Концепции материи в истории философии и науки.
Исторически природный мир конституировал первые версии объектов познания, и первоначально именно природа явилась основной предметной областью познания и сферой реализации познавательного интереса человека.
С целью репрезентировать мир природы в функции целостного и универсального объекта познания использовались различные понятия: «фюсис», «мир», «Вселенная», «Космос» и др. Среди них лишь понятие «Универсум» обладает интегральным статусом, органично соединяющим философские и естественнонаучные семантические аспекты.
Поэтому имеет смысл использовать данное понятие для обозначения мира природы как объекта философского и научного познания.
В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия — субстанции (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Наряду с понятием «субстанция» в данном подходе использовались такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Под субстратом понималась основа конкретного проявления бытия, т. е. модуса. В содержании категории «модус» фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», характеризовавшего свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. В свою очередь акциденция выступала как констатация преходящего, случайного свойства предмета, которое может быть элиминировано без изменения его сущности.
Системообразующее основание многих субстанциальных онтологических концепций — понятие «материя», содержание которого претерпело существенную трансформацию в процессе развития философского знания. Эволюция понятия «материя» может быть представлена сквозь призму триады «вещь — свойство — отношение».
В античной философии имели место различные трактовки понятия материи. С одной стороны, понимание материи первоначально связывалось с поиском некоторой конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась тому или иному субстрату (старшие физики), затем оно переориентировалось на выявление субстанции, представленной бесконечным числом неизменных атомов (Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур). С другой — в философии Платона материя играла роль одного из начал, наряду с абсолютным беспредпосылочным источником идей (эйдосов), творящим вещи по своему образу и подобию. Еще одна версия понимания материи в античности представлена Аристотелем, рассматривавшим материю наряду с движущей причиной в качестве возможности сущего как такового, реализующейся лишь при наличии формальной и целевой причин.
Свое дальнейшее развитие субстанциальный подход к пониманию материи получил в новоевропейской философии. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств, представления о которых во многом были навеяны развитием классической науки этого времени — массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью. Носителем этих свойств выступали различные проявления первовещества (элементы, корпускулы, атомы). Такое понимание материи в философии коррелировало с вещественно-субстратным подходом, служившим методологическим основанием научного поиска, и аналитическими методами исследования, господствовавшими в естествознании этой исторической эпохи.
Критическое отношение к сведению материи исключительно к миру природы в виде вещественных образований продемонстрировала философия марксизма. В контексте этой философской концепции акцентировалось внимание на дефинитивном аспекте учения о материи. Марксизм трактовал материю как философскую категорию, содержание которой может быть спроецировано не только на мир природы, но и на социальную реальность.
Революционные открытия в науке на рубеже ХIХ—ХХ вв. обострили интерес к проблеме материи в философии. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философский подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В. И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.
Данное определение материи, продолжая традицию, уже обнаруживавшуюся в новоевропейской философии (например, у Дж. Локка и П. Гольбаха), задало ее дефиницию через отношение к сознанию. В методологическом плане такая трактовка материи продемонстрировала сопряженность со структурно-функциональным подходом, все более интенсивно входившим в практику научных исследований этого исторического периода.
Предельно широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологическое значение и в современных условиях, предполагает категориально-понятийную реконструкцию проблемы материи в философии, что требует обращения к таким атрибутивным характеристикам Универсума, как его системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация.