Сущность сознания. Сознание и мозг. Сознание и психика. Бессознательное.

Сущность сознания. Сознание и мозг. Сознание и психика. Бессознательное.

Сознание и психика. Термином психика оперируют психологи. Психическое -вся совокупность психических процессов. Неосознаваемое - бессознательное. Бессознательное - такое психическое, которое вообще никогда не будет осознаваться. Фрейд считал, что такое психическое есть. Это инстинкты "оно" - того, что вытеснено, изгнано. Предсознательное - то, что может быть осознано, но то, что пока не осознано. Автоматизмы, память. Решения. Установки: психическая неосознаваемая готовность к совершению действий.

Психолог аспект сознания - опознавание. Это сфера компетенции психологов. Философия же трактует все более широко. Сознание - как вообще идеальное.

Учение о коллективном бессознательном. Разрабатывал Фрейд, хотя и уделял ему небольшое внимание. Гораздо больше на эту тему писал другой психолог, основоположник аналитической психологии - Юнг. Он создал учение об "архетипах" - о непонятных, неосознаваемых конструкциях, которые неведомым образом передаются из поколения в поколения и лежат в основе. Что такое архетипы, как они передются? Это не понятно, зато они хорошо объясняют различия культур, народов.

Познание

П. - деятельность по получению, обработке, осознанию конкретных чувств и образов действительности.

Функции:

1) Означивание мира. Познание - сеть символов, в нем сочетается как наука здравого смысла, так и высокие абстракции.

2) Упорядочивание мира. Космос, упорядочивание человека в культуре, в опыте познания. Опыт - упорядочивания мира и человека в этом мире.

3) Обмен между эпистемическими системами и сообществами (эпист - термин, кот противопостоит софии. София - мудрость, кот может не верифицироваться; эпистемич знание - должно проверяться).

Механизмы: рационализация и конструирование.

Элиаты первые задумались о механизме познания. Бытие существует, небытия нет. Зенон: апории, все эти штуки были признаны объяснить: нужно разграничить мысль о предмете и предмет мысли. Предмета движения нет, его нельзя помыслить, его не существует. Софисты: человек может доказать свою правоту именно потому, что сис-ма доказательств нужна, красноречивый человек - кот может манипулировать аргументами. Аргументация на нечетких определениях.

Сократ: добродетель есть знание; знание - добродетель, в то же время и в моральном плане. Понимание - благо; ты знаешь, как делать, ты морален по сравнению с человеком, который не знает и делает интуитивно. Человек может познать себя, все познание - о человеке. В то же время "я знаю, что я ничего не знаю".

Платон: система эйдосов, кот существует вне мира вещей. Подлинное знание - припоминание, когда душа на миг покидает мир вещей. Мир идей - мгновенно постигает истину. "Проснись, очнись" - это подлинное знание, когда человек познает истину.

Аристотель: классифицировал знание на логику, риторику, этику, и т.д. Он создал схему понимания мира.

Христианская мысль: очень важная идея немощи человека, его засоренности по сравнению с изначальным чистым творением. Августин: метод прозрения. Рационально он долго пытался познать истину, но что-то случилось - это иррациональное состояние, кот. можно только пережить. Просветление, переживание истины дает возврат к подлинной природе, кот. не поражена падением. Человек из-за грехопадения не видит истины. Соотношение веры и знания. Августин: сотворчество с Богом и есть правильное знание.

Возрождение, новое время: начинаются все теории, которые приведут к научн знанию. Бекон: теория идолов рода, пещеры, театра, ???. Табула раса - состояние чистой, неструктурированной личности, ум, который чист и как губка впитывает все возможные впечатления. Идолы дают возможность для исследователя "вычистить" свою табулу расу.

Декарт: рационализм, дедукция. Оч. важное наблюдение: индукция - не просто наблюдение и бессистемный сбор фактов. У него есть классификация и принцип универсального сравнения. Мы не сомневаемся в наблюдениях, мы сомневаемся в умозаключениях. Мы понимаем, что обнаружили истину, когда сомнение уже не заставляет нас двигаться вперед.

