Становление и развитие философии Украины

1. Истоки, периоды украинской философии. Философия Киевской Руси.

2. Становление профессиональной философии Украины.

3. Философская мысль Украины с 18в по настоящее время.

Истоки украинской философии.

Как отмечали первые исследователи В.В. Зеньковский (русский мыслитель), Д.И. Чижевский (украинский) украинская философия питалась из 3х источников:

1. Этнокультурная традиция народа(обычаи, психология, фольклор, мифология).

2. Книжная христианская византийская культура. (Григорий великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, ИоанДомаскин).

3. Из европейской философии, прежде всего немецкая классика.

Этапы развития:

1. 11-14 вв. Философия Киевской Руси.

2. 15-18 вв. Становление профессиональной философии.

3. 18-средина 19. Философия украинского «барокко».

4. конец 19 —сегодняшний день. Современная философия.

Особенностью философской мысли Киевской Руси в том, что в отличие от европейской схоластики она развивалась не как логика, а как духовно-практическая философия и осмысление социально-этических проблем. Основной формой было индивидуальное обучение монахов. Центром была Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г Инаком Антонием. Самое известное произведение этого периода — это небольшая работа митрополита Киевского Иллариона «слово о законе и благодати». Главные идеи:

1. О превосходстве христианской веры и морали (нового завета), перед языческой религией и иудаизмом. Это преимущество Иллариона в том, что благодать нового завета выше Закона иудаизма, так как основано не на страхе перед будущим наказанием, а на свободном и добровольном веровании.

2. Христианство обращено не к иудеям(избранным), а ко всему человечеству.

3. Идея единства веры и разума в едином для них начале — Благодати.

К памятникам содержащим отдельные этические философские мысли относят «Русскую правду» Ярослава мудрого, «Поучение» и «Повествование» Владимира Мономаха. В них идет речь о правилах поведения в семье и государстве.

Второй период. Становление философской мысли. 14-18 вв. Начался со схождения украинских земель в состав великого княжества Литовского. Особенности его:

1. возникновение светской философии.

2. становление профессиональной философии.

к 1: возникают братские школы в городах Львове, Киеве, Остроге. Возникают любители(книжники) изучающие логические трактаты Аристотеля в переводах арабский философов Аль Газали и Моисея Майконида.

к 2: Предпосылкой становления профессиональной философии стало возникновение центра культуры — Острожского коллегиума, в котором создал научно-культурно-издательский кружок. В 1580 году вышло самое крупное произведение украинского книгопечатания — Библия. В 17-18 вв. в Киеве возникает и развивается первая на украинских землях высшее учебное заведение — Киево-Могилянская академия. Здесь готовят профессионалов фиософов-логиков, богословов на основах европейской натур-философии прежде всего Рене Декарты и Бенедикто Спинозы. Наиболее видные представители — Иннокентий Гизе, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, а также выпускник и основатель русской и украинской философии Григорий Сковорода. Феофан Прокопович переводил произведения Рене Декарта, Спинозы, Лейбница, создал концепцию систематического богословия, смысл которой – признание свободы бога лишь относительной(при создании им мира). После этого бог как и природа подчиняется естественным законам, доступным научному познанию. Стефан Яворский, также профессор КМА сочетал рационализм Рене Декарта с библейским мифом сотворения мира в интерпретации Василия великого. Основателем философской антропологии и в целом философии на руси и украине стал Григорий Савич Сковорода (1722-1794). Цель философских поисков Сковороды — поиски пути счастья человека. Для этого он(человек) должен «заглянуть в самого себя», подобно Нарцису. Вглядываясь в себя с помощью разума человек не может найти свое призвание и должен обратиться к вере, христианской религии. Путь достижения счастья это самопознание и «сродный» труд(следование призванию). В онтологии Сковорода выдвинул концепцию трех миров и двух натур. Первый мир -макрокосм, микрокосм — это человек и третий мир библии. «Две натуры» это видимое(земная) и невидимая(божественная).

Третий период:

Д.И. Чижевский назвал философию 18в Украинским барокко(причудливый), потому что оригинальный философские идеи предложили не профессионалы философы, а поэты историки, публицисты. Так, Шевченко в своих поэтический произведениях выдвинул идею украинской трагедии, сущность которой поэт усматривал в противоречивости украинского характера: смиренности и терпеливости с одной стороны и бунтарской неспокойности и свободолюбия с другой. Шевченко вместе с П. Кулешом, Костомаровым участвовал в создании кирилло-мефодиевского братства, просвещенческой организации интеллигентов, ставившей целью развитие украинской нации и создания украинского государства. П.А. Кулиш выдвинул концепцию хуторской философии, в которой утверждал что украинский народ должен возродиться через жизнь, близкую к природе, а не в городах. Костомаров в отличие от российских историков считал, что содержание истории не государственно развитие, а развитие народа, его творческих сил. Поэты Леся Украинка, И. Франко развивали идею социализма, но при условии решения национального вопроса(создания государства). Среди профессионалов философов следует выделить Панфила Юркевича, который самостоятельно изучил немецкую классическую философию и был первым ее преподавателем в Московском университете. Главная идея философии Юркевича это «философия сердца» - единство нравственных и религиозных потребностей, подкреплённые научным знанием. А.А. Потебня обратил внимание на единство и отличие языка и мысли. Сам знал до дюжины языков.

4 этап: современнаяфилософия. Развивалась по двум направлениям. Первое — внутри Украины (украинской ССР). Главными темами были диалектика и немецкая классическая философия и учения Карла Маркса. Представители второго эмигрантского направления (наиболее яркие — Д.Донцов, В. Липинский, Б.Кистяковский, Д. Чижевский) разрабатывали украинскую национальную идею о создании независимого государства, философию права, философию истории и культуры. В 21 столетии украинские философы расширяют поле исследований (Бойко, С.Б.Крымский). Ветви: постмодернизм и неоклассика.

Лекция 10. 01.04.14

Русская философия

Наши рекомендации