D. Принципы, связанные с пробуждением адекватной предмету формы мышления
Здесь воздействие на исследователя идет. Здесь формируются идеи, стиль. Это может быть правовой взгляд; может быть моральный взгляд. В зависимости от взглядов, мы видим в праве разные вещи (все зависит от того, что мы хотим увидеть).
Правовой подход говорит, что при всем могуществе права, мы не можем обязать людей любить друг друга (это не будет реализовываться).
Что такое минимум нравственности?
Цель права – не допустить проявления безнравственности. Право не может заставить уважать или любить, но не надо их оскорблять.
Есть ли пределы правового воздействия? Или оно будет все больше и больше захватывать все сферы? Есть точка зрения, что право – очень агрессивно.
Методы познания
Методы – это тоже разработка философии права.
Нужно рассмотреть диалектический метод; рассмотреть 3 закона диалектики (борьба и единство противоположностей; переход от количественных изменений в качественные – увеличение числа теорий позволяет нам выйти на новый уровень – осознать суть явления; закон отрицания отрицания); метафизика, историзм.
Диалектика предполагает изучение явление в развитии; изменения предполагают развитие. Развитие – переход от одного этапа на другой. Первое отрицание – когда мы переходим с одного этапа на другой, от одной системы к другой; первое желание – забыть все, что было раньше (забыть о феодализме при переходе к буржуазии; чтобы повысить эффективность – нужно освободить работников); поэтому отрицается все старое. Но можно ли построить все новое, если уберем все старое? Можно, но долго и мучительно, ведь прошлое – это еще и опыт. Поэтому второе отрицание – это отрицания первого – не нужно все разрушать, мы начнем скатываться тогда. В принципе можно наблюдать этот закон.
Обязательно нужно выявлять псевдоновое. Это когда старое маскируется под новое (когда создается имитация: да, мы уже вышли на этап новый, но работает все по-старому).
Сущность понятия права
Сущность права
В философии права есть разные направления. Но так как за основу взят естественно-правовой подход, то с этой стороны и будет рассматриваться он.
В основу понимания сущности права положены 2 характеристики: ??? и ???
Права – свобода, обусловленная равенством. Сущностной характеристикой человека является свобода, потребность свободы. Необходимо определять рамки свободы, так как человек – это существо социальное, общественное. Сущность права – это свобода, обусловленная равенством.
Что такое свобода? Откуда берется и чем обусловлена такая характеристика, как равенство?
Мы все находимся в фактически неравном положении. Но фактическое неравное положение – это и есть свобода.
Понятие свободы
С одной стороны эта категория известная. Надо сказать, что идея свободы, как социальной ценности (а в этом никто не сомневается; ведь свобода – это то, к чему стремился человек и стремится по сей день) наиболее ярко заявило о себе в эпоху возрождения. И изучением этой категории занимались Гоббс, Локк, Кант, Гегель.
В частности, Гегель отмечал, что всемирная история – это прогресс сознания и свободы. С ним соглашался Энгельс, который писал в своих работах, что свобода является необходимым продуктом исторического развития.
Кульминацией осознания ценности свободы и необходимости ее обеспечения в отношениях. Что такое свобода? Как ее определить?
Определений свободы достаточно много. Свобода – это возможность выбора.
В самом общем виде свободу можно определить следующим образом. Свобода – это возможность и способность субъектов действовать самостоятельно, независимо, осуществляя свои интересы и цели, соотнося их с интересами и целями общества.
Свобода может обернуться чем? В том числе и неограниченная? Произволом, тиранией. Определить свободу именно как ценность и исключить проявление отрицательных составляющих.
Какими характеристиками обладает свобода? В чем ее ценность для человека?
Можно выделить следующие характеристики:
Для свободы характерно такое свойство как позитивность
В данном случае позитивность означает возможность что-либо воспринимать. Надо сказать, что это совершение действий составляет суть наших действий.
Это уже в принципе в определенной степени дает возможность обеспечить достаточно комфортные условия.
