Которая влияет не только на тело, но и на душу
Страсти души изменяют тело также и благодаря подражанию; причина такого изменения заключается в том, что сходные вещи вызывают сходные изменения благодаря силе воображения: например, увидев или представив себе, что кто-то ест острое или кислое, мы также ощущаем острый или кислый вкус. Подобное же происходит, когда зевают, видя зевоту, или ощущают кислый вкус на языке, когда слышат разговор о кислых вещах. Зрелище какой-либо склизкой или липкой вещи вызывает тошноту. Многие падают в обморок при виде человеческой крови. А некоторые, наблюдая, как кому-то подали горькую пищу, чувствуют, что во рту у них скапливается горькая слюна. Гийом Парижский утверждает, что знал человека, которому было достаточно лишь увидеть слабительное, чтобы наступило желаемое действие, хотя он не касался самого лекарства и не чувствовал ни запаха его, ни вкуса. На него воздействовал один лишь вид сходства. Точно так же люди, которые видят во сне, что они горят, испытывают настоящее физическое страдание, словно бы горели в действительности, хотя никакого огня поблизости нет, а есть лишь его подобие, вызванное воображением.
284 |
Книга Магов
Бывает, что тела людей преображаются и изменяются — часто во сне, а подчас и наяву. Так, Кипр, после того как был избран царем Италии, чрезмерно увлекшись боем быков и много размышлявший об этом, однажды утром проснулся с рогами, что произошло благодаря вегетативной способности, возбужденной сильным воображением, которое подняло роговообманковый гумор в голову и заставило появиться рогам. Ибо, когда чувственные образы сильно воздействуют на пылкое размышление, они отражаются в крови, а она запечатлевает их во всех членах, которые питает, как в этом теле, так и во всех других. Вот почему воображение беременной женщины отпечатывается в плоде, а воображение человека, укушенного бешеной собакой, — в его моче.
Некоторые люди внезапно седеют, иные же во сне за одну ночь превращаются из мальчиков во взрослых людей. Здесь уместно вспомнить и о многочисленных шрамах короля Дагобера, и о стигматах святого Франциска, которые они получили, первый, сильно боясь наказания, а второй, пылко созерцая раны Иисуса Христа. Также есть люди, которые перемещаются из одного места в другое, проходя через реки, огонь и непроходимые места; это бывает, когда в их духе запечатлеваются видения каких-либо горячечных желаний, страхов или отваги, которые, будучи смешаны с испарениями, двигают органы осязания к их истоку. Так происходят местные движения. И когда члены и органы движения побуждены к нему, они безошибочно попадают в воображаемое, созданное внутренним представлением место.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 285
Власть души над телом так велика, что способна поднимать его и носить везде, где она себя воображает или грезит. Мы видим множество других примеров, которые обнаруживают эту примечательную власть, подобно тому, что рассказывает Авиценна о человеке, который становился парализованным, когда хотел. А вот что произошло с Галлом Вивием, который с корыстной целью притворился сумасшедшим; он настолько сымитировал умопомрачение, что на самом деле сошел с ума. Святой Августин говорит, что есть люди, которые могут для собственного удовольствия двигать ушами или надвигать кожу головы на лоб и обратно, когда захотят. Есть и такие, которые вызывают пот по своему желанию. Всем известно также, что некоторые с удовольствием рыдают, заливаясь при этом горючими слезами. Другие же могут по своему желанию отрыгивать то, что проглочено. И в наши дни мы видим множество людей, хорошо имитирующих голоса птиц, скотины, собак и своих знакомых, так что их едва ли возможно отличить. Плиний рассказывает, что женщины изменялись в мужчин, и дает тому много примеров. И Понтанус говорит, что в его время некие Гаэтана и Эмилия спустя много лет после замужества превратились в мужчин.
Таким образом, воображение очень многое творит с душой, и никто не отрицает этого, потому что оно ближе к субстанции души, чем чувства, и действует на душу сильнее их. Например, женщины благодаря сильному воображению, снам и внушению, обретенному посредством подлинного магического искусства, часто связывают себя
286
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
287
с кем-либо сильной любовью. Говорят, что лишь посредством одного сна Медея воспламенила любовь в Ясоне. Благодаря сильному воображению душа подчас выходит из тела. Это явствует из того, что рассказывает Цельс об одном жреце, который мог по собственному желанию лишаться чувств и лежать словно мертвый, причем если его кололи или жгли, он не чувствовал боли, лежал без движения и дыхания, хотя утверждал, что слышал вблизи себя громкие голоса. Но об этих отвлеченных вещах мы будем говорить впоследствии.
Глава шестьдесят пятая