Философия Просвещения: основные особенности, проблематика, представители.
В 18 веке - Просвещение. Познакомившись с идеями Локка, которые стали пропагандировать Вольтер и материалисты Франции, такие, как Гельвеций, Гольбах, Дидро, сенсуалисты и эмпиристы. Критика Локком имела педагогическое значение: нет плохих учеников, есть плохие учителя (на детях можно "написать" любую информацию, как на доске). Идея была прогрессивной, подрывала сословные предрассудки, которые господствовали в обществе во времена Локка. Все люди рождаются равными - считал Локк. Во Франции идеи Локка пришлись как нельзя кстати, т.к. французский абсолютизм "бился в агонии": шла борьба между сторонниками идей Просвещения и клерикалами. Вольтер (не очень глубокий философ, но очень яркий писатель, публиуцист, пропагандист) не только сам участвовал в движении Просвещения, но и сыграл важную роль в распространении идей Ньютона, ньютонианства.
Исаак Ньютон завершил развитие физики (механики) и оптики (он первый разложил белый свет и показал, что он не един, высказал идею о теории распространения света. Свет - поток частиц, по мнению Ньютона). Ньютон в своем труде "Математические принципы естественной философии" (?) - закон естественного тяготения. Ньютон был выпускником колледжа Святой Троицы и без Бога себе мир не мыслил. У Ньютона Бог играет более важную роль, чем у его современников. У Ньютона Бог компенсировал все то возмущение, которое путем тяготения производили все тела. Благодаря ему вселенная устойчива, планеты не сталкиваются. Бог через пространство, которое Ньютон назвал "божественным", учитывает положение всех.
В начале 18 в. английские естествоиспытатели Т. Хартли, Присли осуществляют "натурализацию" ньютонианства, т.е. выбрасывают Бога - "обезбоженный мир", обезбоженная физика пропагандировалась в Англии и Франции. Бога совсем не отрицали ("если бы его не было, его надо было бы выдумать" - Вольтер), но просто принижали его роль.
Философское ядро просвещение - Ламетри, Гельвеций, Дидро (вдохновитель энциклопедии), Вольтер, Поль Гольбах (книга "Система природы" - подведение итогов философского материализма). Мир - это природа, в основе которой лежит материя. Природа - результат развития материи, сущность природы. 1918 г., когда большевики взяли власть, Ленин написал статью "О значении настойчивого материализма", где рекомендовал читать П. Гольбаха.
Шарль де Монтескье, Жан-Жак Руссо - еще одни писали-просветители. Руссо одной ногой в просвещении, другой - был против нее. В 18 веке мы наблюдаем и контр-просветительскую тенденцию, Руссо - один из примеров.
Черты просвещения 18 в.:
1) Механистический рационализм проведен до абсолютного предела, человечество движется в царство разума, жизнь становится лучше и лучше, все беды - от невежества (прежде всего они видели его в Церкви)
2) Прогрессизм - вера в прогресс стала сравнима с религиозной. Просветители представляли историю как движение в царство разума. Жан де Кондорсе, "Последовательные успехи человеческого разума". Спор среди просветителей шел о том, какие стадии проходит человечество на пути от дикости к цивилизации (термин 1763 г.). Мысль о том, что человеческая история начинается с дикости, проходит через темные века (феодолизм) и идет к эпохе разума. Кондорсе усмотрел в этой эпохе разума то, что потом назвали "эпохой индустриализации", где правят создатели производства. Кондорсе погиб на гильотине. Похожие идеи были и у других просветителей.
Руссо был одним из немногих противников идеи прогресса. Он стал известен, отправив работу на конкурс "Способствовало ли развитие наук искусству и совершенствованию нравов?" Науки и искусства - цветы, которые украшают оковы, которыми скован человек. "Рассуждение об основаниях неравенства между людьми" Руссо - то, что мы называем прогрессом идет на фоне падения нравов. Может, мы знаем и больше, но мы становимся аморальными и утрачиваем свободу. "Руссоизм" - Руссо идеализировал дикость, первичное состояние человека. Руссо стал предвестником основания романтизма.
Еще один контрпросветитель (в отличие от Руссо, без всяких оговорок) - ирландский епископ Джордж Беркли, основатель объективного идеализма. Он очень рано понял, к чему может привести Просвещение - что это подорвет христианство, христианские моральные порядки. Беркли бросил все свои силы на "пагубное ньютонианство". Беркли, Руссо составили контрпросвещение.
Революция конца 18 дискредитировала идеи Просвещения во Франции; от них полностью отвернулись.