Современные авторы выделяют 2 типа свобод:
a. Негативная свобода
Она определяется формулой «свобода от…» (чего-либо). Освободились, а дальше что? Заключенные в местах лишения свободы. Получают свободу, выходят, дальше что? Очень трудно сориентироваться, понять. Получается тупик. Его рассматривают, как условие для дальнейшего развития, в том числе необходимое условие для свободы в позитивном понимании.
b. Позитивная свобода
Она определяется формулой «свобода для…» (чего-либо).
Liberty – это свобода от..; стремление освободиться от всех условностей: национальность, история и прочее. Это не очень хорошо; freedom– свобода для.
Важным элементом свободы является цель. Человека рассматривают как разумное существо, которое действует, как правило, целесообразно. Но тут есть некоторые разногласия. В частности, не всякая цель служит показателем свободы. Он считает, что о свободе можно говорить в том случае, если субъект станет прогрессивным.
Но правонарушители тоже ставят цель перед собой. Получается в этом случае правонарушитель действует несвободно? Ученые с этим не согласны.
Да, цель должна быть. Но цель может быть разная. Более того, если обратиться к Гегелю – наказание, налагаемое на преступника – это есть проявление его выбора. Поэтому мы действительно его наказываем.
Еще одной характеристикой, является выбор. То есть свобода как благо проявляется в возможности делать выбор, т.е. выбирать то деяние, которое отвечает потребностям человека.
Эти составляющие: цель и выбор, они имеют практическое значение, не только философское. Правонарушитель тоже ставит определенные цели. Поэтому необходимая оборона – обстоятельство исключающее ответственность – это ситуация, когда, по сути выбора нет. То есть конечно, он может не сопротивляться; но разумный человек на подсознательном уровне будет защищаться. Здесь надо сделать упор на разумности человека. А разумный вроде как должен отреагировать на опасность, машинально.
Свобода – это внутренняя творческая энергия человека. Свобода – это не просто (Алексеев) благо общественности, это не просто пространство для удовлетворения своих субъективных потребностей; свобода открывает пространство активности человека, где он может реализовать свои способности, свои возможности.
Каждый человек хочет реализоваться. Каждый пытается заявить о себе. Между субъектами возникает конкуренция. А конкуренция – это условие совершенствования развития, приходится выходить на новый уровень. А все общество, в котором большинство людей активны и конкурентноспособны, развивается, прогрессирует. Свободное развитие общества обеспечивает свободное развитие и самого государства. «Свобода развития одного есть необходимое условие свободы развития всех».
Разумность – это осознание не только своих возможностей и потребностей, а еще и возможность соотносить свои интересы с общественными.
Необходимо установить границы свободы, раз мы понимаем, что она не может быть абсолютной. Причем какие это должны быть границы? Они должны быть четкими, незыблемыми (все должны соблюдать правила) и они должны быть контролированными.
Какое мнение способно такие границы установить? Закон, а если брать шире – право. Без этих границ свобода превращается в произвол и тиранию.
Установление границ не означает лишения человека свободы. То есть это не равнозначные понятия, но они связаны. Только будучи определенной, поставленной в рамки, свобода становится реальной, гарантированной, обеспеченной.
Если нет границ, никто ничего не гарантирует. Границы обеспечивают материальную свободу. Законы придуманы не для прекращения человеческой деятельности, а для ее направления.
Свободе нужно определить меру. Исходя из справедливости, должна быть равная мера для всех. А откуда берется понятие равенства. Равенство имеет естественную природу. В разумном человека заложена способность самоограничения. Мы ее реализуем не задумываясь. Для каждого требуется разное количество свободы. Некоторым нужно очень много, двойную, а некоторым и четверти хватит. Но надо установить единую меру!
Это проявляется и в коллегиальном принятии законов, кстати.
Равенство в данном аспекте имеет формальный характер. Принцип формального равенства. Это означает, что мы формально за каждым признаем это набор возможностей. НО формальное равенство не гарантирует фактическое равенство.