Человек в системе культуры и цивилизации. Совпадение и несовпадение этих понятий.
Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура - зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает. Заметим, что человек оказался единственным животным, который узнает себя в зеркале, более того у которого появилась настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя, получил способность видеть себя со стороны и относиться к себе самому. В этой способности - трансцендировать себя самого - заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры.
Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, этим определена ее структура. Но эту свою сущность культура выражает еще и тем, что она формирует специальную деятельность, самой сутью которой становится выражение sensus stricto предназначения культуры. Этой деятельностью стала деятельность педагогическая (от др. греч. paidagоgeо - вести детей, воспитывать детей). Строго говоря, в культуре такой деятельностью вначале было мудрствование, которое выделяло в культуре самые сокровенные смыслы, самые значимые для сообщества ценности, самые важные утверждения. Сентенции, притчи, мифы и рассказы самых опытных и умудренных жизнью людей были квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения, проходя в древнейших сообществах обряды инициации. Затем мудрствование превратилось в философию, которая обсуждала вечные мировоззренческие вопросы человеческой жизни и конечные основания культуры, что было важно для понимания образа человека, но что не было непосредственно направлено на формирование человека по этому образу. И тогда возникла педагогика, которая сначала означала просто сопровождение детей в школу, а уж потом и сопровождение их в культуру. Единое мудрствование, которое некогда соединяло в себе и самосознание культуры и приобщение к ней, распалось на философию и педагогику, что привело к отделению непосредственной работы в культуре, непосредственной жизни в ее смыслах и ценностях от обучения ей.
Цивилизация - это сложный многогранный организм. Её основу составляют различные формы общественного богатства, представленного многообразием жизнедеятельности общества в самых различных формах, так или иначе связанных с материальной и духовной культурой. История человечества знает множество различных типов цивилизации. Большинство из них характеризуется историками как традиционные общества. Таковыми были общества Древнего Китая и Древней Индии, Вавилон и Древний Египет, государства мусульманского Востока, цивилизация майя и др. К традиционным относятся и некоторые общества вступающих на путь индустриального развития. Самобытность каждого из них тем не менее не исключала общие характеристики. К ним можно отнести медленные изменения в сфере производства, воспроизводство в неизменном виде сложившихся веками социальных структур, стабильность жизненного уклада, культурных традиций и этических норм, аккумулирующих опыт предков, господство в духовной сфере религиозно-мифологических представлений и канонизированных положений. Общество с таким социальным генотипом обладало удивительной прочностью и стабильностью.
Культура, созданная в каждой отдельной цивилизации, является попыткой ответов, в той или иной степени удачных, на запросы и потребности общества в конкретных исторических условиях. Сердцевиной культуры, определяющей формы ее проявления, неизбежно выступает мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом и на свое место в мире.
Любая перестройка системы того или другого типа требует совершения работы, т.е. затрат энергии. Разумеется, эта энергия не является ни электромагнитной, ни гравитационной, ни тепловой, ни только механической. Расцвет культуры, развитие цивилизации обуславливаются действием этой потенциальной энергии, заложенной в замысле Творца о человечестве. Вспышки энергии затухают вследствие сопротивления окружающей среды. У знаменитого историка Льва Гумилева эта сила названа пассионарностью. Вот что он пишет в своей книге "Этногенез и биосфера Земли":
"Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии, не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания... Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный."
Соотношение этих понятий.
Культура | Цивилизация |
Носит ценностный характер | Прагматична (ориентируется на критерий полезности) |
Культура органична, функционирует как живое целое. | Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.) |
Культура аристократична (шедевры - творения гения) | Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.) |
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) | Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно. |
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкурирует с жизнью.) | Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни. |