Онтология и гносеология Платона. Связь между ними
Платон- центральная часть философии- учение об идеях. Стремление к интеллектуальному объяснению Платон называет «второй навигацией», подразумевая то обстоятельство что когда судно (человек) не может двигаться под парусом чувственного восприятия, или «первая навигация» то приходится прибегать к веслам,т.е. переходить к разуму. Не чувственной причиной вещи может быть только идея. Платон предполагает, что вещи физического мира имею нечувственную,т.е. метафизическую причину. В результате мы получаем как бы два «плана бытия»:чувственный физический и нечувственный идеальный. Его Платон называет миром идей. Мир идей есть совокупность понятия, где каждое понятие особая сущность. Идеи-не мысль сама по себе, а то, о чем мысль думает,когда она свободна от чувственного восприятия. Это есть бытие в чистом виде или идея вещи. Для её обозначения Платон употребляет слово «парадигма», имея ввиду,что идея представляет собой образы, модели вещей, а так же то, чем можно обозначить так же как «бытие в себе и для себя». Идеи в себе – неподвижные образцы, неподвластные потоку становления. Идеи для себя,осознающее своё существование в этом потоке, в качестве стабильных образцов, и по этой причине не могущие подвергаться изменениям в этом потоке.
Мир идей устроен особым образом. Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой есть идеи низшие и высшие, вплоть до высшей ИДЕИ, находящейся на вершине иерархии. Высшая идея является условием всех остальных и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна.
По поводу необусловленной вершиной мира идей Платон пишет в «Государстве» что оно есть Благо. О Благе он говорит как об основании, делающем идеи познаваемыми, а ум познающим. Благо так же производит бытие и сущность. «Благо-не субстанция или сущность, но превыше них». Благо относится к разряду первопринципов устройства Космоса. Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием, как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины»
Близкое к понятию Благо понятие Единого. Единое есть Благо в себе, соответственно Благо есть функция Единого. Единому противостоит второе упорядочивающее начало, находящееся рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Этот второй принцип получил название Диады или Дуальности большого - малого. Из соединения этих двух начал «вырастает» мир идей.
Платон допускает существование некой мировой воли, мирового стремления, активности,проистекающих от мира идей. Это активное мировое начало есть Демиург, Бог-творец, Бог мыслящий волящий, личность который, взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой «хору» и таким образом породил чувственный космос.
Итак, есть модель – идеальный мир; есть копия – физический мир и есть Творец – автокопия. Модель-образец вечна, Творец тоже вечен, но чувственный мир смертен, поскольку порожден. Почему и зачем Демиург породил мир? По словам Платона из любви к Благу.
Гносеология
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.