Сущность культуры. Основные подходы к определению культуры. Культура и цивилизация.
Культура - "обработка, культивирование". В латыни словом культура означалась обработка земли, потом - души (Цицерон), затем - вообще значение культивирования человеческих возможностей. Культура также - "воспитание, образование, почитание".
Идея историзма - еще в 18 в. возникает представление о человеке как о существе, специфику которого составляют им самим созданные формы поведения, произведения, предметы, созданные в истории. Возникает мысль, что человек есть культурно-историческое существо. Культура - культивирование ценностей, достижения духа (немецкая классическая философия).
Понимание культуры многообразно, но две основных позиции:
1) В культуру заключать все, что создано человеком надбиологическими свойствами. Все что создано людьми и передается способами, который биологически не сформирован. Язык - особая роль в качестве способа существования культуры. Естественный язык - иногда понимание культуры как всего-всего, что создается людьми, отличает человека от природы. Все записывается в понятие общества. Общество - то, что создается людьми и поддерживается ими. Эмпирический подход к культуре, который опирается на деятельность.
· Фрейд: культура характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков, и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванием отношений людей друг к другу.
· Николай Данилевский: культура охватывает 4 общих разряда: 1) деятельность религиозную; 2) культурную в тесном смысле слова (научную, художественную и техническую); 3) политическую; 4) общественно-экономическую. Все, создаваемое человеком, записывается в культуру.
· Маркарян: система истор развивающихся внебиологич программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменения в соц жизни во всех остальных направлениях. Сфера свободной самореализации личности.
2) Ценностный, или аксиологический подход к культуре. К. - не все.
· Швецер: главное в культуре не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенства человека.
· Хайдеггер: реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств.
· Флоренский: вся культура - это реализация высших духовных ценностей.
Когда мы культуру употребляем во множественном числе слова, фиксируется ценность достижений в определенных сферах. Диалог культур и т.д.
Неоакнтиантство, Вильдембанд: для постижения природы используется генерализирующий метод, а для постижения того, что сделано человеком, нужен индивидуализирующий метод, при этом само произведение становится обще значимым, аксиологическим.
Культура и цивилизация
Цивилизация - от слова civil, городской. У этого термина несколько значений:
1) цивилизация - этап в развитии человечества, который характеризуется возникновением городской культуры, начало государственности, профессионализации и т.д. - короче, следующая форма после варварства.
2) Цивилизация - социокультурная общность, целостное, конкретно-историческое образование, существующее определенное время, характеризуемое определенными особенностями.
Сравнивая культуру и цивилизацию, мы фиксируем неоднородность достижений. Уже в конце 18 в. фиксируются некоторые издержки процесса. Руссо: чем больше мы идем по пути цивилизации, тем хуже мы становимся. Выявление отрицательных эффектов наших достижений сделало более зорким взгляд исследователей на состав, на содержание того, что мы делаем, что мы развиваем.
Два типа достижений, различающихся по ценностям:
1) Достижения в сфере духа, творчески-личностного, неотчуждаемо-совершенствуемого. Кант: непререкаемы достижения культуры в сфере нравственности. Нравственность не оторвешь от личности.
2) Инструментальные, технические достижения. Не трудно научиться быть вежливым, но трудно научиться нравственности. Этикет - имитация нравственности. Когда мы говорим о технике речи, игры на инструментах - это просто техника. Это стали отличать от культуры.
Эти два типа достижений могут вступить в противоречия друг с другом. Технические достижения могут нести опасность духовным. Когда появились печатные книги, возникло мнение: а не опасно ли это? Компьютеризация: то же самое, личностно-творческие усилия отходят на второй план. Всегда существует опасность того, что технические достижения будут направлены на самую сердцевину человеческих достижений. Руссо: искусства не способствуют улучшению нравов.
Поэтому есть два пути отношения к цивилизации: 1) отказаться от технических изобретений (начиная от Лао Цзи, который призывал отказаться от письма и перейти вновь к узелкам); 2) путь подчинения технических нововведений своей воле, нужно взять под контроль то, что раньше не требовало контроля. Это приходится делать вместе, чтобы культура взяла под контроль цивилизацию.
Шпеглер: цивилизация - технизация культуры, когда техника побеждает дух, когда личностный гений побеждается средним умом. Это век "снижения духа" (19 век). Шпенглер это называет закатом культуры, цивилизационном этапом.
Все достижения - культуры, но в культуре выделяют ценностное ядро и цивилизационную периферию. Бычков: предлагает все называть цивилизацией, а внутри выделять культуру. Термины могут быть разными (хотя более логично называть все культурой, первый вариант), но самое главное - выделять смысл, что человеческие убеждения различны по ценности. Если креативное, духовное, личностное ядро будет уничтожено - это будет конец культуры, цивилизации, погибнет все. Есть еще мнение: цивилизационная периферия очень значима; чем беднее, тем мы богаче духовно. Но если посмотреть на историю, то устойчивее и большие достижения духа готовятся культурой вместе с цивилизацией. Цивилизацию надо приручить, держать под контролем.
И. А. Ильин (монархист, государственник, автор работы о Гегеле - нач 20 века): сторонник различения культуры как общего и цивилизации как ядра.