Эпоха просвещения: Пор-Рояль - монастырь недалеко от Парижа, где увязали логику и грамматику, где задумались, можно ли образовать ум человека и построить новую личность, если правильно построить учение через язык. Они учили крестьянских детей так, что не было подчиненности, не было насилия, хотели заинтересовать любопытством. В результате этот монастырь закрыли. Познание телесно и социально.

Кант: говоря о "вещи в себе" как объекте познания, Кант говорил, что она имеет "ноумен" (у нас нет средств для проникновения туда) и феномен. Изучение феноменов - история познания рациональных моделей, а не мира и его законов. Это вторичность нашего сознания по отношению к бытию.

Маркс: предложил критерий практики: идея материальных состояний, действий.

Позитивизм: естеств. науки для структуризация познания. Видгенштейн: язык изложения опыта познания задает границы мира. Для того, чтобы прийти к верному познанию, нужно упростить и верифицировать язык. По В., язык нужен для маркировки фактов. Мы не можем маркировать реальность, опираясь на факты. Атомарный факт перевели где-то в 1930-е гг. Сейчас это тоже самое, что со-бытие. Состояние наблюдателя: состояние под наблюдением и вне моего контроля. Мой взгляд на это событие задает границы бытия. Необходимо молчание - то, о чем нельзя сказать, о нем и не нужно говорить, их не нужно описывать, такие многие моральные понятии.

Герменевтика: см. далее.

Постмодернизм: постнеклассическая реальность. Деконструкция, прогрессия, шизоанализ.

Неформальная схема этапов познания:

Классический период: есть субъект, объект познания. Истина и ложь веобъемлющие.

Неклассический период: субъектов познания может быть много, солипсизм (Фихте: только я сужу о мире, чужое для меня не значит ничего). Складывается некот общность, но нет однозначного соответствия, истины. Философ экзистенц, и т.д. Множественность миров - все возможности, которые принимаются на уровне каждой отдельной системы.

Постнеклассический период: между атомами совершенно нет общности, у каждого свои критерии и суждении, и никто не нуждается в том, чтобы общаться с другими, заимствовать у них другое. Нет общих, строгих правил и ритуалов.

Вера и знание

Вера религиозная - faith и безрелигиозная - belief.

Христианское средневековье - разум и знание:

Ансельм Кентерберийский: я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понять. Августин: вера прежде знания.

Тертуллиан: верую, ибо абсурдное. Внерациональное поле веры абсурдно. Теория двух истин Гушты (?): у религии есть истины и у знания, они не пересекаются, в каждом будет своя.

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить - рациональная модель.

Кант: критика чистого разума - я должен был ограничить знание, чтобы дать место вере. Здесь вера не религиозная, вера - все, что не рациональное познание. Разум вторгается в те сферы, кот не могут дать рационального знания. Цель - подвинуть знание, кот заползло на территорию веры. Притча о купце и 100 золотых: мудрец предлагает купцу проверить, не фальшивое ли у него золото. Раньше он верил, что богат; но это может быть не во всех случаях, некот. деньги могу быть фальшивыми. Мы не можем проверить все данные науки, мы доверяем ученым в вопросах о ДНК, научному сообществу и т.д. Вера ужасно близка вере как состоянию ума - потенции действия. Я могу мыслить, когда я доверяю и своим возможностям, и предмету.

Кант выделял 3 вида веры: прагматическая - ситуативная истина; доктринальная - вера в общие положения; моральная - вера в себя, в добро, в благо, в справедливость, в возможность действия, а не в вопрос об истине. + религиозная вера.

Вера не требует анализа доказательств, не важно, религиозная она или нет, это недоказательное знание.

Философия и наука.

Исторические формы морали

Марксистская, формационная концепция: первобытно-общинная мораль, феодальная мораль, и т.д., высшая форма морали - социалистическая или даже капиталистическая. Мораль эксплуататоров и эксплуатируемых.

