Об оживлении мертвых, о сне и о возможности обходиться без пищи

Согласно утверждениям арабских философов, есть люди, способные подняться над властью своего тела и ощущений и, преодолев их, получить божественную доблесть и силу от небесного совершенства и ума. Таким образом, души всех людей вечны, и поэтому все духи повинуются совершенным душам. Маги считают, что совершенные люди могут сила­ми своей души возвращать души низших существ в их умершие тела и оживлять их. Так, убитая ласка оживает от дыхания и плача своей матери, а львы оживляют своих

1 Публий Папиний Стаций. Фиваида / Пер. Ю. Шичалина. М.: Наука, 1991. Кн. 10. Ст. 597-603.


265

264 Книга Магов

малышей дыханием. Маги утверждают, что все подобное, прилагаемое к другому, с ним схожему, имеет одну и ту же природу; и любой пациент и всякая вещь, вбирая в себя действие какого-либо агента, становятся соприродными ему. Поэтому маги считают, что для такого оживления ис­пользуются некоторые травы и определенные составы, на­пример сделанные из пепла феникса и сброшенной змеиной кожи. Кому-то это покажется сказочным, а кому-то и не­возможным, но история подтверждает истинность этих утверждений. Так, мы читаем о людях утонувших, сгорев­ших в огне или убитых на войне, которые спустя несколько дней снова оживали. Например, Плиний говорит об Авио-ле, приближенном к консулу, о Луции Ламии, о Целии Ту-бероне, Корфидии, Гавиене и многих других. Кроме того, мы читаем, что баснописец Эзоп, Тиндарей, Геракл и Па-лик, сыновья Юпитера и Талии, были воскрешены и что существовали еще многие, которым маги и врачи возвраща­ли жизнь, о чем свидетельствует история об Эскулапе и как мы сообщали ранее о Юбе, Ксанфе, Филострате, Тиллоне и Аполлонии из Тианы.

Известно, что некий Главк, несомненно умерший, во­преки всем ожиданиям был воскрешен врачами с помощью травы, называющейся драконовой (эстрагон); некоторые утверждают, что его оживили, влив лекарство, сделанное из меда. Также и Апулей поведал о подобных способах воскрешения, говоря о египетском пророке Цахле1. Про-

Агриппа умалчивает о том, что пророк прежде усыпил юношу специальным снадобьем, а потом на глазах всего народа воскресил его. См. Апулей. Золотой осел. СПб., 1992. С. 42—43.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

рок, помолившись, взял некую траву, которую положил в рот умершего молодого человека, а другую — ему на грудь, и, глядя на восходящее могущественное солнце, при огром­ном стечении народа он молился о том, чтобы первым делом вернуть к жизни грудь, затем заставить пульсировать кровь в жилах, потом наполнить тело дыханием, после чего умер­ший поднялся и заговорил.

Все это может быть правдиво лишь в том случае, если души умирающих спрятаны где-то глубоко в их телах и под влиянием сильного экстаза могут вновь привести тело в действие. Следовательно, в человеке уже нет ни жизни, ни движений, ни чувств, и кажется, будто он, на самом деле еще не до конца умерший, лежит в каком-то свое­образном поражении или изумлении, от чего представляет­ся мертвым. Известно, что при эпидемиях чумы многие из тех, кого несли на кладбище хоронить, вдруг оживали. По­добное часто случается с женщинами благодаря материн­скому порыву. И рабби Моисей говорит, согласно Галену, переводившему этого патриарха, об одном задушенном, ко­торый шесть дней оставался без пищи и воды, и артерии его стали твердыми. Он упоминает также, что некий чело­век, захлебнувшийся водой, лежал совсем как труп — у него пропал пульс, сердце остановилось. Рассказывает, помимо прочего, о человеке, упавшем с высоты, и о том, который долгое время находился под водой, и о том, кото­рый сорок восемь часов пролежал в обмороке, так что лицо его стало совсем зеленым. Там же упоминается о человеке, который зарыл другого, пролежавшего семьдесят два часа и показавшегося ему мертвым, и таким образом убил его,


266

Книга Магов

ибо зарыл живым. В этой же книге описываются и при­знаки, по которым можно определить — жив человек или уже нет. И даже если он кажется совсем умершим, есть способы, при помощи которых можно проверить это, на­пример флеботомия и другие. Однако так очень редко слу­чается.

