Свобода и необходимость. Проблема ответственности.
Свобода - очень много разных трактовок есть.
Апресян, энциклопедия: С. - "одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он (субъект) является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами". Это довольно традиционное для фундамент философии понимание, смысл в том, что свобода - не произвол. Свобода как произвол - не ценность. Деятельность автономного субъекта, который сам, своими силами, по своему произволению осуществляет то, что отвечает ядру его субъектности, его долговременным высшим целям.
Аристотель: аристотель называет не свободой, а "произвольностью": характеристика действия, совершенного а) со знанием и пониманием объективных ограничений; б) по собственному произволению, а не по принуждению; в) в условиях выбора возможностей; г) в результате правильного (должного) решения. Благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру. Если мы сделали неправильный вывод - значит, мы поступили как неавтономные субъекты, мы оказались связаны. Выбор оказался свободным.
Гегель: С. - реализация в личности всеобщего и высшего духа. "Я", действующее по своим установлениям - это наиболее лучшее, наиболее ответственное во мне.
Кант (?): Абсолютной свободы быть не может, так совершенно поступать, как требует императив, человек не может. А насколько он исполняет, способен следовать категорическому императиву - настолько он действует, как существо свободы. Он препятствует внешней необходимости, но ставит сам себе.
Свобода - есть самоопределение к лучшему из возможного (Лейбниц). Самоопределение: мы должны быть максимально самостоятельны, нужно доводить внутреннее "я". Если я выбираю лучшее из возможного не сам - это не свобода. Если я выбираю сам, но не лучшее из возможного - это тоже не свобода.
Различают:
1) Свободу воли - внутренняя свобода, когда я внутри себя делаю выбор в пользу лучего, концентрирую внутренние устремления к лучшему. Это моральное сознание: совесть. Различают свободу:
- отрицательную - "не делай другому того, чего не желаешь себе" - свобода внутреннего отстранения от злого, запреты, самоограничения. Не вреди человеку мыслью.
- положительную - ради чего, собственно, ограничение, ради чего идет дисциплинирование. Выбор целей, подчинения. Свобода "для, на, к".
2) Свободу действия - внешняя свобода, она сама предлагает снятие ограничений. Тоже
- Внешняя отрицательная свобода - чтобы никто не принуждал, не заставлял, это самое обыденное понимание свободы. Это ограничение, чтобы не выползли наружу плохие поползновения;
- Внешняя положительная свобода - реализация того, что ваша внутренняя свобода определила, реализация положительного. Свобода целостная, не абсолютная, не полная, но целостная.
Т. Гоббс: воля не свободна, она детерминирована физическими, психическими вещами. Свобода действия же есть.
Августин: по-настоящему же свободы воли нет, она захвачена Богом или темными силами, а реализация (свобода действия) есть.
Если свободы воли нет, то нет и ответственности.
Ответственность
Чем больше вы способны к действию, тем больше вы становитесь свободнее. На выбор переносятся наши характеристики и наша ответственность. Ответственность - обязательство, явное или неявное. Человек как автор своих дел вступает в отношение обязанности и к себе, и к другим людям. От этого зависит, каким будет результат таких отношений. Чем больше наши возможности, тем больше наша ответственность, тем больше результаты наших действий, оцениваясь, переводят оценку на нас.
Есть юридическая, религиозная, моральная и другие ответственности. Видов очень много, потому как чем больше вы можете быть автором тех или иных поступков, тем больше последствий тех или иных действий.
Связь свободы и необходимости
1) Человек детерминирован - говорят часто. Но есть возможности изменения цепи этой детерминации, нет абсолютного детерминизма или абсолютного не-детерминизма. Если все детерминировано, то никаких целей быть не может (Кант). Между полной предопределенностью и полной неопределенностью и действует человек. Аристотель: действие со знанием дела. Необходимость можно поставить себе на службу.
2) Цепей детерминации много. "Свобода - познанная необходимость". Здесь речь об особой необходимости, о той линии действий, которая ведет к наилучшему. Среди разных цепей детерминации мы выбираем лучший вариант - это и есть свобода. Стоики ввели эту формулу, они говорили о том, что мы должны воплощать идеи Космоса, это освоенная и благая необходимость. В этом же смысле писал Спиноза - необходимость божественной природы, которую только мудрец раскрывает и по которой он перестраивает свою жизнь. Все это ведет к интеллектуальной любви к Богу. В этом смысл свободы как осознанной необходимости. Затем эта формула перекочевала к Марксу. Внутренний закон Канта: как раз так же необходимость. Об этой необходимости мы получаем наш путь свободы - необходимости следовать своим установкам. Свобода - нечто самопринудительное; долг - это что-то внешнее.
Свобода по отношению к другим. "Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого". Смысл: мы признаем личную свободу для себя, и мы должны признать, что у другого она тоже есть. Более свободен человек тот, который не нарушит возможностей свободы другого. Человек не может сделать другого свободным и тебя никто не может сделать свободным, предоставляя другому свободу, ты делаешь хорошо и другим. Раб, который стал господином, останется рабом.
Социально-политическая свобода с т.з. философии - лишь социально-политические условия для свободы, которые еще нуждаются в личностной ориентации. "Свобода совести" - это внутренняя самостоятельная свобода выбора ценностных ориентаций. Свобода слова, свобода выражения мнений - это все условия свободы. Условия свободы экономической, политической, свободы передвижения. Изначально они должны были обеспечивать самостоятельность личности. Возрождение: взрыв, всплеск способной, свободной личности. Протестантизм: реализация божественных даров во мне. Какими бы ни были эти внешние условия, если мы их а - не признаем б - не реализуем - это не свобода.