Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.

М. определяет позиции человека их только 2:

1. Я в мире

2. Мир во мне

Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.

Это позволяет выделить типы:

1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.

2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.

3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.

ВОПРОС. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Ф в настоящее время определяет тенденции развития современных наук и общества.

Функции философии.

1.Онтологическая. Рассматривает учение о бытии мира, что такое мир.

2.Познавательная

3.Антропологическая

4.Критическая. Осмысливает вопросы философии с позиции современных знаний.

5.Оценочная. В этой функции в настоящее время отводится роль т.к. философские суждения тесно переплетаются с практикой врача. Формирует нравственные принципы современной врачебной деятельности, которая сегодня определяется концепцией качества жизни.

6.Методологическая. Имеет проявление во всех науках.

Философия в обществе.

Дает ключ ответа на вопрос, чего такое убеждения человека его идеалы взгляды на мир значит у человека вырабатывается определенный тип мировоззрения отсутствие М. приводит к самоубийству, алкоголизму, наркомании.

фМ. Позволяет социально овладеть общенаучными методами познавания, т.е. выводы получает в рамках философии связан не только средством познания научных знаний, но и сам входит содержание науки, поэтому многие ученые в области конкретных наук является видным философами (Пифагор, Декарт).

Ф помогает научиться теоретически мыслить т. к. творческое мышление не является врожденным свойством оно существует в виде задатков которые должны быть развиты и изучены Ф. является средством для развития способностями. Какая польза от врача знающего мед науку, но не понимающего ее.

Вопрос. Атомистические идеи в античной философии.

ВОПРОС. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.

Философия Платона.

Платон явился создателем системы объективного идеализма. ОИ – утверждает что дух, мышление (идеи или понятия) существуют объективно независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе. Такой подход приводит к тому, что существует высшая сверестественное существо, творец (гемург) создает физический мир или копию согласно идеальной модели поэтому он является автором копии. Модель вечный овразец который позволил познать чувств мир, который сущ-ет для добра и вечный мир, который существует для совершенства. Исходя из этого Платон выделяет два вида мира:

1. Мир ИДЕЙ – они никем не созданы, они неизменны.

Если душа не нашла место, то возникают неправильные государства.

Демократия – это худшее что может придумать человечество. Поэтому нужно стремится к идеальному государству. Как познает человек окружающий мир. Познание осущ-ся следующим образом – все человеческие души находятся в мире вечных идей, там они если душа не ленится познают эти всчьные идеи и переселяясь в конкретного человека начинают вспоминать все, что они видели в мире идей.

2. Мир ВЕЩЕЙ

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

«Платон мне друг, а истина дороже» это значит, что Аристотель не разделял мир на две структуры, а считал, что существует материальный мир и в вечных идеях не нуждается, поэтому онтология у Аристотеля следующая. Все сферы человеческих знаний он делит на первую философию. Это то, что существует вне и вне ее это первая философия получила в дальнейшем название метафизика. Вторая философия – предметом второй философии является физика, которая стремится ответить на вопрос существует, что либо кроме материи или нет. Впервые, рассматривая метафизику как учение о первопричинах, он выделил четыре основных причины: материальную, действующую, формальную, финальную. Такая позиция позволила Аристотелю выделить различные науки: теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (риторика, поэтика). Рассматривая мир, стоит на позициях геоцентризма. Космос конечен, замкнут в пространстве, в центре земля или шар. Земля состоит из пяти стихий (холодное, теплое, сухое, влажное, эфир) в области теории познания Аристотель выделяет две ступени. Чувственную и рациональную. Он впервые описал в книги о животных, более 500 видов и доказывал, что растения и животные представляют больший интерес чем небесные тела ибо позволяют познать растительный и животный мир. Это позволяет рассматривать Аристотеля как основателя биологии как науки.

Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам не должны существовать ни правительства, ни государства. Презирал богатство и роскошь. Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом.

Скептицизм

Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего. В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Основателем скептицизма является Пиррон. На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм.Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 55 — 90 гг.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению, часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдосов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Представители: Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп; I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Идеал стоика — невозмутимый мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ (1689- 1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо , член Французской академии. Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения Монтескье, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. Монтескье увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. Монтескье настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по Монтескье, неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. Философия Монтескье, не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли. Общество, по Mонтескье, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим .

Позитивизм – направление в философии 19 – 20 вв, основанное французским философом. П. никогда не представлял собой единой школой, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторые общие черты. Огюст Конт, который впервые в 6-ти томах дал характеристику нового направления. Смысл – наука сама по себе философия, и поэтому не нуждается ни в какой философии, тем самым из науки изгонялись теоретические выводы.

Первый этап. 30-40 годы 19 века. Француз Огюст Конт, англичанине Спенсер и Милль.

Конт и его сторонники говорили о определяющей идее, роль техники, науки и промышленности в социальном прогрессе. прогресс человечества подчиняется трем законам:

- закон трех стадий

- закон постоянного подчинения, воображения, наблюдения

-, закон двойственной эволюции технической и интеллектуальной.

В познании мира человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Одновременно человечество проходит и три стадии своего технического развития. Спенсер предлагает совокупность методов приемов познавательных средств для объяснения биологии и социологии, физики и информатики. А это ведет к тому, что философия прекращает свое самостоятельное существование. Таким образом первый этап позитивизма стремится превратить философию в науку, которая должна изучать лингвистику и семантику (науку о языке и толковании понятий).