У племен марси1 и псилли2 существует способ, благодаря которому, как мы слышали, маги и врачи воскрешают умер­ших от укуса змеи. Таким образом, подобного рода трансы могут продолжаться долгое время, хотя на самом деле че­ловек жив. Например, сурки, крокодилы и многие из змей спят всю зиму настолько крепко, что их почти невозможно разбудить даже огнем. И я видел многократно сурков, ко­торых отличали от мертвых лишь после того, как обливали кипятком; только тогда они начинали шевелиться и выка­зывать признаки жизни, Также, хотя этому трудно пове­рить, мы читаем в проверенных источниках, что были люди, непрерывно спавшие в течение многих лет и не старевшие, пока не просыпались. Так, Плиний сообщает о мальчике, с которым он лично разговаривал; этот мальчик, утомив­шись от жары и путешествия, проспал в пещере пятьдесят семь лет. То же самое известно об Эпимениде-гностике, ко­торый спал в пещере пятьдесят лет3, отсюда и пошло выра­жение «Переспать Эпименида».

1 Древнее племя в Италии. Племя, названное по имени одного из древних сирийских царей.

3 Эпименидспал, по одним сведениям, пятьдесят семь лет, по дру­гим — пока ему не исполнилось сорок. О таинственных вещах гово­рили: «эпименидова кожа». Климент Александрийский писал: «Эпи-менид <...> жрец Зевса и Реи, практиковавший очищение от любой

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 267

Марк Дамаскин пишет, что в его время был один кре­стьянин в Германии, который, утомившись, уснул на стоге сена и оставался там спящим всю осень и зиму, пока не настало лето; он проснулся, когда стали дергать на корм скоту сено, будучи как бы полумертвым и совершенно вне себя. Церковная история подтверждает это мнение, упо­миная о семи спящих, о которых сказано, что они спали в течение целых ста девяноста шести лет. В Норвегии на высоком морском берегу есть пещера, о которой Павел Диакон и мученик Мефодий писали, что семеро людей спят там весьма давно без малейшего разложения и что люди, часто приходившие туда, чтобы их потревожить, ощущали скованность во всех членах. В результате туда было запрещено ходить под угрозой наказания. Ксено-крат, имеющий вес среди философов, считал, что такой долгий сон был наказанием от Бога за совершенные грехи. А Марк Дамаскин, хотя и считает это противоречащим разуму, приводит множество доводов в пользу возмож­ности и естественности подобного, и некоторые люди мо­гут много месяцев спать без еды и питья, не переваривая, не испражняясь и не разлагаясь. Это происходит под вли­янием определенных ядов или от сонной болезни, или еще из-за каких-либо случаев.

Продолжительность подобного сна колеблется от не­скольких дней до многих лет в зависимости от устремлен-

порчи, как телесной, так и духовной...» По свидетельствам других ав­торов, Эпименид мог долгое время обходиться без пищи, довольству­ясь только мальвой и асфоделем; известен также эпименидов лук. См. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. С. 7374,76.


268

Книга Магов

ности, возможностей медицины или страстей собственного разума. Медики сообщают, что существуют определенные антидоты, выпив большую дозу которых можно в течение долгого времени обходиться без еды, как это некогда слу­чилось с Илией, который, будучи накормлен Ангелом, оставался сорок дней без пищи. И Джованни Боккаччо говорит, что в его время был в Венеции человек, который каждый год четыре дня не ел пищи. Но еще более удиви­тельно, что в то же время в Южной Германии жила жен­щина, которая не принимала никакой пищи до тринадцати лет; это казалось бы невероятным, если бы впоследствии не подтвердилось. Также он рассказывает о чуде, имевшем место в наше время; Николай Стоун, швейцарец по нацио­нальности, прожил двадцать лет без пищи, пока не умер. И Теофраст рассказывает удивительный случай о человеке по имени Филини [Filinus], который не ел никакой пищи и не пил ничего, кроме молока. А древние авторы описы­вают некую траву в Спарте, благодаря которой скифы мог­ли выносить двенадцатидневный голод, оставаясь без мяса и воды; для этого они либо ели эту траву, либо просто кла­ли ее в рот.

Наши рекомендации