Становление и развитие юридического позитивизма
В связи с тем, что предметом данной работы в основном является позитивизм на современном этапе правопонимания, его роль и место в спектре других пониманий права, тем не менее, для более точного выявления специфики юридического позитивизма в настоящее время, необходимо остановить свое внимание на базовых особенностях формирования и становления данного правового явления.
Возникновение юридического позитивизма относят ко второй половине XIX века. Позитивизм как теория становится необходим в условиях формирования довольно развитых и относительно больших по объему массивов правового формально установленного материала и в целом развивается под влиянием значительного усиления роли государства в жизни общества. «Изначально государство было задумано просто как инструмент для установления правопорядка: организация, состоящая из институтов, законов и людей, служащих в институтах и исполняющих законы; эта организация должна была работать как машина, выполняющая свою задачу» , - замечает М. ванКревельд. Но государство XVIII и XIX веков приобретает совершенно иную окраску: оно становится сначала полицейским государством, стремящемся контролировать своих подданных или граждан, затем инструментом социального регулирования жизни людей, закрепляя за собой возможность определять правовые основы самых разных аспектов жизнедеятельности: от инфраструктуры до медицины.
О. Конта и имевший значительное, доминирующее положение не только в философской науке того времени, но и в общественно-политической мысли того времени. О. Конт полагал, что все человеческое мышление закономерно проходит три стадии: 1) теологическую; 2) метафизическую; 3) позитивную. Именно позитивная стадия и является вершиной научного мышления, где и начинается собственно наука, основанная на опыте, а не на неких идеях с неоднозначно понимаемыми сущностями вещей. «Начальным пунктом позитивистского учения О. Конта был тезис о том, что всякая теория, признающая существование и познаваемость объективной реальности, есть метафизика. Он требовал, чтобы наука отказалась от попыток проникновения в сущность вещей и ограничилась описанием внешнего облика и последовательности явлений».3 Установив бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии, «наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состояний, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающего с этого момента широкие размеры и являющимся единственно возможным основанием доступных нам знаний».3
Задача юридической науки лишь формально-логически подходить к правовому материалу, описывать его, классифицировать, систематизировать, давать юридические определения и создавать юридические конструкции. Все оценочные суждения о праве, его сущности, его целесообразности в конкретно-исторический момент, его содержании в этом смысле не относятся к науке права. Все подобные аспекты правовой науки СВ. Пахман относит к так называемой «бытовой» теории права, которая изучает лишь внешнюю стороігу права.2 Под бытовой теорией права имеется в виду социология права, которая тоже начинает активно развиваться в тот период. Как раз социология права и занимается исследованием внешних, то есть общественных факторов, влияющих на формирование содержания правовых норм.
Существующий юридический материал берется ранним позитивистом в качестве непреложного эмпирического факта, воспринимается как догма, система данных понятий. «Процесс применения права, переработанного в научную систему, сводится к разъяснению и соединению небольшого сравнительно числа элементов, то есть к операции, сходной с математическими вычислениями. А так как элементы, над которыми работает юрист, тоже являются понятиями, то его деятельность ...- счет понятий»3, - указывал Е.В. Васьковский. Получается, что позитивизм носит лишь описательный характер, лишь наблюдает, постулирует некие явления правовой реальности, классифицирует их, не вникая в их суть, даже просто пересчитывает их. Строго формальную теорию права сравнивает с математикой и СВ. Пахман: «элемент математический лежит в основе всей юридической науки в собственном смысле»; наука исследует право как «меру, как математическую величину» основания можно отнести к излишнему, некритичному отношению к определенным установкам философского позитивизма. Такие мысли с трудом можно принять в качестве красивой метафоры, тем более воспринять серьезно. Правовая наука, даже если взять ее сугубо в позитивистском аспекте, лишь с точки зрения формально установленных норм и их системы, имеет мало общего с точными науками, в частности, с математикой. Природа государства и права, по сути, социальна, значит, в известной мере, нестабильна, носит изменчивый характер, даже при отсутствии попыток выяснить сущность этих явлений, закономерности их развития - совершенно очевидно, что некая математическая точность не свойственна ни в коей мере никаким государственно-правовым явлениям. Определенная неизбежность вероятностного усмотрения проникает почти во все области государственно-правовой данности, несмотря на формальные признаки ей присущие.
Несколько иначе видит задачи позитивизма Г.Ф. Шершеневич, фактически включая теорию права в философию права, он рассуждает следующим образом: «Материал философского исследования тот же эмпирический материал, что и в науках, методы разработки одни и те же, как у философии, так и у наук. Специальная задача философии заключается в объединении тех выводов, которые даются отдельными науками, в видах построения цельного научного миросозерцания. Сырой материал, уже отработанный, систематизированный и обобщенный рядом наук, поступает к философии только для окончательной отделки».1 УШершеневича юриспруденция предстает уже не как «счет понятий», а как сумма определенных выводов для выявления особого миросозерцания.
6. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого
термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX
–XX вв.
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.
Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного) .
На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.
Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т. д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.
В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.. .
Тема 3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. (2 часа)
1. Общее и особенное в метафизических теориях. Теории естествен-
ного права, их общие принципы. Разнообразие понимания естественного
права от древности до наших дней.