Уроки 63-64. Социальное познание

Уроки 63-64. Социальное познание

- Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам...»

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам...» Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж; люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута... «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины -Пример для историков нашей страны.

- Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Сравнительный анализ научного познания природы и общества

Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?

- Прочитайте п. 1 § 25.

- Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?

- Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений,

- Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?

- Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.

- В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?

- Что является объектом и субъектом естествознания? (Объектом является природа, а субъектом - все общество.)

- Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)

Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.

Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:

• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;

• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.

Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.

1. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта - общества и протекающих в нем процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция -переворот, благо, революция?

2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.

Виды социальных знаний

- Прочитайте п. 4 § 25.

- Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?

- Приведите примеры подобных знаний.

- Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.

- Как они соотносятся между собой?

- Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?

- Согласны ли выс утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?

- Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?

Итог

- Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?

Домашнее задание:Выучите § 25, выполните задания.

Что такое «сознание»

Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:

СОЗНАНИЕ
Способностьчеловека оперировать образамисоциального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения Это высшая, свойственная лишь человекуформа отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий
Понятие сознания в философии

Уроки 63-64. Социальное познание - student2.ru

Богословырассматривают сознание как крохотную искру величественного племени божественного разума Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривают сознание как самостоятельную и созидательную сущность бытия Материалистыот стаивают мысль о вторичности сознания, признавая сознание функцией мозга и отражением внешнего мира
Сознаниетрактуется как проблемачеловеческого бытия,как способ отражения проблемности общественного прогресса, как явление,обеспечивающее связность человеческой истории и культуры
Сознаниечеловека как особого рода его связи с миром
В каждый момент времени сознаниечеловека к чему-то привлечено,на чем-то зафиксировано. Оно само «определяется», проясняется по отношению к определенному предмету
В нем сопрягаютсяразличные отношениячеловека к людям, вещам, природе, подкрепленные различным характером деятельности, в которой он обособлен от людей и зависим от них.
Сознаниеявляется своего рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и разъяснения

Свойства сознания

Уроки 63-64. Социальное познание - student2.ru

- Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?

- Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.

Итог

- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?

- Дайте характеристику различных форм общественного сознания.

Какие уровни принято выделять в общественном сознании?

- Чем связаны между собой общественная психология и идеология?

- Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание:Выучите § 26, выполните задания.

Самосознание и самопознание

Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.

Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?

• Дж. Локк - человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

• И. Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание -необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

• Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Что же говорит сегодняшняя наука психология о самосознании и самопознании? По ходу моего рассказа запишите в виде тезисов план ответа на вопрос: «Самосознание и самопознание».

1. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

2. Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

3. Важный признак самосознания ~ готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

4. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.

5. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. 6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя - самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других - знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих - хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то - умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.

- А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко ли вам ответить на этот вопрос?

Уровень самопрезентации - это уровень представления, предъявления самого себя.

Низкий уровень самопрезентации означает, что человек или не хочет предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного он может сам от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думает о себе и пользуется в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, ему этого достаточно?

Средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, должны подумать, что им помешало ответить? Чего им не хватало? Умения сделать над собой усилие - вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.

Высокий уровень самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, должны посмотреть, нет ли у них повторяющихся ответов, например: «Я люблю рок-музыку»; «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»: «Мое самое любимое занятие - слушать музыку», ит. п. Или так: «Я очень некрасивая»; «У меня некрасивые глаза и волосы»; «Самое некрасивое во мне - рост и вообще фигура»; «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; «У меня некрасивое лицо»; «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая». Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что он учится в 10 классе). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

Сверхвысокий уровень!Не перехитрили ли студент самого себя? Может быть, он решил - задача в том, чтобы написать как можно больше, и стал писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Он не попал в ловушку «Кто больше»? Не решил ли, что здесь соревнование, и он обязательно должны выиграть? Он всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видит ситуацию соревнования там, где ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего, от вас ждут, и добиться «первого места»?

- Вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными?

Ученые провели оригинальный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии - расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.

Воистину, человек - знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и своего голоса не слышит.

С. Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.

Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть: поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:

• С лица воды не пить.

• Не родись красивой, а родись счастливой.

• Красота спасет мир.

• Лицо выдает негодяя.

• У него на лице все написано.

- Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность?

- А как же тогда другая поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Свой ответ аргументируйте.

Итог

- Какие этапы самопознания можно выделить?

- Можно ли считать представления о собственной внешности истинными?

- Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на самооценку личности?

- Какие способы повысить свою самооценку вы знаете?

- Выполните одно из упражнений на повышение самооценки. Это задание разработала психолог И.В. Дубровина.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «я» может быть реализовано, и определить желательное и нежелательное «я» для каждой области. Просто проводите линию от «я», центра вашей Вселенной, нарисуйте квадратик или кружочек и пишите.

- Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любых, самых неожиданных. Но важное условие - они должны быть реальны, впрочем, как и все остальные.

Домашнее задание

Выучите § 27, выполните задания.

Уроки 63-64. Социальное познание

- Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:

Полцарства в крови, в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам...»

И эти, звенящие медью слова

Мы все повторяли не раз и не два.

Но как-то с трибуны большой человек Воскликнул с волненьем и жаром: «Однажды задумал предатель Олег Отмстить нашим братьям-хазарам...» Уходят слова и приходят слова, За правдою правда вступает в права, Так помните ж; люди, и знайте вовек, И к черту дурацкая смута... «Каким-то хазарам, какой-то Олег За что то отмстил почему-то!» И это преданье седой старины -Пример для историков нашей страны.

- Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?

Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:

1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.

2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.

3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.

Наши рекомендации