Которая влияет не только на тело, но и на душу

Страсти души изменяют тело также и благодаря подра­жанию; причина такого изменения заключается в том, что сходные вещи вызывают сходные изменения благодаря силе воображения: например, увидев или представив себе, что кто-то ест острое или кислое, мы также ощущаем острый или кислый вкус. Подобное же происходит, когда зевают, видя зевоту, или ощущают кислый вкус на языке, когда слы­шат разговор о кислых вещах. Зрелище какой-либо склиз­кой или липкой вещи вызывает тошноту. Многие падают в обморок при виде человеческой крови. А некоторые, на­блюдая, как кому-то подали горькую пищу, чувствуют, что во рту у них скапливается горькая слюна. Гийом Париж­ский утверждает, что знал человека, которому было доста­точно лишь увидеть слабительное, чтобы наступило желае­мое действие, хотя он не касался самого лекарства и не чув­ствовал ни запаха его, ни вкуса. На него воздействовал один лишь вид сходства. Точно так же люди, которые видят во сне, что они горят, испытывают настоящее физическое стра­дание, словно бы горели в действительности, хотя никакого огня поблизости нет, а есть лишь его подобие, вызванное во­ображением.


284

Книга Магов

Бывает, что тела людей преображаются и изменяют­ся — часто во сне, а подчас и наяву. Так, Кипр, после того как был избран царем Италии, чрезмерно увлекшись боем быков и много размышлявший об этом, однажды утром проснулся с рогами, что произошло благодаря вегетативной способности, возбужденной сильным воображением, кото­рое подняло роговообманковый гумор в голову и заставило появиться рогам. Ибо, когда чувственные образы сильно воздействуют на пылкое размышление, они отражаются в крови, а она запечатлевает их во всех членах, которые пи­тает, как в этом теле, так и во всех других. Вот почему во­ображение беременной женщины отпечатывается в плоде, а воображение человека, укушенного бешеной собакой, — в его моче.

Некоторые люди внезапно седеют, иные же во сне за одну ночь превращаются из мальчиков во взрослых людей. Здесь уместно вспомнить и о многочисленных шрамах ко­роля Дагобера, и о стигматах святого Франциска, которые они получили, первый, сильно боясь наказания, а второй, пылко созерцая раны Иисуса Христа. Также есть люди, которые перемещаются из одного места в другое, проходя через реки, огонь и непроходимые места; это бывает, когда в их духе запечатлеваются видения каких-либо горячечных желаний, страхов или отваги, которые, будучи смешаны с испарениями, двигают органы осязания к их истоку. Так происходят местные движения. И когда члены и органы движения побуждены к нему, они безошибочно попадают в воображаемое, созданное внутренним представлением место.




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 285

Власть души над телом так велика, что способна под­нимать его и носить везде, где она себя воображает или грезит. Мы видим множество других примеров, которые обнаруживают эту примечательную власть, подобно тому, что рассказывает Авиценна о человеке, который становил­ся парализованным, когда хотел. А вот что произошло с Галлом Вивием, который с корыстной целью притворил­ся сумасшедшим; он настолько сымитировал умопомраче­ние, что на самом деле сошел с ума. Святой Августин го­ворит, что есть люди, которые могут для собственного удо­вольствия двигать ушами или надвигать кожу головы на лоб и обратно, когда захотят. Есть и такие, которые вызы­вают пот по своему желанию. Всем известно также, что некоторые с удовольствием рыдают, заливаясь при этом горючими слезами. Другие же могут по своему желанию отрыгивать то, что проглочено. И в наши дни мы видим множество людей, хорошо имитирующих голоса птиц, ско­тины, собак и своих знакомых, так что их едва ли возмож­но отличить. Плиний рассказывает, что женщины изменя­лись в мужчин, и дает тому много примеров. И Понтанус говорит, что в его время некие Гаэтана и Эмилия спустя много лет после замужества превратились в мужчин.

Таким образом, воображение очень многое творит с ду­шой, и никто не отрицает этого, потому что оно ближе к субстанции души, чем чувства, и действует на душу силь­нее их. Например, женщины благодаря сильному вообра­жению, снам и внушению, обретенному посредством под­линного магического искусства, часто связывают себя

286

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

287



с кем-либо сильной любовью. Говорят, что лишь посред­ством одного сна Медея воспламенила любовь в Ясоне. Благодаря сильному воображению душа подчас выходит из тела. Это явствует из того, что рассказывает Цельс об одном жреце, который мог по собственному желанию ли­шаться чувств и лежать словно мертвый, причем если его кололи или жгли, он не чувствовал боли, лежал без движе­ния и дыхания, хотя утверждал, что слышал вблизи себя громкие голоса. Но об этих отвлеченных вещах мы будем говорить впоследствии.

Глава шестьдесят пятая

Наши рекомендации