Гуманистическая философия возрождения.
Предпосылки философии средних веков (II-XIII вв. н.э.): общемировоззренческой предпосылкой явилась борьба языческой культуры и религии с христианской религией, в которой победила последняя. Философская предпосылка: угасание античной философии, отказавшейся от поиска общей истины и требующая апатии и скептицизма. Победа христианского мироучения и мировоззрения не означала, что ф. была отброшена. Средневековый философы задействовали из прошлого прежде всего логику Аристотеля и учение Платона об идеях(эйдосах) и философе Плотина (учение о едином). Таким образом общими предпосылками философии средних веков является «Афины и Иерусалим». Главная особенность этой философии — теоцентризм - рассмотрение всех ф. проблем сквозь христианского бога, а именно:
В онтологии теоцентризм конкретизируется понятием «креационизм» (креативное начало) — творение мира богом. Так Филон Александрийский считал, что Б-г в начале создал свое подобие — мысль(логос), то есть модель космоса, затем материю, затем придал ей форму.
Конкретизация теоцентризма в ф-ой. онтологии. В отличие от греков человек существо не столько мыслящее, сколько верующее. Человека отличает благодать. Цель жизни человека предопределена(Провиденциализм). Следовать проведению каждый может способствовать, благодаря идее спасения(сотериология). Для этого и нужны заповеди. В гносеологии теоцентризм означает, что человек может познать не только обычные истины бытия, но и истину с большой буквы — Бога, благодаря вере и воле, а разум лишь средство(вторичное). Поэтому ф. - это «служанка богословия».
Этапы развития философии средних веков:
1) Первый II-VII столетия (апологетика и патристика). Формирование основ и главных тем христианской философии в борьбе с греческой, языческой философией. Апологеты(защитники) зачастую были наказаны и пострадали за новое учение. Таковы: Филон александрийский, Юстин мученик, Татиан. Наибольший вклад внесли: Тертуллиан, Клемент александрийский, Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Из них часть издавали работы на латыни, часть на греческом. Западники — Клемент, Августин, Тертуллиан развивали – развивали катафотическое богословие(положительное). «Бог всемогущ, всеблаг ...», то есть размышления о сверхсущесвте. Византийцы Златоуст, Богослов руководствовались апофотическим(отрицательным) богословием. Смысл: «Бог выше всех эпитетов, поэтому истину нужно и можно постигнуть не словами, а молчаливой молитвой» - исихия(безмолвие).
Иоанн Златоуст говорил: «Природа рассудочных доводов подобна лабиринту. Нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться в каком-либо основании». Главные идеи на первом этапе: О соотношении веры и разума, о сущности бога. Тертуллиан из Карфагена полностью отбросил знание, утверждая, что философы извратили истину и испортили человека. «Верую потому что абсурдно».
Клемент Александрийский назвал философию «служанкой богословия», но утверждал, что вера не противоречит разуму, но гармонично сочетается с ним. Аврелий Августин: 354 -430. Родился в Тагасте. Главные работы — «Исповедь», «О граде божьем». Решил проблему веры и разума.
Вера – это вид разума божественного, поэтому любое познание начинается с веры. По времени вера первична, но по сути первичен божественный разум. Августин отрыл человеческое Я, личность, осознающее свое предназначение. Объяснил существование зла: любое творение бога ниже его самого. То есть творение — уже недостаток благости. Ее лишенность и в этом смысле зло. С другой стороны, оно необходимо. Без знания зла не понять, что есть добро. Предложил оригинальную концепцию времени. Время «есть переживание прошлого, настоящего и будущего». Единство памяти, внимания и ожидания. До бога времени не существовало, оно лишь в душе человека.
Августин создал первую модель философской истории.
Второй период средневековой философии — схоластика (Школьная философия).
Изучается при монастырских, епископальных, придворных школах, а с XIII в. в университетах.
В университетах изучались на первой ступени в факультете свободных искусств арифметике, риторике, диалектике. На втором курсе изучали юриспруденцию, …
Главные проблемы: доказательство бытия бога, проблема универсалей (проблема общих понятий), продолжение спора отцов о соотношении веры и разума. Доказательство веры
Б-га. (А. Кентерберийский). Доказательство: Спорит с атеистом: отрицание существа бога атеистом имеет ввиду, что его присутствие лишь в наших мыслях. В решении остальных проблем преуспел Фома Аквинский. Среди 3 ответов — номинализма, реализма и концептуализма, Фома более убедительно обосновал умеренный реализм.
Лекция 6. 04. 03.2014
Философия нового времени
1. Становление и проблемы философии нового времени
2. Философские идеи просвещения
Предпосылки возникновения:
· социально-экономические. Выдвижение на авансцену истории так называемого третьего сословия, т.е. предпринимателей, промышленников. Основными ценностями которой является индивидуализм и практицизм.
· политические
· культурные (научные, религиозные и философские)
Культурные предпосылки:
· научные. Возникновение науки в современном смысле слова (Ньютон, Галилей)
· религиозные. Возникновение протестантизма. Суть которого в акцентировании веры на индивиде без посредника – церкви.
Начиная с эпохи Возрождения теоцентризм постепенно уступает место антропоцентризму. Завершение становится проявление антропоцентризма – индивидуализм.
Особенности:
Главными особенностями философии нового времени является антропоцентризм, т.е. распространение философских проблем через призму скорее не Б-га, а интересов человека. Главным интересом становится не онтология, а гносеология (теория познания), потому что благодаря становлению науки знание получили практическую реализацию и человек доказал показал своё могущество, власть на природой. Лозунг дня в этот период: «Знание – сила!»
