Раздел vi. философия общества


Тема 22. Общество как система

Общество – продукт взаимодействия людей; относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей; динамическая саморазвивающаяся система коллективного бытия людей, способная сохранять свою сущность и качественную определенность. Главным условием развития общества является материальное производство. Для современного общества характерны процессы глобализации, ускоренное развитие средств массовой коммуникации.

^ Социум – особая надприродная реальность, независимая от коллективных или индивидуальных форм ее проявления.

Сферы общества – экономическая, социальная, политическая, духовная.

^ Экономическая сфера общества – область производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основные элементы экономической системы общества: производительные силы (люди, орудия и предметы труда); предметная деятельность; ее идеологическое обоснование (цели, мотивы, программы); отношения людей в процессе труда.

^ Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Способ производства представляет собой основу общественно-экономической формации и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

^ Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксизму, производительные силы определяют облик экономической системы. В конечном счете, важнейшей производительной силой общества является человек.

^ Производственные отношения – отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства по поводу их отношения к производительным силам, к производству, обмену и распределению благ. Производственные отношения обуславливают классовую структуру общества.

^ Социальная сфера общества – совокупность всех функционирующих в социуме общностей людей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям можно отнести семьи, народы, нации, сословия, страты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы и т.д.

^ Социальный субъект – носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющими ему воздействовать на общественную жизнь (индивиды, социальные общности – классы, нации, группы, поколения и т.д.).

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта и отношениями взаимной ответственности. Семья является первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности.

^ Политическая сфера общества – область взаимодействия субъектов с целью реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод. В качестве элементов политической сферы общества выступают политические институты (государство, организации, партии); политические и правовые нормы (конституции, законы, уставы); политические отношения и действия; политическое сознание.

Государство – ядро политической системы общества; политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность и определенный порядок в нем.

Элита – понятие, в котором выражается социальное неравенство; руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку СМИ и силовые структуры.

Политический режим – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе; функциональная характеристика власти. Чаще всего выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Демократия – форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия основана на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Авторитаризм – вид политического режима, обычно сочетающийся с элементами личной диктатуры, при котором процедуры принятия демократических решений либо отсутствуют, либо носят фиктивный характер.

Тоталитаризм – вид политического режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

Гражданское общество – совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства (вместе с тем, государство и политические партии являются неотъемлемыми институтами гражданского общества). Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к ответственным действиям в защиту общественно значимых интересов.

Либерализм (лат. liberalis – касающийся свободы) – направление в политике, противоположное консерватизму, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. Основателем либерализма в Новое время считается Дж. Локк.

Консерватизм (лат. conservo – сохраняю) – направление в политике, противоположное либерализму, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, сохранение традиционных ценностей и порядков.

^ Духовная сфера общества – область социальной жизни, содержание которой составляет объективная идеальная реальность как совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающихся в деятельности общества и людей. Духовная сфера общества включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных проявлениях.

Искусство – вид духовного производства в области эстетического освоения мира, направленный на освоение прекрасного (эстетического идеала).

Мораль – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В нормах морали воплощаются представления человека и общества о добре и зле, счастье, долге и т.п. В регулировании поведения индивидов мораль опирается на общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции.

Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Древнейшее "золотое правило нравственности" – не делай того другим, чего не желаешь себе.

Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. В нормах права зафиксировано формальное равенство или неравенство людей. В жизни общества право выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.

Воспитаниепроцесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний всех тех духовных богатств, которые выработало человечество; усвоение результатов общественно-исторического познания, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

^ Тема 23. Проблема развития общества

Прогрессирующее общество – общество, в котором люди стремятся изменить мир, преобразовать свою жизнь, сделать будущее лучше настоящего.

К. Ясперс вводит понятие "осевое время" – период с 800 по 200 гг. до н.э., связанный с возникновением великих духовных движений в истории человечества, которые заложили основы современного типа общества.

