Принцип формального равенства (26.10.2011).
Правовое неравенство нарушает принцип и сущность права. Право должно содержать в себе формальное равенство и в содержании закона и в его реализации. Все западные теории исходят из принципа равных возможностей всех субъектов права (теория Г. Харта, Дж. Ролса). Должна быть честная конкуренция. И если в результате честной конкуренции кто-то получил 100 тыс. долларов, то это не должно вызывать у кого-либо зависти. Такой человек должен приносить пользу всем тем, кто в конкурентной борьбе не смог достичь таких результатов. Судьба людей определяется не обстоятельствами, в которых они оказались, а принимаемыми ими самими решениями и теми усилиями, которые они сами прилагают. Если в обществе признаётся равенством возможностей и это является принципом государственной деятельности, то успех или неудача в достижении каких-либо целей будут зависеть от моего личного поведения и от затраченных мною усилий, а не от социального происхождения, от какой-либо расовой или половой принадлежности или каких-либо случайных обстоятельств, на выбор которых я не способен повлиять.
Принцип дифференциации. Люди с природными недостатками не имеют равных возможностей к получению равных прав, поэтому их неудачи никак не связаны с их усилиями и сделанным выбором. Он предлагает обустроить основную структуру общества, т.е. государство, таким образом, чтобы эти «случайности» служили на пользу менее удачливых. В этой связи он вводит принцип дифференциации. Если представить такое общество, где никто не получает выгод и не несет потерь из-за случайных распределений природных задатков, то в этом случае люди менее удачливые могут надеяться, что к ним отнесутся наиболее дифференцированно. Например, государство облагает большим налогом на наследство (Великобритания – 60%). Этот налог расходуется на медицинское обслуживание, социальную сферу. С другой стороны, выплаты из общественных фондов потребления, полученные в результате перераспределения богатства, позволяет в определенных кварталах расти поколениям людей, которые не знаю что такое труд. Они живут на пособия и доплаты со стороны государства. Талантливые люди должны получать более высокий доход. Но талант их должен реализоваться в проекте, направленный на улучшение условий жизни менее удачливых и менее способных.
Право как мера свободы.
1. Естественно-правовые подходы. Содержание права обуславливается природой человека;
2. Концепция юридического позитивизма. Право представляет собой совокупность правил поведения, исходящих от государства и обеспеченное принудительной силой;
3. Философско-религиозные подходы. Основным источником права является божественное начало;
4. Философско-психологическая школа. В качестве начала и определяющей детерминации права выступает общественная психология;
5. Марксистская школа. Право – это правило поведения, выражающее волю господствующего класса;
6. Философско-правовая школа Нерсесянца. Право – мера свободы.
Философское понимание свободы есть пространство реализации возможностей, внутри которого субъект может реализовать свои стремления к самоутверждению и саморазвитию. Идея свободы одна из тех тем, о которых говорят с крайне малой степенью её понимания (Гегель). За 100 лет до Гегеля сложность понятия свободы отметил Ш. Монтескье «О духе закона» (1748 год). Нет слова которое получило столько разнообразных значений и впечатлений на умы как слово свобода. Каждая ступень достижения свободы кажется людям свободой на всю оставшуюся жизнь (Гегель). Под флагами свободы совершались все буржуазные революции.
Свобода: социальная, духовная, витальная.
В основе социальной свободы лежит стремление к самореализации. Социальная свобода нормативна и предполагает наличие не только моральных но и иных социальных норм. То, что свобода является нормативной, в частности Дигест: свобода – естественная способность каждого человека делать то, что не запрещено законом.
Нерсесянц считает, что свобода – это сущность человека. Без свободы человек не может самореализоваться и саморазвиваться. Свобода реализуется в равенстве а равенство в свободе. Свобода без равенства – это привилегия определенной группы людей.
Право как справедливость.
Понятие справедливость входит в содержание права. Право справедливо по определению. Справедливость есть внутреннее свойство права. По мнению Нерсесянца никакая иная регулятивная система не может обладать той степенью справедливости, коим обладает право. если ставится вопрос о справедливости того или иного закона, то в первую очередь ставится вопрос о правовом или не правовом содержании этого закона. Что есть государство без справедливости как не разросшаяся разбойничья шайка?
Справедливость достигается тогда, когда в законе достигается баланс равенства.