Взгляды Гусейнова, формы морали по критериям: а) расширения личной ответственности, б) расширения круга "нравственно своих" - людей, признаваемых нравственно полноценными, которые признаются нравственно полноценными; в) расширение действенности наиболее общих норм, которые уже становятся принципами, растет степень обобщенности нравственной нормы, одновременно идет детализация требований норм поведения. Но доминируют наиболее общие требования. По этой классификации у него 4-5 типов:

1) Родо-племенная мораль - преобладает коллективная ответственность над личной, очень узкий круг "своих", нормы часто просто в форме запрета;

2) Национальные и сословные образования, цивилизация появляется - расширяется личная ответственность, расширяется круг своих (они не только единоплеменники, но и "соотечественники" и люди одного сословия), появляется абстрактная норма вроде "не делай другому того, чего не желаешь себе". Индия, Китай, античная Греция и т.д.

3) Мораль мировых религий - границы личной ответственности очень высоки. Происходит ценностный отрыв индивидуального от коллективного, перед лицом Бога выступает индивид. "Своими" становятся единоверцы, а в мировых религиях - буддизм, христианство и ислам - любой в итоге может стать "своим".

4) Этап, когда мораль выходит за религиозные рамки и возникает светская мораль. В начале возникает просветительская светская мораль, которая делает упор на естественных правах человека, на сродстве всех людей независимо от веры. Возникает общечеловеческая мораль и долг перед человечеством. Актуально, а не потенциально каждый человек свой.

5) Рубеж 20-21 вв. - новый тип морали появляется. В понятие "своего" включается признание права на принципиальную инаковость того, с кем мы связываемся. Признание толернтности и равноценности ценностных ориентаций людей. Все это признается при условиях признания гуманности и толерантности как наиболее общих принципов. Этот этап во много спорный, т.к. идеи сами старые, поосветительские.

Соотношение морали и права

Право и мораль - это две нормативные системы; их соотнесение высвечивает и мораль, и право.

Отличия:

  1. Мораль не институализирована, у нее нет "министерства морали". В этом ее спицифака - ее требования оборачиваются на того, кто требует. Субъект и объект морального требования совпадает. Моральный авторитет определяется не властной силой, а тем, как он сам выполняет свои моральные требования. В морали всегда есть "я идеальная" и "я реальная", но битвы между ними происходят внутри человека, а не внешне.
  2. Юридическое требование конкретно, регламентировано детально, оно конкретно, за определенные нарушения прописаны определенные санкции. Возможность реализации требования и само требование - исполнимы. Моральные требования всегда обобщенно-ценностны, они выстроены так, что фиксируется расхождение между сущим и должным. Сложно определить, что такое плохо, а что такое хорошо, каждый сам должен это для себя понять.
  3. Санкции. В праве санкции внешне-принудительные, в морали - духовные. Суд совести может быть страшным, но он не внешне-принудительный. Мораль выполняет работу внутреннюю, право - внешнюю. Если со стороны морали не поддерживается требование закона, сам юридический закон начинает буксовать, не срабатывать. Если закон работает так, что он дет против установок, тогда и мораль начинает страдать. Идет конфронтация морального права, а не взаимодействие.

Основные понятия и принципы морали

Понятие добра как моральное понятие. Добро в таком случае это та ценность, которая соединена с высшим долженствованием. Абсолютное добро - та ценность, которая имеет приоритет в предъявлении долга. Относительное добро - то, что способствует моей реализации высшего добра. Например, абсолютное добро - это служение Богу, а конкретное выражение может быть другим (тогда оно относительное).

Моральный долг: 1) долг перед лучшим я, который мою личность определяет с будущим; 2) обязательство следовать обобщенно-ценностным образцам и нормам (обязанность быть справедливым, мужественным); 3) безусловность долга - долг не ради чего-то исполняется, а в том, что он ценен сам по себе, "делай что должно, и будь что будет".

Идея совести - "я-идеальное" к которому выдвигаются требования. Способность критически оценивать свое поведение по критерию "должное-недолжное". Конечно, совесть гораздо глубже. Аристотель: совесть - "внутренний суд нравственного человека". Суд показывает, что в совести много участников процесса - и судья, и адвокат, и прокурор.

Добродетель - нравственно-положительные качества человека. Добродетель реализуется в поступках. Оно полу-идеальное, полу-реальное.

Зло, порок - противоположности добру и добродетели.

Нормы и принципы морали:

Нормы - требования долга, они носят ценностный характер. 10 заповедей - нормы. Принципы - тоже нормы, но они менее конкретны - "будь добрее", "будь милосердным", "не вреди".

