Об оживлении мертвых, о сне и о возможности обходиться без пищи
Согласно утверждениям арабских философов, есть люди, способные подняться над властью своего тела и ощущений и, преодолев их, получить божественную доблесть и силу от небесного совершенства и ума. Таким образом, души всех людей вечны, и поэтому все духи повинуются совершенным душам. Маги считают, что совершенные люди могут силами своей души возвращать души низших существ в их умершие тела и оживлять их. Так, убитая ласка оживает от дыхания и плача своей матери, а львы оживляют своих
1 Публий Папиний Стаций. Фиваида / Пер. Ю. Шичалина. М.: Наука, 1991. Кн. 10. Ст. 597-603.
265 |
264 Книга Магов
малышей дыханием. Маги утверждают, что все подобное, прилагаемое к другому, с ним схожему, имеет одну и ту же природу; и любой пациент и всякая вещь, вбирая в себя действие какого-либо агента, становятся соприродными ему. Поэтому маги считают, что для такого оживления используются некоторые травы и определенные составы, например сделанные из пепла феникса и сброшенной змеиной кожи. Кому-то это покажется сказочным, а кому-то и невозможным, но история подтверждает истинность этих утверждений. Так, мы читаем о людях утонувших, сгоревших в огне или убитых на войне, которые спустя несколько дней снова оживали. Например, Плиний говорит об Авио-ле, приближенном к консулу, о Луции Ламии, о Целии Ту-бероне, Корфидии, Гавиене и многих других. Кроме того, мы читаем, что баснописец Эзоп, Тиндарей, Геракл и Па-лик, сыновья Юпитера и Талии, были воскрешены и что существовали еще многие, которым маги и врачи возвращали жизнь, о чем свидетельствует история об Эскулапе и как мы сообщали ранее о Юбе, Ксанфе, Филострате, Тиллоне и Аполлонии из Тианы.
Известно, что некий Главк, несомненно умерший, вопреки всем ожиданиям был воскрешен врачами с помощью травы, называющейся драконовой (эстрагон); некоторые утверждают, что его оживили, влив лекарство, сделанное из меда. Также и Апулей поведал о подобных способах воскрешения, говоря о египетском пророке Цахле1. Про-
Агриппа умалчивает о том, что пророк прежде усыпил юношу специальным снадобьем, а потом на глазах всего народа воскресил его. См. Апулей. Золотой осел. СПб., 1992. С. 42—43.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
рок, помолившись, взял некую траву, которую положил в рот умершего молодого человека, а другую — ему на грудь, и, глядя на восходящее могущественное солнце, при огромном стечении народа он молился о том, чтобы первым делом вернуть к жизни грудь, затем заставить пульсировать кровь в жилах, потом наполнить тело дыханием, после чего умерший поднялся и заговорил.
Все это может быть правдиво лишь в том случае, если души умирающих спрятаны где-то глубоко в их телах и под влиянием сильного экстаза могут вновь привести тело в действие. Следовательно, в человеке уже нет ни жизни, ни движений, ни чувств, и кажется, будто он, на самом деле еще не до конца умерший, лежит в каком-то своеобразном поражении или изумлении, от чего представляется мертвым. Известно, что при эпидемиях чумы многие из тех, кого несли на кладбище хоронить, вдруг оживали. Подобное часто случается с женщинами благодаря материнскому порыву. И рабби Моисей говорит, согласно Галену, переводившему этого патриарха, об одном задушенном, который шесть дней оставался без пищи и воды, и артерии его стали твердыми. Он упоминает также, что некий человек, захлебнувшийся водой, лежал совсем как труп — у него пропал пульс, сердце остановилось. Рассказывает, помимо прочего, о человеке, упавшем с высоты, и о том, который долгое время находился под водой, и о том, который сорок восемь часов пролежал в обмороке, так что лицо его стало совсем зеленым. Там же упоминается о человеке, который зарыл другого, пролежавшего семьдесят два часа и показавшегося ему мертвым, и таким образом убил его,
266 |
Книга Магов
ибо зарыл живым. В этой же книге описываются и признаки, по которым можно определить — жив человек или уже нет. И даже если он кажется совсем умершим, есть способы, при помощи которых можно проверить это, например флеботомия и другие. Однако так очень редко случается.
