Традиция философской рефлексии над проблемами образования

Философия образования: старая традиция или новая дисциплина?

Минск 2000

УДК 37. 01: 1 ББК 74

Б 905

Рецензенты:

Н.И. Латыш, доктор философских наук, профессор; А. И. Левко, доктор социологических наук, профессор

Рекомендовано редакционно-издательским советом Национального института образования

Буйко Т.Н.

Б 905 Философия образования: старая традиция или новая дисциплина? - Мн.: НИО, 2000. - 210 с. 15ВМ 985-6627-39-7.

Монография подготовлена по материалам авторского исследования концептуальных образов философии образования, представленных в современной науке. На основании выявления традиции философской рефлексии над образовательными проблемами в контексте европейской философии и анализа различных проектов дисциплинарного оформления философии образования в XX веке, дается целостное представление о проблемном поле этой отрасли знания. Предлагается авторский вариант соответствующего учебного курса для аспирантов и слушателей магистратуры педагогических специальностей.

ББК 74

В оформлении обложки исспользован центральный фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа". Ватикан. 1510 год.

18ВМ 985-6627-39-7 © НИО, 2000

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последнего десятилетия не утихают дискуссии относительно пришедшей к нам из зарубежной образовательной реальности философии образования. Эта отрасль философского знания уверенно прокладывает себе дорогу в системе наук, которые имеют своим объектом образование.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что проявление интереса наших философов и педагогов к философии образования было не просто данью моде тотального отрицания достижений советской педагогической науки и практики. Философия образования - это не просто новый для нашего образовательного знания термин, а работающее понятие. Наличие этого понятия все время давало о себе знать в нашей традиции образовательного знания такими терминами, как "философские вопросы педагогики", "диалектико-мате-риалистическая методология педагогики" и др. Как отмечает В.С. Швырев, "отсутствие эксплицитно сформулированного термина и понятия "философия образования" не означало, что в советской философии и психолого-педагогической науке не было реального исследования теоретической проблематики, объективно связанной с философскими вопросами воспитания и образования"1. В этой связи можно вспомнить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Г.П. Щедровицкого, Г.С. Батищева, А.С. Арсеньева, В.С. Библера.

Понятие философии образования, обозначенное в разных традициях разными терминами, отражает реально существующую совокупность проблем, конституирующих особый предмет исследования образовательной сферы. Этим предметом являются предельные основания образования как социокультурного феномена и атрибута человеческого бытия. Проблематизация этих оснований в современной культуре, а также актуализация соответствующих проблем в постсоветском образовательном пространстве и вызвали интерес нашей педагогической и философской общественности к зарубежному опыту их анализа, т.е. к западной философии образования.

Швырев В.С. Проблемы философии образования и современная неклассическая рациональность//Мир психологии. - 1999. - № 3 (19). - С. 189.

Занимая особое место в культуре, образование никогда не было обойдено вниманием философов. В самых первых философских системах европейской философии были сформулированы те фундаментальные проблемы образования, которые в самых разных конкретно-исторических "одеждах" обсуждались философами на протяжении последующих веков с большим или меньшим вниманием к ним. Действительно, такие всеобщие категории, как "мышление", "истина", "познание", "долг", "счастье", "свобода" и др., аккумулируя в себе человеческий опыт взаимодействия с природой и самим собой, были бы явно неполными без учета опыта образования как сферы педагогического взаимодействия субъектов. Философы анализировали образование с помощью всеобщих категорий, пытались сформулировать некоторые нормативы, рекомендации и прогнозы с позиций той или иной онтологии. Педагогические отношения, постепенно оформлявшиеся в самостоятельный социальный институт образования, вовлекались в сферу философского анализа, исследовались в их отношении к предельным основаниям культуры, а понятие образования (воспитания) само обретало статус философской категории бытия. Это значит, что со стороны философии всегда осуществлялось движение навстречу запросам педагогической практики.

С другой стороны, всегда существовало и встречное движение. Педагогическая практика, социальный институт образования и зародившаяся в XVII веке педагогическая теория - эти сферы человеческой деятельности и отношений в своем развитии опирались на представления о человеке, познании, мышлении, которые отрабатывались в актах философской рефлексии.

