О том, как страсти разума, проявляясь, воздействуют на другое тело

Страсти души, распаленные фантазией, могут не только менять тело своего обладателя, но и распространяться до такой степени, что начинают оказывать воздействие на дру­гое тело, производя впечатление на элементы и продуцируя несвойственные им проявления. Они к тому же порой на­сылают или лечат определенные болезни разума или тела. Страсти души есть основа темперамента. Так, сильно воз­бужденная богатым воображением душа приносит недуг или здоровье не только телу своего обладателя, но и другим. Авиценна придерживается той точки зрения, что верблюд может упасть, если кто-либо представит себе его падение. А тот, кого покусал бешеный пес, впадает в бешенство, и по­следнее запечатлевается в его моче. Если на беременную

женщину что-то производит сильное впечатление, это от­ражается на ее ребенке. Из-за воображения беременных женщин произошло много монстров. Например, Марк Да-маскин поведал об одной девке из Сан-Пьера (деревушки в области Пизы), которую показывали императору Карлу, королю Богемии. Она была вся покрыта волосами, как ди­кое животное. Мать ее, будучи беременной, была поражена религиозным ужасом, когда увидела картину, изобража­ющую Иоанна Крестителя, — она висела над ее кроватью во время зачатия, а потом была унесена.

Подобное происходит не только с людьми, но и среди обычных животных. Так, мы читаем, что прутья, брошен­ные Иаковом в воду, изменили цвет ливанских овец. Сила воображения павлинов и других птиц во время совокупле­ния влияет на расцветку их крыльев; чтобы получить белых павлинов, надо развесить вокруг места их совокупления бе­лые ткани. Из этих примеров видно, что разгоряченное во­ображение влияет не только на тело своего обладателя, но и на иное тело. Ведьма, желая причинить вред, может сде­лать это одним лишь пристальным взглядом. Об этом сви­детельствуют Авиценна, Аристотель, Альгазель и Гален. Это отчетливо проявляется и в том, что испарение больного тела, какое бывает при чуме или проказе, легко заражает кого-то еще. Опять-таки взгляд, обладающий огромной си­лой, может околдовывать и влиять на окружающих, как, например, василиск убивает людей, лишь посмотрев на них. В Скифии среди иллирийцев была некая женщина, пора­жавшая наповал взглядом того, на кого смотрела.

288

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 289



Не следует, однако, удивляться, что тело и душа какого-то человека влияют на разум другого, хотя разум и является более мощным, горячим и доминирующим в своих действи­ях, нежели тело. При всем этом он, несмотря на свою силу, влияет на другой разум значительно меньше, чем на чье-либо тело. Говорят, что человек своей любовью, привязан­ностью или даже простой привычкой может оказать влия­ние на ближнего. Поэтому философы советуют в том слу­чае, если общество заражено злом, удалять из него вредных людей, поскольку их души, исполненные скверных излуче­ний, сообщают свою заразу окружающим. Наоборот, те же философы советуют в полном благополучия обществе осо­бенно заботиться о хороших и удачливых людях, поскольку их близость распространяет на остальных благое влияние. Все происходит так же, как запах асафетиды или мускуса, то есть чего-либо хорошего или плохого, сильно влияет на окружающих в смысле приятного или неприятного ощуще­ния, и это может продолжаться достаточно долго.

Стало быть, если вышеуказанные страсти имеют столь ве­ликую силу в воображении, они неизбежно имеют еще боль­шую власть в рассудке, поскольку он гораздо более велико­лепен, чем воображение, и, наконец, еще большей мощью об­ладает разум. Поэтому когда разум всем своим устремлением сосредоточивается на Боге, то часто воздействует через боже­ственный дар как на свое, так и на другие тела. Именно по­добным образом совершены многие чудеса Аполлония, Пи­фагора, Эмпедокла, Филолая и иных пророков и святых на­шей религии.

Но об этом мы поговорим подробнее в следующих гла­вах, где речь пойдет о вопросах религии.

Глава шестьдесят шестая

О том, что расположение звезд содействует

Страстям разума, и о том, что в любой работе

Необходимо его постоянство

Небеса оказывают помощь страстям разума, и те, при­нимая ее, становятся еще более могущественными, если находятся в согласии с небесами по естественному согла­шению или волевому выбору. Так, Птолемей говорит, что выбирающий добро ничем не отличается от того, кто имеет этот дар от природы. Весьма способствует получению бла­годеяний с небес пребывание в согласии с ними в мыслях, в привязанностях, в воображении, в выборе, в рассужде­ниях, в созерцании и т. п. Страсти становятся более силь­ными и действенными, если определенным образом входят в соответствие с воздействием планет. По причине их важ­ности и близости к высшему они более небесные явления, чем какие-либо иные материальные вещи. Ибо наш разум благодаря воображению или какому-либо роду подража­ния настолько соответствует определенной звезде, что вне­запно оказывается наполненным ее свойствами, как если бы он и в самом деле был подобающим вместилищем ее влияния. И когда созерцательный разум, освобождающий­ся от всякого чувства, воображения, природы и рассужде­ния, возвращается обратно к вещам отделенным, если только он не подвержен Сатурну, то находится вне истин­ного рассуждения или исследования. Наш разум влияет на все верой, которая есть твердая преданность, фиксирован-





290

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

291



ное устремление и пылкое приложение работающего или получающего, помогающие ему везде и дающие силу в предстоящей нам работе.

Нам следует содержать в себе, или представлять собой, образ свойства, которого хотим достигнуть, и вещи, кото­рую желаем сделать. Иными словами, нужно в любом деле горячо воображать, надеяться и верить, поскольку это бу­дет для нас большим подспорьем. Уже проверено врачами, что сильная вера, надежда без всяких сомнений и любовь к врачу и медицине способствуют выздоровлению больше, чем сами лекарства.

Помимо действенных сил и свойств лекарств, на больно­го действует сильное воображение врача, способное изме­нить определенные качества в теле человека, особенно если тот очень доверяет врачу и открыт для восприятия его помо­щи и воздействия лекарств.

Итак, чтобы заниматься магией, следует иметь постоян­ство в вере, быть уверенным и не сомневаться в результате. И как твердая и постоянная вера творит чудеса даже в лож­ной работе, так неверие и сомнения разрушают свойства разума оператора, поскольку он оказывается посередине между двумя крайностями, отчего влияния высших сил ста­новятся ему недоступными, ибо это возможно лишь при твердой вере разума.

Глава шестьдесят седьмая

Наши рекомендации