Философский смысл обоснования прав человека
Данная категория прав человека рассматривается и является центром многих современных ученых. Человек начал рассматриваться как высшая социальная ценность. Позже мыслители известные как Кант связан с требованиями относиться к человеку не как к средству, а как к цели. Человек как таковой имеет право на свободу и само государство должно обращаться с человеком как с разумным существом, как с личностью.
В эпоху просвещения начинается ориентация именно на отдельного человека, а не на массы. В правовой сфере ориентация на отдельного человека стала выражаться в том, что основой юридического регулирования общественных отношений стали естественно правовые требования свободы, которые были выражены в тех неотъемлемых правах человека. Современные ученые поддерживают эту мысль. Нерсесянц: история прав человека – это история очеловечевания людей; человек как ценность. Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от общественных отношений, от форм и способов бытия; права человека органически вплетены в общественные отношения. Они оставили на сегодняшний день основу или основную форму взаимодействия людей. Признание прав человека в определенной степени предотвращают противоречия, конфликты. Права человека, которые мы сегодня имеем, - это итог исторического возникновения, становления эталона.
Становление прав человека имеет долгую историю. Они становились из повторяющихся связей, форм отношений. Не стоит забывать, что сказывались они на природной основе прав человека, возможностей и потребностей. Почему мы говорим о поступках и последствиях. Эти возможности и потребности требовали внешне выраженного поведения. Сегодня права человека – это очерчивание пространства действий.
В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями. Однако, при всем разнообразии поступков, как раз и складывают устойчивые нормы, эти эталонные ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей, способны сочетать эти ценности.
На каждом этапе развития каждый человек имеет притязания. Эти права выражают возможности и потребности, также предполагает определенность благ. Так как каждый признается другими возможностями, поэтому вырабатываются формы различные. Учитывая количество людей, сам человек не может отрегулировать этот процесс, поэтому и требуется участие государства и общества. Что касается государства, ему и задается направление.
Если пытаться понять смысл, суть прав человека, то можно обратиться к высказыванию прав человека. Неотъемлемые права человека призваны утверждать независимо от состояния общества высокое достоинство и свободу человека, высокие духовные нравственные начала личности (защищать в первую очередь от произвола власти). Человек – это цель, поэтому права человека призваны защищать человека, в первую очередь от власти государства, которая стремится господствовать над личностью.
Часто очень происходит подавление личности. Учитывая то, что права и свободы призваны защищать личность, но по смысловому содержанию права человека очерчивают пространство, автономию личности – то пространство, где личность выступает как самостоятельное существо.
Это пространство предполагает невмешательство со стороны других субъектов, в том числе и государства. Тут принципиальным моментом является закрепление прав человека в конституциях, законах. Здесь не просто нормативное закрепление, а закрепление в качестве неотъемлемых.
Именно это свойство прав человека – закреплять как неотъемлемые. Эта неотъемлемость ограничивает власть в реализации ее полномочий. Для того, чтобы понять эту связь, стоит обратиться к идеям известного русского мыслителя – Иосифа Алексеевича Покровского. В основном его работы посвящены больше гражданскому праву, но в рамках гражданского права он по сути дела разработал достаточно развернутую и передовую для того времени теорию прав человека, когда само понятие прав человека особо не было распространено.
Он сформулировал предположения, позволяющие понять суть прав человека, как основы правового регулирования, основы формирования правовой системы, которая способна ограничить само государство.