Философия Аристотеля, ученого-энциклопедиста
Аристотель - Древнегреческий философ классического периода, ученик Платона. Делил философию на
- Теоретическая часть , изучающую проблемы бытия («первичная философия»);
- Практическая часть - о деятельности человека, устройстве государства;
- Поэтическая часть.
- Логика.
Критиковал Платона: Ошибка Платона в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира
Трактовка по Аристотелю: Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
По Аристотелю: бытие - сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, положения, состояния.
Аристотель считает, что человек:
- По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
- Отличается от животных наличием мышления и разума;
- Имеет врожденную склонность жить в коллективе, что приводит к возникновению общества.
Историческое значение философии Аристотеля
- Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
- Выделил 10 философских категорий;
- Дал определение бытия через категории;
- Выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
- Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие индуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из 2-х и более посылок заключения).
2. Проблема человека
Познание человека – центральная проблема философии. Каждый отдельный человек, индивид соединяет в себе черты:
1) Общечеловеческие - присущие всем людям, как членам человеческого рода.
2) Социально типические, свойственные ему как представителю конкретного общества, определенной культуры, народа, социальной группы;
3) Индивидуальные, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека.
Таким образом, в философии человек понимается как индивид, личность, индивидуальность. Причем все его черты существуют в теснейшей связи между собой.
Биологическое проявляется
- в инстинктах: самосохранения, агрессии и др.
-в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля
-в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др.
-врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности.
Социальное проявляется
- наличие культурных норм, установок, стереотипов
- знания и навыки, приобретенные в процессе социализации
- самостоятельно выработанные убеждения
- потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.
Личность — это интегральное социальное качество, которое формируется у у индивида в процессе его интеграции в систем у общественных отношений. ЛИЧНОСТЬ — это интегральное социальное качество, которое формируется у у индивида в процессе его интеграции в систем у общественных отношений.
Билет 13
Философия эллинизма
Эллинская культура - Культура Греции под воздействием завоевания Македонии и Рима. Отличительные черты
- Кризис античных моральных и философских ценностей;
- Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;
- Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
- Поиск физической и духовной опоры в самом себе;
- Стремление к отрешению от действительности;
- Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
- Признание высшим благом – счастья и удовольствия отдельного человека.
Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Идея Стоицизма – освобождение от влияния внешнего мира.
- Для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование , восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
- Идеалом стоиков выступает мудрец , поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию.
Черты Стоической философии
- Призыв к жизни в согласии с природой и Космическим Разумом
- Признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
- Призыв к добродетели как моральному ориентиру;
- Признание законов и государственной власти в том случае, если они добродетельны;
- Неучастие в жизни государства, игнорирование законов, философии и культуры, если они служат злу;
- Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости.
- Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
- Высокий эстетизм в мыслях и поступках;
- Осуждение бедности, болезней, нищеты, человеческих пороков;
- Признание стремления к счастью высшей целью человека.
2. Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность Войно-Ясенецкого.
Религия – это
- Вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
- Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
- Форма удовлетворения духовных потребностей.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Элементы религии:
- Вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
- Культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или - богов; религиозная обрядность;
- Переживания; Образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); Символы.
Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий окончил гимназию, медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г. с началом русско-японской войны выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить операции. В этом же медицинском отряде сестрой милосердия была Анна Васильевна Ланская, ставшая женой Войно-Ясенецкого. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. В начале 1917 г. Анна Васильевна заболела туберкулезом и Войно-Ясенецкие переехали в Ташкент. Вскоре Анна Васильевна скончалась, оставив четверых детей. Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. Епископ, предложил ему стать священником. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки. В ходе борьбы с религией, проводимой Советской властью, епископ Лука был вскоре арестован. Последовала ссылка в Енисейск и Туруханск, продлившаяся до 1926 г. Затем Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. 1935-36 г.г. Войно-Ясенецкий тихо и мирно прожил в Ташкенте. 1937 год, год массовых репрессий, оказался несчастливым и для епископа Луки. Последовал очередной арест. После допроса, продолжавшегося 13 суток, Войно-Ясенецкий подписал ложные обвинения. Местом третьей ссылки стал Красноярский край. В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г. и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. С 1943 г. архиепископ Лука избран постоянным членом Святейшего Синода. Фронт уходил в сторону Германии и в 1944 г. эвакогоспитали переезжают в Тамбов. Несмотря на гигантскую загруженность практической хирургией Войно-Ясенецкий находит время и для научной работы. В феврале 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука произнес свою первую проповедь на этом посту в Покровской церкви г. Тамбова. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник. В 1946 г. владыка переводится на Крымскую кафедру и переезжает в Симферополь. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Большая работа проводилась и по налаживанию церковной жизни в Крыму. Скончался Войно-Ясенецкий в 1961 г. Множество людей провожало в последний путь хирурга-архиепископа.
Билет 14