Особенно обострилось взаимное внимание философии и образования в XX веке. В философии, в отличие от ее прежней сосредоточенности на проблемах отношения мышления к бытию, т.е. гносеологической проблематике, возрос интерес к целостному человеку, начались поиски адекватных способов представления гуманитарного знания, т.е. актуализировалась антропологическая проблематика. В образовательной же сфере вследствие динамичности событий обнаружилось, что традиционная образовательная парадигма начинает давать сбои. Проявилось это в движении педагогического прогресси-визма, дитя-центризма, школе Дж.Дьюи. Это движение навстречу друг другу и явилось причиной возникновения и развития филосо-

фии образования как специальной отрасли философских знаний. Неспроста сам термин "философия образования" появляется именно на заре века в трудах таких непохожих друг на друга мыслителей-педагогов, как Дж.Дьюи и В.Розанов.

В своем исследовании мы исходили из того, что с начала 90-х годов проблема определения дисциплинарного статуса философии образования находится в центре внимания как философов, так и педагогов-теоретиков. С этого времени в философских и педагогических периодических изданиях регулярно публикуются статьи, посвященные определению перспектив развития философии образования в постсоветской системе наук об образовании, проводятся "круглые столы". Первые такие публикации связаны с именами В.Розина, Н.Розова, Б.Гершунского, Я.Патека, И.Савицкого, В.Бондарева, Н.Латыша, М.Печенко1. В журналах "Вопросы философии", "Педагогика", "Адукацыя ! выхаванне" были опубликованы материалы "круглых столов", посвященных философии образования2. Поток журнальных публикаций по философии образования нарастал на протяжении десятилетия, и к концу 90-х годов практически во всех педагогических и философских ведущих изданиях постсоветского информационного пространства появились соответствующие рубрики.

Розин В. Предмет, концепции, направления изучения // Вестник высшей школы. - 1991.- № 1. - С. 48-57; Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // А!та Ма*ег. - 1993. - № 1. -С. 21-23; Розов Н.С. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) // А!гла Ма*ег. - 1991.- № 12. - С. 36-47; Гершунский Б.С. Философия образования: научный статус и задачи // Советская педагогика. - 1991. - № 4. - С. 69-74; Патек Я., Савицкий И. Свобода и ответственность. К вопросу о философии образования //Философские науки. - 1988. - № 4. - С. 98-100; Бондарау У.Р. Фшасоф1я на службе адукацьм, альбо аб новых задачах "старой" навук! // Адукацыя I выхаванне. - 1992. - № 5.- С. 10-15; Латыш М.1. Праблемнае поле метадалоги адука-цьи // Адукацыя I выхаванне. - 1994. - № 9. - С. 4-6; Печанко М.Ф. Адукацыя як сютэма // Адукацыя I выхаванне. - 1994. - № 9. - С. 7-12.

Образование в конце XX века (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С. 3-21; Праблема пошуку новай адукацыйнай пя"?//ЬлГМЫ: пытанн| Ф'ласофи! метадалоги адукацьм (матэрыялы "круглага ста-гпгто Адукацы![| выхаванне. - 1994. - № 9. - С. 4-33; Философия образования: ие,тояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "круглого стола") // пыйр°сыилос°Фии. - 1995. - № 11. - С. 3-34; Философия образования ("круглый стол журнала "Педагогика") // Педагогика. - 1995.- № 4.-С. 3-28; Философии - 1999Ра-Имобразование (материалы "круглого стола") // Вопросы филосо-

Кроме журнальных публикаций начинают выходить сборники научных статей с обсуждением философско-образовательной проблематики и перспектив развития этой отрасли философского знания1, появляются реферативные обзоры2. Значительным событием в развитии любой дисциплины является появление монографий - и такие работы также появились к концу 90-х годов3. Эти работы были посвящены определению философских подходов к образованию, обоснованию плодотворности философского исследования этого социокультурного феномена. И когда в конце 90-х годов в Российской Федерации для студентов педагогических специальностей был введен нормативный учебный курс "Философия и история образования", начали выходить учебно-методические работы по философии образования4.