Очень общие нормы, "золотые правила":

1) Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;

2) Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Категорический императив (безусловное требование) Канта: две основные нормы:

1) Абстрактная норма: "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом". Упор на принцип справедливости. Смысл: максима - принцип твоего воления, т.е. принцип, по которому ты свою волю направляешь. Нужно поступать так, чтобы ты хотел, чтобы твоя воля, твое желание могло стать законом на века, навсегда. Нужно каждый раз думать - а хочешь ли ты, чтобы так было всегда? Например, ты берешь в долг деньги и хочешь вернуть их по возможности. Но хотел бы ты, чтобы так поступали все и всегда?

2) Глубинный смысл такого поведения: "Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели, а никогда бы не относился к нему только как к средству". Мы все равноценны и полноценны, и не нужно забывать о святости каждого человека, его ценности. К себе только как к средству тоже относиться нельзя.

Кант признавал, что человек не способен исполнять эти требования, но мера того, насколько вы исполняете категорический императив - мера того, насколько человек свободен.

Идеализм

Термины материализм кажутся иногда отжившим наследием марксизма. Но это глубокое заблуждение, эти термины родились у Лейбница в переписке. "Материалисты, натуралисты": Эпикур, Демокрит; "идеалисты": Платон.

Иделизм - термин, которым раньше всего начали именовать философию Беркли. Также использовали термин "иммоматериализм". Трансцендентальный идеализм - тот, который посвящен исследованию ноуменов и … (???)

У Гегеля появилась форма разграничения объективного и субъективного идеализма. Фейербах. 1880-е гг. Энгельс употребил выражение "лагерь материализма" и "лагерь идеализма". Ленин: указал на то, что в философии есть партии, в том числе идеализм - "нехорошая" партия.

Идеализм - такие философские течения, которые рассм идеальное (духовное) как существующее объективно до телесного (материального), первичного по отношению к телесному. Не только в генетическом, но и в качественном отношении.

В качестве примера первого идеалиста - философия Платона. Он заложил основы объективного идеализма. Мир идей - первопричина телесного мира. Телесный мир существует потому, что существует телесный мир идей, все существующее - отражение этого мира идей. Все мировые религии идеалистичны. Бог - бестелесный, идеальный, и творит материальное. В философии все детально прописано.

Гегель

Объективный идеализм был доминирующим течением в теч.15-20 лет.

Субъективный идеализм

Беркли - первый из субъективных идеалистов. Он был критиком просвещения, и его философия - попытка сделать подкоп под материалистическое естествознание. Он стал рассматривать мир как он есть, без ссылки на потустороннее начало.

Беркли отвергает идеи первичных качеств Локка как объективные, он усомнился в них и объявил их также субъективными. Это субъективисткая позиция, субъективный эмпиризм. "Существовать, значит быть …" Если чего-либо нет в восприятии - значит, нельзя утверждать, что это существует. Материи не существует. Он объявляет это порождениями нашего ума. Философия Беркли шла в разрез с мейнстримом, на нее отреагировали французские материалисты. Дидро: духовность развивается из присущей чувствительности вплоть до того, что она дает душу, сознания. Дидро сравнивает человеческую душу с пианино, и идея Беркли - "пианино вообразило себе, что оно сама на себе играет".

В 19 в. идея субъективного идеализма расцветает, а в 18 в. ее не воспринимали. Субъективный идеализм появляется в Швейцарии и Австро-Венгрии. Швейцария: Рихард Авенариус, 60-е гг.; Австро-венгрия: Эрнст Мах. Они были теоретиками "второго позитивизма", т.е. второй волны позитивизма. Субъективный идеализм был очень последователен. Школа иммонентов - довели субъективный идеализм до логической крайности. Солипсизм - самая последовательная, совершенно непробиваемая с т.з. критики позиция. Все, что существует - мой опыт, больше ничего нет. Другие люди - тоже личный опыт. Строить продуктивную науку на этом невозможно, поэтому солипсизм остался игрой.