У племен марси1 и псилли2 существует способ, благодаря которому, как мы слышали, маги и врачи воскрешают умерших от укуса змеи. Таким образом, подобного рода трансы могут продолжаться долгое время, хотя на самом деле человек жив. Например, сурки, крокодилы и многие из змей спят всю зиму настолько крепко, что их почти невозможно разбудить даже огнем. И я видел многократно сурков, которых отличали от мертвых лишь после того, как обливали кипятком; только тогда они начинали шевелиться и выказывать признаки жизни, Также, хотя этому трудно поверить, мы читаем в проверенных источниках, что были люди, непрерывно спавшие в течение многих лет и не старевшие, пока не просыпались. Так, Плиний сообщает о мальчике, с которым он лично разговаривал; этот мальчик, утомившись от жары и путешествия, проспал в пещере пятьдесят семь лет. То же самое известно об Эпимениде-гностике, который спал в пещере пятьдесят лет3, отсюда и пошло выражение «Переспать Эпименида».
1 Древнее племя в Италии. Племя, названное по имени одного из древних сирийских царей.
3 Эпименидспал, по одним сведениям, пятьдесят семь лет, по другим — пока ему не исполнилось сорок. О таинственных вещах говорили: «эпименидова кожа». Климент Александрийский писал: «Эпи-менид <...> жрец Зевса и Реи, практиковавший очищение от любой
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 267
Марк Дамаскин пишет, что в его время был один крестьянин в Германии, который, утомившись, уснул на стоге сена и оставался там спящим всю осень и зиму, пока не настало лето; он проснулся, когда стали дергать на корм скоту сено, будучи как бы полумертвым и совершенно вне себя. Церковная история подтверждает это мнение, упоминая о семи спящих, о которых сказано, что они спали в течение целых ста девяноста шести лет. В Норвегии на высоком морском берегу есть пещера, о которой Павел Диакон и мученик Мефодий писали, что семеро людей спят там весьма давно без малейшего разложения и что люди, часто приходившие туда, чтобы их потревожить, ощущали скованность во всех членах. В результате туда было запрещено ходить под угрозой наказания. Ксено-крат, имеющий вес среди философов, считал, что такой долгий сон был наказанием от Бога за совершенные грехи. А Марк Дамаскин, хотя и считает это противоречащим разуму, приводит множество доводов в пользу возможности и естественности подобного, и некоторые люди могут много месяцев спать без еды и питья, не переваривая, не испражняясь и не разлагаясь. Это происходит под влиянием определенных ядов или от сонной болезни, или еще из-за каких-либо случаев.
Продолжительность подобного сна колеблется от нескольких дней до многих лет в зависимости от устремлен-
порчи, как телесной, так и духовной...» По свидетельствам других авторов, Эпименид мог долгое время обходиться без пищи, довольствуясь только мальвой и асфоделем; известен также эпименидов лук. См. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. С. 73— 74,76.
268 |
Книга Магов
ности, возможностей медицины или страстей собственного разума. Медики сообщают, что существуют определенные антидоты, выпив большую дозу которых можно в течение долгого времени обходиться без еды, как это некогда случилось с Илией, который, будучи накормлен Ангелом, оставался сорок дней без пищи. И Джованни Боккаччо говорит, что в его время был в Венеции человек, который каждый год четыре дня не ел пищи. Но еще более удивительно, что в то же время в Южной Германии жила женщина, которая не принимала никакой пищи до тринадцати лет; это казалось бы невероятным, если бы впоследствии не подтвердилось. Также он рассказывает о чуде, имевшем место в наше время; Николай Стоун, швейцарец по национальности, прожил двадцать лет без пищи, пока не умер. И Теофраст рассказывает удивительный случай о человеке по имени Филини [Filinus], который не ел никакой пищи и не пил ничего, кроме молока. А древние авторы описывают некую траву в Спарте, благодаря которой скифы могли выносить двенадцатидневный голод, оставаясь без мяса и воды; для этого они либо ели эту траву, либо просто клали ее в рот.