Второй этап развития позитивизма возник в конце 19 начале 20 века. Представителями были немецкий физик Мах, французский физик и философ Пуанкаре швейцарский физик, математик и философ Авенариус.

Сущность взглядов – это направление претендует на третью линию в философии т.е. не материализм и не идеализм не может ответить на вопрос что же является источником бытия и заявляют наша философия – философия реальности. Это значит любое положительное научное знание – физическое, биологическое астрономическое само по себе знание философское.

Ленин в работе «Материализм» и «Эмпириокритицизм» дает научное обоснование открытым данным, отмечая, что существует понятие материи для обозначения существующей вне объективной реальности, которая познается, отражается нашим сознанием и осуществляется на практике.Философское понятие матери не низменно, а естественно-научные представления о материи изменяются в связи с научно-техническим прогрессом.

Третья историческая форма позитивизма возникла в 20-е годы 20 века в Австрии. Основатели: профессора индукт. наук Венского университета. В него входили Карнап, Нейрат. Они считали, что позитивизм должен заниматься изучением методов исследования наук, используя математическую логику. Это ведет к развитию и разработки новых философских понятий. Позитивизм в современных условиях приняли разнообразные формы.

Ницше

атрибуты философии:

1. «Бог мертв»

2. Нигилизм (уничтожение) переоценка ценностей.

3. «воля к власти»

4. Теория сверхчеловека

Произведения : антихрист, по ту сторону добра и зла, воля к власти

По ту сторону добра и зла : «Падающего подтолкни» - в этом мире слишком много слабых людей, им лучше умереть, чем жить ( до тех пор пока человек живет в мире безмятежного покоя, он не может оценить свои собственные силы). Ницше – сын Пастера получил религиозное воспитание. Эти слова - событие. Власть над самим собой, над своими проблемами, нерешительностью, неуверенностью, каждый день жизни должен быть демонстрацией воли. Подниматься всегда тяжелее чем падать. Жизнь - это бесконечная волю к совершенству. Когда человек говорит, что он всего достиг, чего хотел, то начинается деградация.

Шопенгауэр

Основоположник философии воли. Особое значение придавал осмыслению проблемы воли как основной сущности мира. Все многообразие в познании мира есть обнаружение воли, которая есть подлинное ядро человека. Всякое движение воли стремится к осуществлению желания, оспаривая у другого материю, пространство и время. Познание служит сохранению воле существа, наделенного разнообразными потребностями. Он считал , что сущность всех вещей обуславливаетс волей к жизни. Шопенгауэр в основном опирался на Канта и на Веды.

Модели развития.

1. классическая модель диалектики. Гегелевская диалектика. Модель поступательного развития.

Диалектика была создана Гегелем. Это идеальная философия. Был характерен рационализм. Мир развивается по законам логики. Диалектика может описать противоречия, как источник развития. Делал упор на преемственность развития. Материалистическая диалектика – диалектика созданная Марксом. Он ученик Гегеля, но пришел к материализму. У Маркса развивается сама материя, объемная действительность.

2.материиалистическая диалектика(Маркс, Энгельс). Материалисты, развивали материальный мир. Источник развития - материальные противоречия объективной истины, производитель прогресса общество социально развивающиеся.

3.натуралистическая. основоположник – Спенсер, основная идея – идея эволюции( постепенной и всеобщей) в живой и неживой группе. Суть: переход от однородности к разнородности. Выступали за постепенный характер эволюции.

4.концепция творческой эволюции. Основоположник: Бергсон. Облигатная революция – характерно появление нового качества, которое появляется из исходных данных.

5. археологическая концепция. Основоположник – Жан Поль Сартр. Диалектика принадлежит человеческому разуму. Объективному миру несвойственна.

Теоретический уровень научного познания – более высокая ступень отражения действительности, где объект представляет со стороны его связей и отношений, которые не доступны непосредственному изучению и которые вскрываются мышлением

Цель: объяснение фактов, выявление причинно-следственных связей. Существуют идеализируемые объекты (материальная точка)

Методы теоретического познания:

· формализация;

· идеализация;

· моделирование;

· системный подход;

Формы теоретического познания:

ü Гипотеза – форма существования знания, которые характеризуются недостоверностью, вероятностным характером.

Структура гипотезы:

1. ознакомление с эмпирическим материалом, попытка объяснить его с точки зрения ужу существующих теорий.

2. выдвижение догадки о причинах и закономерностях явлений

3. оценка выдвинутой гипотезы с позиции логической непротиворечивости, совместимость с другими.

4. разворачивание предположение

5. экспериментальная проверка

После этого гипотеза может стать теорией. Гипотеза чаще имеет объяснительный характер, но имеет и экзистенциальный, математический.

ü Теория – система обобщенного и достоверного знания об определенном элементе действительности, которая объясняет и предсказывает формирование определенной совокупности объектов.

Характерны:

1. экспериментальная подтверждаемость

2. законы, понятия, идентифицированный объект.

Функции теории:

1. синтетическая функция

2. объяснительная – выявление причинно-следственных связей, дает характеристику прошлого.

3. методологическая – на основе теории формируются методы

вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.

М. определяет позиции человека их только 2:

1. Я в мире

2. Мир во мне

Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.

Это позволяет выделить типы:

1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.

2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.

3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.

Наши рекомендации