Философия Средневековья: основные особенности, этапы развития, проблематика
Периодизация со 2 по 15 века н.э. Традиционно делится на два крупных периода по типам философии:
1) Патристика
- ранняя 2-3 вв.: Юстин Мученик, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген; время, когда христианам нужно было защищать свое учение;
- средняя 4-5 вв.: Григорий Нисский, Аврелий Августин - Блаженный Августин (NB могут о нем подробнее спросить); христианство занимает ведущие позиции, в это время закладывается основа вероучения;
- поздняя 6-8 вв. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин: размышление над уже наработанным, последнее воспринимается как канонический, истинный материал.
2) Схоластика
- ранняя 9-12 вв. Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр; преобладает ориентация на Платона и Блаженного Августина;
- зрелая 12-13 вв., аристотелизм. Фома Аквинский (13 в.) - доминиканец, вершина схоластики. Роджер Бэкон (13 в.) - францисканец, более естествоиспытательная позиция, ближе к Августину.
- поздняя 14-15 - кризис средневековой философии. Вильям Оккам - автор идеи о том, что из научного знания надо вычищать то, что не дано в опыте и то, что рационально из него не выводится ("Сущности не надо умножать без надобности", надо использовать только то, что мы знаем из опыта).
Смысл средневековой философии. Гл. идея - "философия должна служить Священному писанию так, как служанка - своей госпоже" (идея 11 в., Петр Дамиани, схоласт), идея философствования в вере.
1) Истины веры непосредственно открыты в священном писании и поэтому все нужно переосмыслить таким образом, чтобы вера была выдвинута на высшие позиции и системно раскрыта. Все знание должно быть вписано в веру.
2) Философия должна способствовать распространению веры через разум, через знания. Нужно рациональными доводами подкрепить веру (это уже ближе к схоластике), не теряя того, что было накоплено в античность.
Патристика утверждала систему вероучения, соединенную с античной культурой, а схоластика уже все это разворачивала в огромные корпуса знания и пыталась действовать системно, логично и дидактично.
Для схоластики характерна категоризация опыта юридизма, поскольку схоластика разворачивалась в западном мире, где возможности юрид отношений были с римских традиций, то сами принципы юридических отношений входили в сознание европейцев. Юридические нормы накладывали даже на отношения человека и Бога. Рассуждения шли, как юрид тяжба: тезис, антитезис, доводы в отношении того и другого, и, наконец, вывод в пользу веры и Священного Писания.
До 12-13 вв. богословие и философия были фактически неразличимы. Философия жила в монастырях и церковных школах, университеты также были церковными во многих смыслах. Уже в 13 веке Фома Аквинский начал разделять философию и богословие.
Общие принципы, особенности:
1) Философия теоцентристская - абсолютное начало - вечный Бог. Если античное мировоззрение - космоцентризм, то в средневековья Бог - центр всего сущего и всего блага. Христианский теоцентризм отличает А) триединство и Б) идею боговоплощения.
2) Креационизм. Бог - абсолютный творец всего, это великое отличие от античности. Нет ничего совечного этому духу. Все возникло из ничего.
3) Провиденционализм. Бог не только создает, но и управляет миром. Сама история - воплощение божественного замысла. Вл. Соловьев: российская идея - не то, как мы мыслим себе, а как ее замыслил Бог.
4) Персонализм, Бог - личность, отношения человека и личности. Каждый человек сотворен по образу и подобию, у человека есть душа и дух, он греховен и отягощен плотскостью. Человек с одной стороны - образ Божий, с другой стороны - греховен по своей сути. Задача - освобождение от греха.
5) Ревеляционизм - "ревеляцио" - Откровение. Для античной философии чуждый принцип. Носитель истины - не личность, а Бог, божественная истина в Откровении. Все философствование нужно строить, соотносясь, соизмеряясь с Откровением. Склонность к авторитетам, ретроспективность, развития дедактизма, не-приветствование никаких нововведений. Книжная эрудиция - ценность. Экзегеза.
Ведущие проблемы:
1) Проблема соотношения веры и разума. Как сопоставляются истины Священного писания и те знания, которые получают сами люди? Доминировала идея, что вера бесконечно выше разума. В мир вложены божественные смыслы, разумное начало присутствует в мире, созданном Богом (это идеи античности), мир - тоже книга от Бога (три книги: Библия, мир, душа человека). Это был аргумент, чтобы искать разумные причины.