Ф. Бэкона.
Философия, которая из служанки б-гословия постепенно превращается в науку наук, главной темой диспутов становится учение о методе, подтверждением этому являются работы философов Френсиса Бэкона «Новый органон» (новое средство познания), Рене Декарт «Рассуждения о методе».
В решении проблемы о методе философы разделились на два лагеря – эмпиризм и рационализм. Эмпирики, по преимуществу британцы, Френсис Бэкон, Джон Локк, Том Гоббс, Джордж Беркли полагали, что главным источником, методом познания (научного) является опыт, а рационалисты, по преимуществу представители континентальной Европы, француз Рене Декарт, голландец Б. Спиноза, немец Г. Лейбниц напротив главным источником (методом) считали мышление (выводное логическое знание). Те и другие не отрицали противоположного источника, но преуменьшали его значение. Они так же верили, что в науке и в философии возможно достижение общих истин, критикуя друг друга обнаруживали сильные и слабые стороны обоих подходов.
Эмпиризм
Френсис Бэкон критиковал созерцательное, несвязанное с практикой мышление начиная со схоластов. Говорил, что это «путь паука». Паук ткёт паутину из себя самого. Так же неприемлем для него «путь муравья» - хаотическое накопление опыта. Лучший путь – «путь пчелы», сбор нектара знаний с помощью рассудка.
Главныйнедостаток эмпиризма в том, что добытые опытным путём знания не отвечают одному из главных требований науки – критерию всеобщности и необходимости знания. Опыт основан на данных органов чувств. Противоречия эмпиризма очевидны даже в названии работ и высказываниях Ньютона: «Гипотез не измышляю», «Физика, берегись метафизики», «Философские основания физики».
Рационализм
Рационалисты предложили развернутые принципы логического рационального мышления. Рене Декарт в «Рассуждениях о методе» предложил:
1. Истинны те утверждения, которые самоочевидны (аксиомы).
2. Каждую проблему следует вначале расчленить на простые.
3. Восходить затем от простого к сложному.
4. Следовать непрерывности, не упускать ни одного промежуточного вывода
Слабым звеном рационалистов было, во-первых, теоретическое выводное знание не отвечает главному принципу, которым руководствовались и эмпирики, и рационалисты – чувственной удостоверенности, во-вторых, выводные знания не несут принципиальной новизны (в общей посылке уже содержатся выводы). Поэтому и Лейбниц (рационализм) наряду с истинами разума был вынужден признать и истину факта.
Для решения спора философы вынуждены были обратиться к онтологии, т.е. к началу философии. Б-г не обманчив, потому можно верить в аксиомы, он утверждал, что в мире есть две субстанции, сущности, телесное, обладающее протяженностью, и мыслительное. Их объединяет третья – Б-г.
Другой рационалист Бенедикт Спиноза признал одну субстанцию – Б-га природу, мышление и протяженность, т.е. духовный и телесные миры есть лишь модусы (состояния, виды) этой общей субстанции.
Готфрид Лейбниц субстанциальному монизму противопоставил плюрализм, но плюрализм диалектический (диалектика – искусство спорить), связанный с монизмом. Это учение о монадах, монада (единица) духовна по сути, уникальна, содержит в себе всю вселенную. «Мир предстал многогранным кристаллом с бесконечным богатством красок» Людвиг Фейербах. Гармонию монад в мире обеспечивает Б-г.
Эмпирики пришли не к религии, но к парадоксальным выводам, а именно, «если истины основаны на чувственных данных, то весь мир есть мое ощущение» Джордж Беркли.
Таким образом, гносеологическая тема не была решена в собственных рамках гносеологии, а, обратившись к фундаменту, к онтологии также не получила окончательного решения и была продолжена в XVIII – XIX ст. немецкими классиками.
Философия просвещения
XVIII век в истории называют Просвещение, мощное общественно-культурное движение.
Особенности философии просвещения:
1. Обращение внимания части философов (Франция, Голландия, Англия) к социально – политическим проблемам.
2. Продолжение гносеологического спора немецкими философами феодально-разгромленной Германии.
3. Абсолютизация (вера), торжество мирового разума.
4. Романтизм (идеалы справедливости, Свободы, равенства, возможность их реализации в ограниченное, конкретное историческое время). Главным средством достижения этих идеалов, как и ранее, является знание, обращенное не на природу, а на общество.
Французские просветители развивали учения своих предшественников по этим вопросам. Например, Шарли Монтескье в работе «О духе закона» разработал отдельные мысли Джона Локка, английского мыслителя, о разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Учитывая, что главным орудием является слово и распространение знаний эпоха XVIII века получила свое название – Просвещение. Просвещать, образовывать стремились всех желающих, а в первую очередь правящие классы.
Лидеры Просвещения – Вальтер, Монтескье, Дидро, Кондорсе верили в прогресс, призывали к равенству нации, к ликвидации классовых различий, к уничтожению расизма, ликвидации бедности и роскоши, вплоть до равенства между бедными и богатыми, их вера в прогресс явилась смесью или продуктом наивности и реализма одновременно. Реализм состоял в том, что знание действительно способствует прогрессу, а романтизм (в модусе утопизма) оказался практически недееспособным.
Утопия состояла и в том, что преодолев невежество, т.е. с помощью одних только знаний можно изменить социальное бытие, т.е. жизнь, поэтому Жан-Жак Руссо предложил убрать реальную причину неравенства – частную собственность, возвратиться назад к природе.
Лекция 7. 11.03.14