Анализ массива литературы по философии образования, представленной всем спектром дисциплинарных публикаций (от статьи до учебника), позволяет отметить определенную обозначенность проблемного поля современной философии образования и ее предмета в составе других наук об образовании. В этом самоопределении философии образования как отрасли философского знания сыграли важную роль работы таких исследователей, как Н.Алексеев, И.Се-

1 Социально-философские проблемы образования: Сб. статей / Ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б.Тупталов. - М., 1992; Философия образования для XXI века. - М., 1992; Философия образования: Сб. науч. ст./Отв. ред. А.Н.Кочергин. - М., 1996.

2 Мордвинцева Л.П. Современные проблемы философии образования: Науч.-аналит. обзор / РАН ИНИОН. Отд. философии. - М., 1998.

3 Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. - Мн., 1994. - 156 с.; Латыш М.1. На шляху да "адукацыйнага грамадства": сем нарысау пра адукацыю. -Мн., 1997; Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. - Лиепая, 1993; Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. - М., 1992; Старжинский В.П. Гуманизация инженерного образования: философско-конструктивный подход. - Мн,, 1997; Тхагапсоев Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования: Проблема регионального в философии образования. - Нальчик, 1997; Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993: Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

4 Деттерер А.В. Введение в философию и историю образования: Учебное пособие. - Томск, 1998; Квеско Р.Б. Философия образования: Учебное пособие. - Томск, 1998; Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1999; Чапаев Н.К. Введение в курс "Философия и история образования": Учебное пособие. - 2-е изд., испр., доп. - Екатеринбург, 1998; Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. - М., 1995 и др.

менов В.Швырев, О.Анисимов, И.Бестужев-Лада, В.Библер, А.Ва-лицкая, М.Вишневский, Н.Гусева, М.Гусаковский, Э.Гусинский, Ю.Турчанинова, В.Димов, В.Дмитриенко, Н.Люрья, О.Долженко, В.Кутырев, Н Ладыжец, А.Левко, В.Мацкевич, Л.Микешина, В.Миронов, Ф.Михайлов, А.Пинский, В.Пилиповский, В.Рабинович, В.Сильвестров, В.Старжинский, А.Субетто, И.Сулима, Т.Томко, X.Тхагапсоев, М.Туровский, С.Туровская, Г.Шатон, Г.Щедровицкий, Т.Яркина - см. список использованных источников.

Однако, наряду с активной разработкой понятийного аппарата этой формирующейся отрасли философского знания и несмотря на ее формальное признание в качестве нормативной дисциплины в профессиональной подготовке педагогов, дискуссии о перспективах развития философии образования продолжаются. В данной работе мы представляем эту отрасль философского знания прежде всего как давнюю традицию философской рефлексии над образованием. Вместе с тем на основании обобщения результатов того пути, который проделала в своем дисциплинарном самоопределении данная отрасль философского знания, мы полагаем, что современная философия образования может претендовать на роль самостоятельной философской дисциплины в системе наук об образовании.

ГЛАВА 1

ТРАДИЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НАД ПРОБЛЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

По мнению выдающегося философа современности Мишеля Фуко, традиция - это то, что позволяет в единой унифицированной форме осмыслить рассеивание истории. Правда, Мишель Фуко, определяя понятие традиции таким образом, стремился избавиться от нее в своих исследованиях, как и от всего, что, по его мнению, создавало ненужную иллюзию непрерывности познания. Для целей же данной работы мы готовы принять это определение в позитивном плане.

Как же возможен поиск этой традиции? Безусловно, рассмотрение конкретно-исторических постановок проблем обучения и воспитания в работах того или иного философа (историко-эмпирическое исследование) - это необходимое условие такого поиска. Однако пусть такая работа останется вне этого текста как необходимое, но недостаточное условие. Более целесообразным для поиска и особенно для изложения его результатов представляется логико-теоретический путь, полагающий начальным пунктом движения в прошлое современное состояние философской проблематики в области образования. Этим принципом, заключающимся в том, что "ключ к анатомии обезьяны лежит в анатомии человека", мы и будем руководствоваться при изложении данной главы.

Наши рекомендации