Сущность, происхождение и основные функции морали.

Мораль и нравственность

В отечественной науке мораль и нравственность обычно не разделяют, но если такой вопрос задается, то нужно понимать мораль, как некоторые устои общества, а нравственность - как личностное.

Для морали характерны требования, обращенные к личности, апелирующие к его долгу перед собой, сообразно его жизненным целям. Долг перед собой идеальным, перед ядром "я", перед "я лучше". Исполняя долг,

Происхождение и социальные функции морали

Происхождение и природа морали, 4 основных версии-позиции:

1) Позиция теологически-абсолютистская: регилигизоная, о божественном происхождении морали; характерно для религиозной философии. Для философов в Средневековье это было очевидно: заповеди, душа человека восприимчива к морали;

2) Биологизаторски-эволюционистская теория - мораль происходит в результате усложнения форм поведений отношений высших животных. Эффект морали в том, то он способствует процветанию или продвижению той или иной общности. Эволюционистская позиция. Процветает эта версия у философов-естествоиспытателей, например, Конрад Уоллас.

3) Социалогизация - мораль как следствие особых нужд из-за того, что люди образуют общество, должны сосуществовать. Мораль не для индивида, а для общества. Т. Гоббс (17 в.), расцвела эта позиция в марксизме.

4) Персоналистски-автономная позиция. Мораль - образование личностное, духовное, которое формируется культурой и личностью самой, которая полагает самосовершенствование, саморуководство. Философы склонны разделять ее - Кант, экзистенционалисты, Э. Фромм, некоторые из маркистов.

Социальные функции морали:

1) Средство социализации индивида - превращение его в существо человеческое под воздействием общественной среды;

2) Средство культурной интеграции в то или иное культурное образование, средство регламентации его деятельности (упорядочивание его поведения и координации действий различных людей между собой).

3) Нормативное упорядочивание взаимоотношений между людьми. Моральные ожидания оказываются очень мощной тканью. Никакой экономики без моральных обязательств не строятся, т.к. без кредита доверия экономическая деятельность невозможна.

Исторические формы морали

Марксистская, формационная концепция: первобытно-общинная мораль, феодальная мораль, и т.д., высшая форма морали - социалистическая или даже капиталистическая. Мораль эксплуататоров и эксплуатируемых.

Взгляды Гусейнова, формы морали по критериям: а) расширения личной ответственности, б) расширения круга "нравственно своих" - людей, признаваемых нравственно полноценными, которые признаются нравственно полноценными; в) расширение действенности наиболее общих норм, которые уже становятся принципами, растет степень обобщенности нравственной нормы, одновременно идет детализация требований норм поведения. Но доминируют наиболее общие требования. По этой классификации у него 4-5 типов:

1) Родо-племенная мораль - преобладает коллективная ответственность над личной, очень узкий круг "своих", нормы часто просто в форме запрета;

2) Национальные и сословные образования, цивилизация появляется - расширяется личная ответственность, расширяется круг своих (они не только единоплеменники, но и "соотечественники" и люди одного сословия), появляется абстрактная норма вроде "не делай другому того, чего не желаешь себе". Индия, Китай, античная Греция и т.д.

3) Мораль мировых религий - границы личной ответственности очень высоки. Происходит ценностный отрыв индивидуального от коллективного, перед лицом Бога выступает индивид. "Своими" становятся единоверцы, а в мировых религиях - буддизм, христианство и ислам - любой в итоге может стать "своим".

4) Этап, когда мораль выходит за религиозные рамки и возникает светская мораль. В начале возникает просветительская светская мораль, которая делает упор на естественных правах человека, на сродстве всех людей независимо от веры. Возникает общечеловеческая мораль и долг перед человечеством. Актуально, а не потенциально каждый человек свой.

5) Рубеж 20-21 вв. - новый тип морали появляется. В понятие "своего" включается признание права на принципиальную инаковость того, с кем мы связываемся. Признание толернтности и равноценности ценностных ориентаций людей. Все это признается при условиях признания гуманности и толерантности как наиболее общих принципов. Этот этап во много спорный, т.к. идеи сами старые, поосветительские.

