И. Кант и его учение. Кантиантство
Кант подводит итог философии Нового времени.
2 периода творчества Канта:
1) Докритический период (закончился, когда Кант прочитал труды Дэвида Юма, историка и экономиста из Шотландии, и они "пробудили его от догматического сна");
2) Критический период по названиям его работ "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способностей суждения".
Сверхзадача философии Канта - спасти 3 очень важных истины: Бога, свободу и бессмертие человеческой души. Что я могу знать? Что могу сделать? На что я могу надеяться?
Развитие философии Нового времени подвело людей ко мнению, что "свободы нет": мир состоит из атомов, атомы - мельчайшие частички, которые движутся по простым мех законам. Все из этих частиц, и люди. Общественная жизнь, все это сложные движения, но они состоят из простых. Пьер Симон Ла Плас (математик и физик) завершил дело Ньютона, построил здание классической науки, разрешил проблему о неустойчивости мира, но в его работе не было места Богу. Ла Плас увидел, что Бог и не нужен, все и без него крутится, везде жесткие причинно-следственные связи. "Если бы нашелся такой великий ум, который смог бы сложить положение всех атомов во вселенной, то ему открылось бы и будущее, и прошлое". Но исчезала свобода, ее уничтожили французские материалисты - все поступки предзаданы. "Мы лишь то называем свободой, что мы не знаем". "Свобода - неосознанная необходимость" (?) Спиноза. Все детерминировано атомами.
Гипотеза Канта-Лапласа. Кант был далеко не чужд астрономии, получил теоретический, интеллектуальный толчок от Юма, Юм показал, что свойства вселенной, которые мы считали независимыми от нас (время, пространство), на самом деле очень зависят от нас. Человек как познающий субъект всегда есть процесс познания.
Критика чистого разума: "Как возможна метафизика в качестве строгой науки?" А как вообще наука возможна? А что делает строгой науку математика? Критика чистого разума - с оснований математики. Математика основывается на доопытных формах чистого созерцания (наблюдения).
Кант разрешает дилемму критики сенсуализма и эмпиризма. Арифметика делает возможным априорные формы времени, из предшествующего - "до опыта". Все расчеты предполагают время. Время коренится в человеческой душе и не является независимым от человека свойства вещей. На уровне мы получаем определенный синтез априорного начала (до-опытного), а также получаем внешний опыт. Ощущения - синтез априорного и внешнего опыта. Кант конкретизирует Лейбница: чтобы мы получили наш опыт, наши идеи, в нашей душе должны быть формы познания. Рассудок лежит в основе науки, наука - продукт рассудка. Чтобы мыслить о содержании чувства рассудок должен использовать априорные формы - категории рассудка. Примеры категорий: качество, кол-во, отношения, модальность (возможность или невозможность). Тем самым создается научное знание. При отсутствии этих категорий мы не можем делать суждений. Локк был не прав, т.к. мыслил чистые чувства, каждое ощущение уже немножечко рационально.
Рассудок упорядочивает природу, тот порядок, который мы представляем, необъективен.
Разум - высшая познавательная спопобность - берет на себя задачу достижения целостности. Разум опирается на доопытные знания, опирается на 3 трансцендентальные идеи: психологическая, космологическая, теологическая.
Вещь в себе. Вещи без нашего взгляда являются вещами в себе. Мы не можем их увидеть, мы можем их только представить. Вещи могут быть предметом лишь мысленного понимания, они образуют мыслимый мир. Вещь в себе - вещь до познавательного контакта с нами. Мы не знаем о звезде, но она есть, она вещь в себе (ноумен). Когда люди ее увидят - это уже будет не та звезда, которой она была (феномен).
Разум создает три науки: рациональную психологию, космологию, теологию. При помощи них он пытается реконструировать цельную картину понимания мира, души и Бога. Бога можно разумно доказать и разумно опровергнуть, такова антиномия (противоречие) Бога. Когда человек пытается объяснить мир, он также запутывается в антиномиях и неспособен выполнить задачу, которая перед ним поставлена. Метафизика (разум) не может объяснить Бога, человека. Разум терпит фиаско, потому что выходит за свои пределы, пытаясь мыслить о вещи в себе. Появление противоречий - сигнал, что разум вышел за свои пределы. Кант ограничивает разум, показывает, что не все подчиняется ему. Вопросы Бога и бессмертия стоит оставить "практическому разуму".
Кант выступает с критикой догматической науки. С критикой практического разума - не утилитарного, не того, который действует в сфере торговли, критика практического разума - исследование морали.
"Звездное небо и нравственный закон в душе".
Кант проводит разграничение между легальным и моральным. Всем чего-то хочется, все используют все возможные средства. Легальные - совпадает с нравственным законом, моральный - степень преодоленности внутренней склонности. Кант хочет показать, что никакую нравственность нельзя вывести из эмпирических обстоятельств. Нравственный закон прирожден в человеке. Он по некоторым заповедям действует - "поступай так". Сначало был талион, "око за око", затем появилось "золотое правило нравственности".
Кант отвергает и то, и другое, и предлагает категорический императив - поступай так, как ты хотел бы, чтобы все поступали всегда, все в отношении всех. Категорический императив подразумевает отказ от отношения к человеку как к средству. Нравственный закон - следование долгу. Мир рушится, но вы следуете нравственному закону.
Кант: нравственное поведение должно обязательно идти через преодоление склонности. Нравственность - награда сама по себе, никакой другой награды нравственность не предполагает. Нравственное поведение - само по себе награда, оно переносит человека в мир вещей в себе. Люди как вещи в себе не могут быть поняты с позиции рассудка. Последнее десятилетие физика обнаружила огромное непонимание мира, существует "темная материя" или "темная энергия" - это напоминает об идее Канта. Человек в мире вещей в себе обладает бессмертием (не физическим), а нравственным, и обладает абсолютной свободой. В мире, где все детерминировано, он всегда зажат в тисках обстоятельств, но в мире нравственном он свободен и может выбирать.
Бог непостижим средствами теоретического или "чистого" разума, доказывать Бога или опровергать его - все это делают разные люди. Бог - гарант общежития, он нужен людям в плане практического разума, Бог - гарант морали, порядка в мире ноуменов. Он сам, как вещь в себе, существует только в мире ноуменов.