Занимались три позиции:
А) верую, чтобы понимать (Аврелий Августин) - догматы принимаются без критики и становятся фундаментом для рациональных выводов;
Б) понимаю, чтобы верить - для веры нужно еще и понимаю (Петр Абеляр. Он относил веропонимания не к истинам Священного писания, а к истинам отцов Церкви и т.д. - с ними можно было и поспорить). Более характерная позиция для схоластики;
В) "Верую, ибо нелепо" (приписывается Квинту Тертуллиану - смысла нет верить тому, что разуму открыто, надо верить, так как все ничего не понятно. Тертуллиан: "Сын Божий распят и нам не стыдно". Вера позволяет это понять, а разум нет). Оккам: Богу Богово, кесарю - кесарево. Оставим вере ее, а разуму - его, не нужно это все мешать. Не нужно искать рациональных доводов Бытия Божия. Позиция несовместимости веры и человеческого разума.
2) Доказательства бытия Божия. Это были скромные и смиренные подношения разума, подкрепляющие разумом абсолютно несомненное бытие Бога. Только с нашей современной позиции это можно назвать "доказательством". Онтологическое доказательство: сама идея всесовершенного существа и всесовершенства как такового уже в себя включает бытие. То, что уже придумано, то есть. Всесовершенства не может не быть. Августин разделял онтологическое доказательства, Ансельм Кентерберийский (вт. пол. 11 в.) - тоже поддерживал. Космологический аргумент: если в мире все обусловлено и есть цель, то есть конечное обусловливающее начало, и это - Бог. Телеологический аргумент: совершенство того, что мы находим в мире свидетельствует о Боге. Абсолютный творец, абсолютный мастер может сделать, чтобы вся эта красота и гармония сосуществовали. Фома Аквинский развивал космологический и телеологический аргументы, но опасался онтологического аргумента, т.к. как вообще люди могут говорить о Боге? Обычно его определяют только апофатически (через - НЕ, непостижим, невидим…). Антропологический или антропопсихологический аргумент: мы находим Бога в себе, нуждаемся в Нем, радуемся, когда встречаем Его. Душа потеряла Бога, и страдает по нему, никуда от этой тяги не денешься.
3) Проблема богооправдания - теодицея. Если Бог всемогущ, то почему в мире есть зло? Августин: все, сотворенное Богом - благое, если есть зло, то это обратная сторона блага. Мы видим часть, но в целом все прекрасно. Если есть беда и вина, то есть и искупление вины, есть возможность совершенствования. "Бог сотворил мир из ничего. И это "ничто" чувствуется" - об этом Августин почти не говорил.
4) Проблема универсалий. Как связаны роды и виды с индивидами. Каково отношения содержания общего понятия к тому или иному предмету или индивиду, или явлению. Что значит "три лица - одна природа" Бога? Как это относится к божественной индивидуальности? Как понятие человека относится к каждому из нас, индивиду? Существуют ли сущности до предметов, в предметах или только у нас в голове? "Вижу чашу, а чашности нет". Есть ли на самом деле эта "чашность", или есть отдельные чаши? Три основных позиции:
А. Схоластический реализм. Позиция от Платона и Аристотеля. Универсалии существуют реально или как сущности вещей, или в мире идей (как у Платона), или в божественном уме. Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский придерживались этой позиции. Умеренный реализм.
Б. Номинализм - универсалии вне человека не существуют. Киники. Универсалии возникают в человеческом уме и получают там названия. Оккам так считал. Богу ничего не мешает творить индивида без всякого замысла, не нужно умножать сущности без необходимости.
Ареандр Росцелин (11-н.12 в.), "еретик": триединый Бог - имя, а на самом деле есть 3 Бога - отец, сын и дух.
В. Концептуализм: содержание общих понятий есть и вне нашей головы в отдельных аспектах, но собираются они у нас в голове. В вещах живут свойства, а собираем мы эти концптуалии у себя в голове. Иоанн Дунс Скот (14 в.).
Блаженный Августин - Аврелий Августин (354-430) - родился в Северной Африке. "Исповедь", "О троице", "О граде Божием". Развил христианский платонизм.
Позиции по 4м вопросам средневековой философии:
1) Отношение веры и знания: "Верую, чтобы понимать". Вера не противоречит разуму, она - сверхразумна.
2) Осн. идея: Бог - совершенная Личность и абсолютные Бытие; из этого следует онтологическое доказательства бытия Божия.
3) Теодицея: зло в мире есть из-за первородного греха, из-за несовершенства людей; также зло - недостаток добра. Учение о Граде Божием (спасущихся) и Граде Земном.
4) В божественном разуме - идеи всех вещей идеальные, "экземпляризм".
Толкование души человека как триединства Бога:
1) Душа есть - как и Бог-Отец есть;
2) Душа разумеет - как Бог-Сын, Логос;
3) Душа желает - утверждается воля Бога.
Человек - соединение души и тела; они параллельны друг другу, но душа управляет телом. Главное - душа.
Представление о ходе истории - впервые линейное, а не циклическое, как в античности. После Христа уже не может быть цикличности, повторения. История от Адама и Евы.