Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов? В чем разница между символом и образом?

Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают. В отличии от символа, образ предполагает сходство с вещью.

Материалисты трактуют познание как процесс отражения действительности в сознании. Идеалисты предложили противоположную трактовку познания. Какую?

Идеалисты рассматривали познание, как способ конструирования субъектом реальности. Согласно Канту, который являлся идеалистом, познание – это процесс упорядочения ощущений, порожденных вещью себя. Из упорядоченных в пространстве ощущений образуются явления для опыта (вещи для нас).Рассудок подводит явления опыта под априорные категории. В результате мы получаем всеобщее и необходимое знание, т. е. в процессе познания образуются и вещи, и знания о них.

Как связаны чувственное и рациональное в познании?

Сторонники сенсуализма считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте (Джон Локк, Томас Гоббс). Рационалисты утверждали примат разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза).

С точки зрения диалектического материализма - не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем. А там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное.

Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

Каковы формы рационального познания и их особенности?

1.Понятие – логически обобщенный образ предмета или это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»). Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира.

2.Суждение – это логическая связь понятий. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

3. Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.

Как связаны между собой язык и мышление?

Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Наши рекомендации