Мах, Авенариус оперировали идеей опыта, который они трактовали нейтрально. Опыт - единственное существующее, он не духовен и не материален. Все, что находится вне меня - мой опыт. Его можно описывать, как абсолютно внешний. Физика и психология - один и тот же опыт. Опыт состоит из нейтральных элементов, помимо него нет ничего. Он не делится ни на внешнее, ни на духовное, мир такой, каким мы его видим, за пределами его ничего нет. Кант считал, что за феноменами есть "вещь в себе"; эти философы же считали, что за феноменами ничего нет - это феноменализм. Гегель видел за феноменами сущности, но Мах, Авенариус этого не признавали.

Субъективный идеализм можно проиллюстрировать этими тремя персоналиями - Мах, Авенариус, Беркли.

Характеристика школ

Натурфилософский период

Фалес - в основе мира вода ("все из воды и все разрешается в воду" - 6 в. до н.э.)

Анаксимен - воздух

Гераклит - огонь

Анаксимандр - аперун - невидимое начало в основе мира.

Можно ли говорить о том, что натурфилософы - «античные материалисты». Но Чанышев с этим был не согласен, скорее это очень яркий натурализм. Например, теория Фалеса - вода-первооснова - это то, что увидеть нельзя, это вроде конкретная вещь, но она духовная, имеет особую природу.

Анаксимандр - от него осталось мало, отрывки поэмы. «Подобно тому, как все люди вышли из апейрона, так они и вернутся туда в наказание». Это напоминает о библейской теории - люди были изгнаны из рая, но все равно туда вернутся. Апейрон же - это безличное, беспредельное, человек забыл о мире всеобщего, но когда-нибудь он туда вернется. Общее окутывает нас. Будь это вода или что-то другое - это общее, это и наказание, и благо.

Гераклит - основоположник античной диалектики, «все течет», «война», в основе всего - начало, движущееся. В подвижном огне есть закон, все течет, все меняется, но закон есть. В мире все борется - соревнуются певцы, спортсмены, идут войны; философия показывает, что в основе любого процесса - классические процессы. Идея Гераклита - намек на возможность победы, счастья. Не все безнадежно, человек способен выиграть или проиграть. Огонь в основе всего сущего, это и Логос - разумная основа мира.

Парменид - основоположник элейской школы. Бытие есть, а не бытия нет. Движение - не бытие, потому что оно меняет форму и пропадает. Бытие неподвижно, оно вне пространства, неделимо, бытие - твердыня, в которой нет структуры, изменения. Бытие имеет форму шара. Такое бытие - это черта нашего мира, устойчивость, неподвижность. Человек не может жить в вечно изменяемом мире, он живет в мире, где все на своем месте. В этом мире нет различий на идеальное и реальное. Человек растворяется в бытии, мыслящий разум может познать только то, что есть вечное и неделимое, тогда человек сливается с вечным и растворяется.

Зенон, ученик Парменида. Апории (противоречия) Зенона: Ахиллес и черепаха. Ахилл никогда не догонит черепаху, но математическое знание противоречит суждению, представлениям. Другая апория: как уловить, что стрела летит? Где она - сейчас здесь, потом там? Она в каждую секунду в одном месте, тогда где движение? Движение - иллюзия наших чувств. Ничего не движется. Нет ни Ахилла, ни черепахи, это все иллюзии. Нужно не задаваться вопросами, а раствориться в бытии.

Анаксагор: мир состоит из частиц, но это не атомы, это качественные частицы. В каждой частице содержатся все свойства существующих предметов этого мира. Частица крови - кровь. Клиномен - находится в центре вселенной, он приводится в движение разумом, умом, он приводит во вращение все частицы. Подобное притягивается к подобному. Образуются тела: сначала сходятся частицы кожи и т.д. Все бесконечное двигается.

Эмпедокл: 4 начала мира, 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Всем правит этическое начало - любовь, и т.д. Он был первозвестником теории естественного отбора. Он показал, что из моря выходят некоторые частицы, они объединяются, те, кто неудачно - отмирают, те, кто удачно - выживают, через 4 поколения они уже точно выживают. В основе всех существ - отбор.

Главная проблема этого периода - проблема единого и многого. Как можно из воды все вывести? Как многое выходит из единого? Это очень сложный вопрос, и этот период очень скоро разочаровал философов. Тогда начался антропологический этап.

Антропологический этап

А. этап начался с софистов. Софисты были учителями красноречия, мудрецами, строившими свои доказательства независимо от веры в истинность того или иного положения. Негативный смысл понятия - с Платона и Аристотеля. Гераклит был учителем софистов: раз все течет, значит, черное станет белым, белое - черным, мы должны быть гибкими, как сам Космос. Мы должны быть гибкими разумом, поведением. Есть много софизмов, которые основаны на понимании того, что ошибка, к которой мы подводим человека, позволяет ему раскрыть, что он находится в своем космосе представлений.

Примеры: 1. Рога. Кто не имел рогов, тот их не терял. Если ты их не терял, значит, они у тебя есть. 2. Пес твой? Да, мой. Этот пес - отец щенят? Значит, ты отец щенят.

Психологические уловки. Софизмы используются в судебной практике сплошь и рядом, они основаны на ошибках языка, логики. Софисты учили людей владеть своим языком.

Софисты - первые «античные космополиты». Они - граждане мира; они считали, что нет ни эллина, ни варвара. Все люди в общем-то равны, они ничем не отличаются. С. Учили без трепета относиться к властям. В чем разница между правящими и нами? Закон тоже - человеческое изобретение. Значит, его можно обходить и его можно менять. Софисты учили видеть в людях других национальностей тоже людей, это «первые просветители».

Мир с софистами стал настолько зыбким, что в нем не за что ухватиться, законов в нем нет. Простым гражданам это не нравилось. Среди софистов - Протагор: "Человек есть мера всех вещей".

Сократ (469-399 г. до н.э.) - выходец из софистов. Платон называл его «величайшим софистом» и «величайшим противником софистов». Сократ учил, как софисты, но его метод имел несколько этапов: 1) ирония - надо посмотреть внутрь себя и понять, что ты - ходячий набор стереотипов, вывод - "я знаю, что ничего не знаю"; 2) маевтика - «повивальная наука» - человеку предлагали вслед за критикой найти то, что в нем есть - представление о добре, истине, о «понятии». Есть общие характеристики в человеческой жизни, поведении, за которыми просвечивает другой мир. Они у каждого индивидуальные, каждый сам должен их найти. Сократ наметил проблемы контуров идеального. Если есть что-то непрерывное, вечное, то где оно?

Сократ ничего не писал, но все равно его считают автором идеи идеального. Человек может прикоснуться к царству свободы. Человек - не природное существо, оно более высокое, у него есть добро, справедливость, истина. Люди в городе мне интересней, чем деревья, вода и воздух - говорил он. Это первый антропологический поворот в философии, к человеку.

Сократ был приговорен за развращение молодежи, его осудили к смерти суд из лавочников. Сократ мог бежать, но он умер, это была добровольная жертва. Он продемонстрировал самообладание - он спокойно рассказывал ученикам, как умирает, как действует яд, значит, человек - это нечто иное, выше. Сократ показал, что закон несправедлив, аргументы противников несправедливы, но я хочу подчиняться законам, иначе мир превратиться в хаос. Человек должен соблюдать законы в этом мире. Богу - богово, кесарю - кесарево. Он верил, что после смерти его ждет вечная жизнь, что было нетипично для греческой философии (у них было после смерти телесное мучение), Сократ же верил в бестелесное существование после смерти. Смерть Сократа дала миру Платона.

Платон не собирался заниматься философией, но добровольная жертва Сократа его так поразила, что он решил взяться за это.

После Сократа было много школ его сторонников, использовавших его метод, в том числе школа киренаиков - они взяли на вооружение мысль философа о том, что смысл жизни - счастье (гедонизм). Это было этическое учение о счастье. Киренаики взяли самое грубое представление о счастье - счастье как наслаждение. Гегесий - представитель киренаиков. Он проводил лекции, и в результате учил людей кончать с собой. Он объяснял, что такое счастье - общаться, есть, пить, путешествовать, это разоряет, разрушает здоровье, и человека начинает точить чувство того, что все ему достаться не может, лучшая женщина - не моя, и человек погружается в тоску. Тогда проще умереть сразу, а не проходить этот путь.

