(комп прог-ы,произ-я лит-ры,ис-ва),так и в идеальной(идеи,принципы,установки) формах. Формы общ. созн-я 1)этические взг;2)правовые взг;3)полит. взг;4)эстет. взг;5)религ взг.
Ф-ции общ. созн: 1)познав.;2)прогност.;3)соц-преоб-ая;4)регулятивная;5)воспитательная.
Личность и общество.
Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий).
Индивид– неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел..
Концепции личности:
1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка);
2)личность как его сущностная хар-ка.
Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм.
Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности.
Соц. структура личности (по Г.Смирнову):
СОЦ. СТАТУС-место человека в системе общ. отношений.
СОЦ. РОЛЬ -образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу.
НАПРАВЛ-ТЬ -потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения:
частная собств-ть на орудия и ср-а произ-ва; НТП; всевластие бюрократии; соц. нерав-во и эксплуатация; абсолютизация дух сил чел. «Снять» отчуждение можно только в таком общ-ве, где осущ-ся все права и свободы личности: право на труд и св. выбора профессии; на образ-е и мед. обслуж-е; на жилье; на свободу мысли, совести, убеждений и др.
Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответств-ть– категория, отраж. особое отношение личности к обществу, к-ое хар-ся выполн-ем своего нравств. долга и правовых норм.
Проблема ценностей в фил.
Ценность-это cвойство предмета или явления иметь значение для людей в культур., общ., личностном отнош. Аксиология: раздел фил.знания, в кот.осмысл-ся природа, сущноть и роль значимых для чел-ка явлений, вещей, процессов.
Демокрит: благо и цель жизни – счастье. Сократ: высшим благом считал мудрость как единство знаний, выбора добра и практич.реализации добродетели. Для достиж-я балаг-познать самого себя.
Эпикур: высшее благо – удовольствие(отсутствие страданий), низшее – справедливость как непричинение вреда др. Ф.Аквинский: добро=Бог. Новое время. Бэкон: общ.благо должно преоблад.над личным. Высшее проявление общ.блага – долг как обяз-ть и обязат-ва чел-ка по отн.к др. Спиноза: разум, свобода. Кант: высшее - че