О свойствах, которые существуют в вещах

При жизни, и о тех, что в них остаются

После уничтожения

Кроме этого, нам нужно знать, что в вещах есть неко­торые свойства, которые сохраняются только в течение их жизни, и те, которые остаются в них даже после смерти. Так, рыбка-прилипала останавливает суда, а василиск и catoblepa2 убивают взглядом, пока они живы, но после своей смерти не делают этого. Например, говорят, что если при коликах приложить к животу живую утку, то она уймет боль, но сама умрет; нечто подобное этому сообщал Архит. Если также взять только что извлеченное из тела животного сердце и совсем еще теплое поместить на тело человека, у которого четырехдневная лихорадка, он вы­лечится. Или, если проглотить сердце чибиса, ласточки,

1 См. в книге «Зогар» об этом. Ср. в каббале: «Составлявшее
когда-то одно целое не может совершенно разделиться <...> следова­
тельно, остается и связь. <...> Когда этот наружный материальный
преемник исчез, вместе со своими физическими жизненными силами,
<...> остается еще нечто духовное, нетленное, которое сходит в моги­
лу в костях, как говорит Зогар. Каббала называет это начало „дыха­
нием костей" или „духом костей"» (Папюс. Каббала. С. 138).

2 От греч. кαταβλεπω — смотреть на. Описание см. в главе 32
книги 8 «Естественной истории» Плиния.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 157

ласки или крота, пока оно еще полно естественного тепла, укрепляются память, воображение и понятливость. Глав­ное правило для всего этого — что бы ни было взято у животного, будь то косточка, какой-либо член, экскре­менты, волосы, когти, — его следует взять, пока живот­ное живо и, по возможности, продолжало жить и после такого изъятия. Вот почему рекомендуют тому, кто хочет заполучить язык лягушки, отпустить ее после удаления органа снова в воду; а взяв зуб у волка, не убивать его, но оставить в покое. Так пишет Демокрит: взять язык у жи­вой водяной лягушки, не трогая у нее других частей тела, и бросить ее в воду, затем положить этот язык на то место у спящей женщины, где бьется сердце, и она будет гово­рить правду обо всем, о чем бы ее ни спросили. Говорят, что если до восхода солнца привязать к телу больного гла­за лягушки, отпущенной слепой в воду, можно излечить трехдневную лихорадку; и те же самые глаза, связанные с мясом соловья в коже оленя, заставляют бодрствовать и мешают спать. А раздвоенная рыбья кость, будучи при­вязанной к пупку, облегчает женщине роды, если рыба при этом осталась живой и была вновь отпущена в море. Известно, что наложение правого глаза змеи помогает от водянки глаз, при условии, что змея оставлена живой. Есть также одна рыба, называемая муреной, глаз кото­рой, привязанный ко лбу пациента, лечит воспаление глаз, а у рыбы вырастает заново; но, если она не была отпуще­на живой, человек ослепнет. Вот и зуб любой змеи, взя­тый еще при ее жизни, когда привешен к больному, лечит четырехдневную лихорадку, а зуб, взятый у крота, отпу-




158

Книга Магов

Aгpunna Неттесгеймский. О тайной философии

159



щенного живым, — зубную боль. Собаки совсем не лают на тех, кто носит или имеет при себе хвост сбежавшей ла­ски. Демокрит пишет, что язык хамелеона, взятый у жи­вого животного, очень хорошо помогает в испытаниях, а женщинам — в родах, если его держать вне дома, будь­те внимательны — нужно остерегаться вносить его в дом, так как это очень опасно.

Кроме того, существуют свойства вещей, остающиеся после их смерти. О них платоники говорят, что в подоб­ном случае идея менее всего поглощена материей. И даже после их смерти то, что остается в них бессмертным, не перестает творить чудеса. Так, в собранных и высушенных травах и растениях остается их свойство и действие, вло­женное в них изначально, согласно идее. Соответственно, поскольку орел на протяжении всей своей жизни побежда­ет всех птиц, то и после его смерти перья орла будут раз­рушать перья других птиц. Таким же образом шкура льва одолевает все остальные шкуры, а виверры — разрушает шкуру пантеры; волка же разъедает шкуру ягненка. И есть вещи, которые совершают подобное не только путем телес­ного контакта, но также посредством звука. Так, барабан, сделанный из кожи волка, подавляет звук барабана, сде­ланного из кожи ягненка. А барабан, сделанный из кожи рыбы-собаки, заставляет убегать всех пресмыкающихся, оказавшихся в пределах досягаемости звука; струны, сде­ланные из кишок волка, соединенные в лютне или арфе со струнами, сделанными из кишок овец, не будут содейство­вать благозвучию.

Глава двадцать вторая

Наши рекомендации