Не только небесные и живительные, но также интеллектуальные и божественные дары

Маги учат, что благодаря согласованности низших и высших тел и посредством соответствующих небесных влияний мы можем обрести небесные дары, а через них привлечь небесных духов, являющихся слугами звезд. Ямвлих, Прокл, Синезий и все платоники утверждают, что при помощи неких определенных материй, имеющих естественную силу божественного, могут быть получены свыше не только небесные и живительные, но также опре­деленные интеллектуальные, ангелические и божествен­ные дары; здесь имеются в виду материи, имеющие есте­ственное соответствие вещам высшим, надлежащим об­разом обретенные и своевременно собранные в полном согласии с правилами естественной философии и астроно­мии. И Гермес Трисмегист уверяет, что идол тотчас будет


196

Книга Магов

оживлен небесным духом, если он будет создан надлежа­щим образом из тех предметов, которые этому духу соот­ветствуют. Об этом же и Августин упоминает в своей восьмой книге «О граде Божием»1. В том и заключает­ся гармония мира, что вещи сверхнебесные привлекают­ся через небесные, сверхъестественные — через естествен­ные, поскольку все вещи пронизывает некое действенное свойство, производящее явные вещи посредством тайных причин.

Так, маги используют вещи явные для того, чтобы про­извести вещи тайные; а именно — используя лучи звезд, свет, звук и согласующиеся с небесными естественные вещи, в которых помимо телесных качеств есть некий род рассудка, чувств, и гармонии, и нетелесного, и божествен­ной меры, и порядка. Например, мы можем прочесть, что древние часто обретали некие божественные и удивитель­ные вещи с помощью вещей естественных; камень, взятый из глазного яблока виверры и положенный человеку под язык, позволяет ему пророчествовать. То же самое делает селенит, или лунный камень. Также говорят, что посред­ством камня [anchitide] можно призвать образ Бога и что посредством камня [synochitide] могут быть призваны и удержаны духи умерших. Нечто подобное делает трава аглаофотис, которая называется также мраморной, потому что в Аравии, как говорит Плиний, она растет из мрамо­ра, и маги ей пользуются. Также есть трава, называемая [theangelidam], выпив которую маги могут пророчество-

1 Агриппа, также как и Марсилио Фичино, умалчивает о том, что Августин пишет об этом с суровым осуждением.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 197

вать. Кроме того, есть некие травы, которые воскрешают мертвых; вот почему историк Ксанф сообщает, что по­средством особой травы, называемой bali, был воскрешен убитый детеныш дракона. И Юба1 сообщает, что в Ара­вии с помощью некой травы возвратили жизнь одному че­ловеку.

Но происходит ли действительно такое с человеком благодаря свойствам трав или какой-либо другой есте­ственной вещи, мы рассмотрим в следующей главе. Теперь же определенно скажем, что подобное случается с живот­ными. Например, если мы поместим утонувших мух в теп­лый пепел, они оживут, а утонувшие пчелы возвращают­ся к жизни в соке котовика. Если угрей, умерших из-за отсутствия воды, поместить в грязевую ванну с уксусом, налив туда кровь грифа, они через несколько дней возвра­щаются к жизни. Говорят также, что если рыбку-прилипалу разрезать на куски и куски эти бросить в море, то они очень быстро воссоединятся и оживут. Также известно, что пеликан воскрешает своих убитых птенцов собствен­ной кровью.

1 Юба (Юба II Мавританский; около 52 г. до н. э. — 23 г. н. э.) — греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Был автором многих не сохранившихся работ по географии, в которых собрал все сведения своего времени о природе и истории Ливии, Егип­та, Западной Африки и Аравии. Его труды использовали Плутарх и Плиний Старший.


198

Книга Магов

Глава тридцать девятая

О том, как можно посредством определенных

Материй мира привлечь богов мира

И управляемых ими духов

Всякий знает, что посредством зла и профанного ис­кусства можно вызвать злых духов, и, как говорил Пселл, колдуны делали это, отчего происходили наиболее отвра­тительные и мерзкие вещи, сопровождавшие почитание в древние времена Приапа и поклонение идолу, называе­мому Панор, которым приносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Но все это не идет ни в какое срав­нение с тем, что мы читали об отвратительных ересях ста­рых церковников (если все это правда, а не басни), кото­рые, впав в греховное старческое слабоумие, распоряжа­лись женщинами, объявляя их вредными злыми ведьмами. Благодаря им и им подобным восстают духи зла. Как не­кий дикий дух сказал однажды Иоанну об одном колдуне Кинопсе: в нем живет, говорил он, вся сила сатаны, и он вошел в тесное сношение со всеми принципалами, и подобным образом мы с ним, и он повинуется нам, а мы, в свою очередь, повинуемся ему. Опять же, с другой сторо­ны, всем известно, что посредством наших добрых деяний, чистым разумом, тайными молитвами, благочестивым смирением и т. п. могут быть привлечены сверхнебес­ные духи или Ангелы. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материй мира, можно привлечь божества или, по меньшей мере, управ-




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 199

ляющих духов, либо слуг этих божеств, а по словам Гер­меса — воздушных духов.

Так, мы читаем, что древние жрецы делали статуи и изображения, которые предсказывали будущее, и этими образами управляли духи звезд, которые не содержались заключенными в некой определенной материи, но присо­единялись к ней, как бы признавая таковой род мате­рии для себя подходящим; и они всегда охотно пребывали в них, и говорили и делали посредством их удивительные вещи, подобно тому, как это делают злые духи, вселяясь в тела людей.

Глава сороковая

Наши рекомендации