Киники, наиболее яркий представитель - Диоген. Диоген с фонарем искал человека, просил прощения у статуй. Диоген тоже ничего не писал (Платон о нем: безумствующий Сократ). Диоген попал в рабство, а когда его представляли он спросил, кто хочет купить себе хозяина? Он был довольно высокомерен. Он некоторое время жил в бочке, чтобы доказать, что в бочке жить не хуже, чем во дворце. Диоген показывал, что я своими чрезмерными поступками приучаю людей знать меру, не подчиняться приказам других людей, не бояться быть бедными, человек должен быть свободным, он должен быть человеком. Кинос - это пес; памятник киникам - пес. Есть разные мнения о том, почему их так назвали (1) по названию школы (2) потому что они жили, как псы, почти как бездомные. История Диогена - это тоже история жертвы.

Философия эпохи эллинизма

Этический период

Религиозный период (???)

Этический период - от завоеваний Александра Македонского и смерти Аристотеля в 322 г. до 30 г. до н.э. (подчинение Риму последнего эллинистического государства - Египта). Время образования огромных государств, империй.

3-4 в. до н.э. - 3-4 в. н.э.

Основные черты:

1) Противоречие между универсализмом и индивидуализмом; важны не вещи сами по себе, а как они к нам относятся;

2) Эпоха практического философствования, размышлений об этике; главный вопрос - как человеку жить, какие у него потребности;

3) Все стремятся к достижению атараксии ("невозмутимость, хладнокровие, спокойствие").

Предпосылки

Философия Нового времени очень отличается, сложность в том, что мы наблюдаем борьбу и сосуществование разных теорий, борьбы между философами-новаторами и философами-схолластиками.

В 16 в. схоластика изрядно перестроилась, но еще долго продолжала существать, например, в нашей стране. Продолжал существовать ренессансный взгляд на мир.

Но философия Нового времени отрицала все эти старые философские взгляды.

1) Социально-экономические предпосылки - разложение феодальных порядков, развитие буржуазных отношений, период перемен.

2) ВГО, которые расширили кругозор европейцев, познакомили с множеством новых народов, нравов, культур. Все это требовало осмысления.

3) Средневековье отделяет от нового времени период Реформации. Реформация привела к появлению религиозного разномыслию, которое прокладывало путь к разномыслию философскому. Средневековая мысль, культура была дискредитирована под влиянием реформации.

4) Научная революция, кот. началась с конца 16 века и продолжалась 17 в. Это самый важный фактор. Подъем математики. В течение 17 в. была создана элементарная математика, затем была создана высшая математика. Очень многие творцы философии были математиками - Декарт, Лейбниц, Ньютон, Паскаль. Вслед за математикой прогрессировала астрономия, но с некоторым отставанием. Эта великая троица новых наук, создателями которых во многом были мыслители нового времени: философия (или физика???), математика, астрономия. Развивались гуманитарные и социальные науки, причем они испытывали огромное влияние со стороны естественных наук. Бурное развитие науки требовало ее осмысления - как гносеологического, так и мировоззренческого. Наука входила в университеты, философы же способствовали введению нового статуса.

Философия имела несколько ярко выраженных отличительных черт:

1) Рационализм. Это многозначный термин, который употребляется в двух смыслах: широком (в таком смысле все философы нового времени были рационалистами) и в узком (термин, который означает гносеологическую платформу - т.з. неск. мыслителей 17-18 столетия). Даже те философы, которые склонялись к сенсуализму и эмпиризму в общем мировоззрении были рационалистами.

2) Механицизм - мир мыслится, как машина, все части мира тоже представляют собой машину, механизм состоит из механизмов. Гносеолого-методологический аспект - познание сложного путем сведения к простым механистическим законом. Государство - машина, общество - машина.

Представление о мире. Мир мыслился размным, рационально устроенным. Рационализм 17 в. он одновременно и маханицизм. Все это пришло на смену теоцентризму. Точно так же этот механистический рационализм отрицал возрожденческое представление о мире как об организме (вслед за натурфилософами), о мире как о живом существе. Новое время: мир не организм, а механизм. Бог тоже стал мыслиться рационалистически.

Бога мыслители 17-18 вв. считали существом рациональным, великим разумом, это - небесный механик, олицетворение разумности, творит мир не по произволу, а по некоторым понятиям. Разумность мира - проявление разумности Бога-творца.