^ Общественный (социальный) прогресс – совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от примитивных форм общежития к высокоорганизованным. Идея общественного прогресса в явном виде была сформулирована в философии Просвещения (XVIII в.). По Марксу, общественный прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций; по Гегелю – закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы. Согласно современным концепциям в основе общественного прогресса лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации.

С позиции нигилизма отрицается общественный прогресс, преемственность с предыдущим этапом развития, общепринятые ценности.


^ Теории общественного развития

Социальный детерминизм – теории общественного развития, в которых развитие общества объясняется действием каких-либо социальных причин.

Согласно географическому детерминизму, развитие народов и обществ обусловлено их географическим положением, климатом и другими природными условиями (Монтескье, Гердер, Плеханов, Ханингтон и др.).

Согласно демографическому детерминизму развитие общество обусловлено динамикой народонаселения общества (Вико, Морелли, Гельвеций и др.).

Согласно экономическому детерминизму развитие общества обусловлено изменениями, происходящими в способе производства, производственных отношениях и распределении общественных благ (Джонс, Маркс).

Согласно технологическому детерминизму развитие общества обусловлено развитием технологий производства (концепции постиндустриального общества Белла, Арона, Тоффлера и др.).

Теория факторов – теория, объясняющая развитие общества воздействием ряда различных условий: экономических, технических, культурных, природных и т.п.

Теория элит – теория, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (Платон, Макиавелли, Карлейль, Парето, Моска и др.).

История – область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения, сходства и различия конкретных человеческих обществ.

^ Подходы к исследованию истории общества

Формационный подход – концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные универсальные этапы – общественно-экономические формации. Согласно этому подходу существует некий главный (однолинейный) путь развития общества, при котором в ходе смены способов материального производства более развитая формация посредством социальной революции уничтожает менее развитую (европоцентризм).

^ Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся: а) способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений ("базис"); б) социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией ("надстройка"). Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Цивилизационный подход – концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация проходит определенные циклы: рождения, расцвета, старения и гибели. Этот подход утверждает многолиненость исторического развития, специфику стран и регионов (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев и др.).

Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – культурно-историческая общность, этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). Характерные черты современного этапа развития цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в развитии отношений природы и общества.

Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриаль-ного, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

^ Традиционное (доиндустриальное, аграрное) обществообщества, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляцией всей жизни, основанной на традициях.

^ Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность; характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

^ Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей.

^ Б. Даниел отмечает, что в постиндустриальную эпоху источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку ("революция растущих ожиданий"), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность.

^ О. Тоффлер, автор футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как "третьей волны" (сельскохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное), которая породит "шок будущего" – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества.

^ С. Хантингтон, футуролог, выдвинувший сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI веке, по которому в новом мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.

^ Тема 24. Техника и общество

Техника (греч. téchne – искусство, мастерство) совокупность умений и навыков, а также искусственных средств, создаваемых человечеством для преобразования природы, осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника появляется с возникновением человека. Основное назначение техники частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. В античности понятие "тэхнэ" включало в себя и орудия труда, и технические знания, и искусство во всякого рода умениях. Философское осмысление феномена техники началось в конце XIX – начале XX вв. В ХХ-XXI веках достижения науки воплощаются в технике и становятся важным фактором развития общества.

^ Технические науки – науки, ориентированные на конструирование и изобретение технических устройств на основе знания законов природы.

Начиная с 1920-х, в связи с бурными успехами в науке и технике, возникает технологический детерминизм – теоретико-методоло-гическая установка, согласно которой решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологиям (Ростоу, Арон, Гэлбрейт, Белл, Масуда, Тоффлер и др.).

Технократизм – принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам – носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

Техницизм – мировоззренческая установка, в рамках которой наука и техника провозглашаются основными двигателями социального прогресса. Сущность техницизма проявляется в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, вере в неминуемое совершенствование мира, техническую рациональность, которые сделают жизнь человека обеспеченной и счастливой.

Антитехницизм – мировоззренческая установка, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.

Сциентизм (лат. scientia – наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания и методы (естественно-математические и технические) обладают наивысшей культурной ценностью; вера в способность науки решить в будущем все проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре. Сторонники антисциентизма полагают, что научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма.

^ Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной (совершенствование традиционных основ науки и техники) и революционной (научно-техническая революция). Особенностью современного НТП является создание новых технологий на базе научных теорий.

Неолитическая революция – по Г. Чайлду – исторический период перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию в эпоху неолита (6-8 тыс. лет назад), т.е. от присваивающего к добывающему типу хозяйствования. Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний; создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ.

Промышленная революция – революционные изменения в орудиях и в организации производства, связанные с использованием силы пара и электричества, машинизации и автоматизации производства в конце XVII – XIX вв., которые привели к переходу от доиндустриального (аграрного) к индустриальному (промышленному) обществу.

Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, что приводит к срастанию науки с техникой в единую систему, радикально меняющую жизнь человека, общества, состояние биосферы в XX-XXI вв. В ходе НТР бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу и происходит переход общества от индустриального к постиндустриальному (информационному, сервисному) типу.

Биотехнологическая революция – вид научно-технической революции, начавшейся со второй половины XX века, связанный с развитием биотехнологий – методов изменения живых организмов, организма человека и окружающей его природной среды в соответствии с его потребностями (трансплантология, геронтология, генная, клеточная и экологическая инженерии и др.). Биотехнологическая революция резко изменила антропологическую ситуацию: она ведет к практическому преобразованию человеческой телесности и, по мнению Фукуямы, может привести к созданию "дивного нового мира", где всех людей сделают здоровыми, долгоживущими и счастливыми.

Футурология (от латинского futurum – будущее, logos – учение) – обобщенное название концепций о будущем человеческого общества; в узком значении – исследование перспектив социальных процессов (социальное прогнозирование). Современная футурология анализирует перспективы технологической революции: концепции "постиндустриального общества" (Белл, Кан, Бжезинский и др.), "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Хейлбронер), научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель) и др.

^ Тема 25. Глобальные проблемы современности

Глобализация – современная общемировая ситуация растущей взаимосвязи, взаимозависимости и открытости различных стран, регионов; экономическая и культурная интеграция человечества. Процессы глобализации наблюдаются в нескольких сферах: а) в экономической – формирование единого мирового рынка без национальных барьеров, экономическая экспансия транснациональных корпораций; б) в политической – создание международных организаций (ООН, НАТО, ВТО и т.п.), ослабление национального государственного суверенитета; в) в культурной – распространение массовой культуры, формирование глобального потребителя, "гражданина мира"; г) в информационно-коммуникационной – телекоммуникации, спутниковое TV, Internet и т.п. Негативными последствиями глобализации являются рост международной преступности, финансовая взаимозависимость разных стран (к примеру, мировой кризис 2009 г.), нивелирование самобытности различных культур.

^ Глобальные проблемы – проблемы и ситуации, наиболее четко проявившие себя начиная со второй половины ХХ в., которые охватывают многие страны, затрагивают все население Земли. К глобальным проблемам современности относятся: 1) группа экологических глобальных проблем – экологический, энергетический и сырьевой кризисы; исчерпание природных ресурсов, проблема использования Мирового океана; 2) группа глобальных проблем, связанных со сферой международных и межгосударственных отношений: проблемы сохранения мира, предотвращения мировой ядерной войны, мирного освоения космоса, отсталости развивающихся стран, голода и нищеты (продовольственная проблема), перенаселения планеты (демографическая проблема), международного терроризма (стала особо актуальной в XXI веке). Глобальные проблемы не могут быть решены силами одной страны, необходимы объединенные усилия всех стран по изменению потребительского отношения к природе, регулированию темпов роста народонаселения; необходимо формирование идеологии "нового экологического аскетизма", совместная выработка положений об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

Глобалистика – система научных знаний о генезисе и современном состоянии глобальных проблем и обоснование практических путей их разрешения.

В 1986 г. был создан Римский клуб – международная организация, направленная на анализ проблем современности и выработку тактики их решения.

Глобальные прогнозы – прогнозы развития человечества в свете существования глобальных проблем, которые имеют два направления – пессимистическое и оптимистическое.

Наши рекомендации