Соотношение морали и права

Право и мораль - это две нормативные системы; их соотнесение высвечивает и мораль, и право.

Отличия:

  1. Мораль не институализирована, у нее нет "министерства морали". В этом ее спицифака - ее требования оборачиваются на того, кто требует. Субъект и объект морального требования совпадает. Моральный авторитет определяется не властной силой, а тем, как он сам выполняет свои моральные требования. В морали всегда есть "я идеальная" и "я реальная", но битвы между ними происходят внутри человека, а не внешне.
  2. Юридическое требование конкретно, регламентировано детально, оно конкретно, за определенные нарушения прописаны определенные санкции. Возможность реализации требования и само требование - исполнимы. Моральные требования всегда обобщенно-ценностны, они выстроены так, что фиксируется расхождение между сущим и должным. Сложно определить, что такое плохо, а что такое хорошо, каждый сам должен это для себя понять.
  3. Санкции. В праве санкции внешне-принудительные, в морали - духовные. Суд совести может быть страшным, но он не внешне-принудительный. Мораль выполняет работу внутреннюю, право - внешнюю. Если со стороны морали не поддерживается требование закона, сам юридический закон начинает буксовать, не срабатывать. Если закон работает так, что он дет против установок, тогда и мораль начинает страдать. Идет конфронтация морального права, а не взаимодействие.

Основные понятия и принципы морали

Понятие добра как моральное понятие. Добро в таком случае это та ценность, которая соединена с высшим долженствованием. Абсолютное добро - та ценность, которая имеет приоритет в предъявлении долга. Относительное добро - то, что способствует моей реализации высшего добра. Например, абсолютное добро - это служение Богу, а конкретное выражение может быть другим (тогда оно относительное).

Моральный долг: 1) долг перед лучшим я, который мою личность определяет с будущим; 2) обязательство следовать обобщенно-ценностным образцам и нормам (обязанность быть справедливым, мужественным); 3) безусловность долга - долг не ради чего-то исполняется, а в том, что он ценен сам по себе, "делай что должно, и будь что будет".

Идея совести - "я-идеальное" к которому выдвигаются требования. Способность критически оценивать свое поведение по критерию "должное-недолжное". Конечно, совесть гораздо глубже. Аристотель: совесть - "внутренний суд нравственного человека". Суд показывает, что в совести много участников процесса - и судья, и адвокат, и прокурор.

Добродетель - нравственно-положительные качества человека. Добродетель реализуется в поступках. Оно полу-идеальное, полу-реальное.

Зло, порок - противоположности добру и добродетели.

Нормы и принципы морали:

Нормы - требования долга, они носят ценностный характер. 10 заповедей - нормы. Принципы - тоже нормы, но они менее конкретны - "будь добрее", "будь милосердным", "не вреди".

Очень общие нормы, "золотые правила":

1) Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;

2) Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Категорический императив (безусловное требование) Канта: две основные нормы:

1) Абстрактная норма: "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом". Упор на принцип справедливости. Смысл: максима - принцип твоего воления, т.е. принцип, по которому ты свою волю направляешь. Нужно поступать так, чтобы ты хотел, чтобы твоя воля, твое желание могло стать законом на века, навсегда. Нужно каждый раз думать - а хочешь ли ты, чтобы так было всегда? Например, ты берешь в долг деньги и хочешь вернуть их по возможности. Но хотел бы ты, чтобы так поступали все и всегда?

2) Глубинный смысл такого поведения: "Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели, а никогда бы не относился к нему только как к средству". Мы все равноценны и полноценны, и не нужно забывать о святости каждого человека, его ценности. К себе только как к средству тоже относиться нельзя.

Кант признавал, что человек не способен исполнять эти требования, но мера того, насколько вы исполняете категорический императив - мера того, насколько человек свободен.

Наши рекомендации