Человек так же разумен, как и мир, он может постичь мир и Бога через Его творение. Идея о том, что к Богу можно прийти не только через Писание, а еще и через мир-творение (идея еще со времен схоластических - идет от арабских философов - теория двойственности истины). Новые философы, отвернувшись от Писания, стали постигать природу как разум, законы, которые он в эту природу заложил.

Философия просвещения - основоположники Декарт, Ф. Бекон, Галилей - в 18 веке пик. 18 в. был еще более рациональным, чем 17, он достиг предела. Рационализм в понимании Бога выливается в доктрину деизма. Не путать (!) теизм - представление о Боге как о конечном существе, в христианстве Бог личен, к нему обращаются как к личности. Бог творец и абсолютный вседержитель. Деизм - Бог безличен, деперсонифицирован, Бог - Великий Разум, небесный часовщик. Бог не карает, не лезет в дела людей, он создает законы и дальше ему нет нужды вмешиваться в дела мира. Бог был ограничен собственным всемогуществом. Это предельно рациональное понимание Бога. Особое представление о религии. Деизм, который стал знамением просвещения, отвергал позитивные религии (религии, созданные людьми - христианство и ислам) как нерациональные из-за их предрассудков. Взамен предлагались "естественные" религии - разумные и рациональные. Естественные религии должны пониматься как религии, коренящиеся в душе человека, разумные. Джон Толанд - английский философ - даже хотел оформить на этой основе новую религию. Вольтер, Монтескье, Руссо, Ломоносов - все они были деистами, во многом они были врагами Церкви. Вольтер предлагал "раздавить гадину" католической Церкви.

Рационализм в представлении о человеке достигает своего пика в 18 в. Стремление к выгоде - разумное, понятное целеполагание, это его природа. Человек отличается от других разумных существ наличием разума. Карл Линней - заложил основы классификации живого - объединил людей вместе с обезьянами в одни виды. Именно Линнею мы обязаны названию Homo Sapiens - "человек разумный".

Общество - тоже рациональная конструкция.

Рационалистический механицизм - вера в познание мира. Мыслители 17-18 вв. все без исключения гносеологические активисты, причем попрой были довольно просты и незамысловаты в своих убеждениях.

Одним из первых, кто высказал идеи механизма стал Р. Декарт - мир это машина, основоположник этой т.з. Он подробно описал, как организован этот мир. Животных и человека в телесном аспекте Декарт тоже назвал машиной.

Французский филосов-материалист Жульен де Ламметри написал сочинение "Человек - машина", где довел до конца взгляды Декарта, полностью объявил все духовные проявления человека к простым потребностям. Души, по его мнению, и нет.

Механицизм стали применять в обществознании. Возникла даже "экономическая механика", "экономическая физика".

Основные представители

17 в.:

Первое поколение:

Галилей - не только астроном и преподаватель физики и математики, он одновременно философ, мыслитель, методолог.

Ф. Бекон, англичанин, пропагандист опытного метода познания, основоположник эмпиризма.

Т. Гоббс

Р. Декарт, Франция.

Декарт - один из первых, кого нужно знать обязательно. Фактически создатель алгебры современной. Вся последующая философия развивалась в связи с Декартом:

- развития картезианства - учение Декарта. Не только теоритическая, но и научная теория развивалась. Декартовская физика господствовала до вытеснения ньютоновской, очень долго.

Немалая часть мыслителей просто развивала философию Декарта. Это привело и к формированию французского материализма 18 в.: Ламметри, Дидро, Гиллеций, Поль Гольбах. Это упрщением картезианства.

Критическое переосмысление картезианства тоже было. Два крупнейших представителя этого направления - Спиноза и Лейбниц. Оба они продолжают следовать в проложенным Декартом русле, но каждый по-своему строит свою онтологическую схему. В целом они сходную позицию занимают - их называют рационалистами в узком смысле слова (Декарта, Спинозу и Лейбница).

Была также попытка опровергнуть Декарта, очень критично к нему отнестись. Одним из представителей этого направления был Паскаль, он был и против рационализма. Жанбаттиста Виго - еще один критик Декарта, но он был уже в следующе

Наши рекомендации