Но их противоречию и их согласию

Теперь остается рассмотреть то, что все вещи бывают дружественны и враждебны друг другу и что у каждой из них есть нечто, составляющее ее страх и ужас, т. е. враж­дебное и разрушающее ее или, напротив, — вызывающее радость и удовольствие и укрепляющее. Так, в элементах: огонь враждебен воде, воздух — земле, но они все же со­гласуются друг с другом. Опять же в телах небесных: Меркурий, Юпитер, Солнце и Луна — дружественны Сатурну, а Марс и Венера — враждебны ему. Все плане­ты, за исключением Марса, — дружественны Юпитеру; все, за исключением Венеры, ненавидят Марс. Юпитер и Венера любят Солнце, а Марс, Меркурий и Луна враж­дебны ему; все, за исключением Сатурна, любят Венеру. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Меркурию, а Солнце, Луна и Марс враждебны ему. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Луне, а Марс и Меркурий ей


146

Книга Магов

враждебны. Есть еще среди звезд и другой вид враждеб­ности, а именно — их нахождение в оппозиции, как Са­турн — к Солнцу и Луне, Юпитер — к Меркурию, Мар­су и Венере. И у тех, кто встает в оппозиции, враждеб­ность сильнее, например, у Сатурна и Солнца, Юпитера и Марса, Венеры и Меркурия. Но чем более они согласу­ются в природе, качестве, субстанции и мощи, тем крепче их дружественность, как у Марса с Солнцем, у Венеры с Луной, у Юпитера с Венерой. Дружественны и те, кото­рые возвеличиваются в доме другого, — Сатурн и Венера, Юпитер и Луна, Марс и Сатурн, Солнце и Марс, Венера и Юпитер, Луна и Венера.

И каков вид дружественности и враждебности у тел выс­ших, таковы и наклонности у подчиненных им вещей низ­ших. Таким образом, дружественное или враждебное рас­положение есть не что иное, как определенная склонность вещей друг к другу; желание вещи, если она отсутствует, движение к ней и, при отсутствии препятствий, примирение в ней по ее обретении; либо бегство от противоположного, боязнь приблизиться к нему, стремление не остаться в нем или сражаться с ним.

Именно поэтому Гераклит утверждал, что все вещи на-ходятся во вражде и дружбе1. Итак, склонности тел рас-

1 О том, что все вещи находятся во вражде и дружбе, говорил Эмпедокл. См. у Аристотеля: «Часто у него дружба разделяет, а вражда соединяет. Ведь когда мировое целое через вражду распада­ется на элементы, огонь соединяется в одно, и так же каждый из остальных элементов. Когда же элементы снова через дружбу соеди­няются в одно, частицы каждого элемента с необходимостью опять распадаются» (Аристотель. Метафизика. Гл. 4; 985а24—28.




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 147

тительных и минеральных подобны тем, которые имеют магнит к притягиваемому им железу, изумруд — к богат­ству и благорасположению; яшма — к зарождению вещей; агат — к красноречию; подобным же образом битумная глина притягивает огонь, прыгает в него, где бы его ни уви­дела; также притягивает огонь издали и корень травы aproxis1. Подобная же склонность есть между пальмой мужской и пальмой женской, которые сначала прикасают­ся ветками друг к другу, затем сгибаются и обнимаются, и женская пальма не приносит плодов без мужской. Оди­нокое миндальное дерево ничего не производит. Виноград любит вяз, а оливковое дерево и мирт — друг друга; также олива и смоква. А у птиц находят дружбу между черным дроздом и дроздом, между вороной и цаплей, между пав­линами и голубями; между горлицами и попугаями. Вот что говорит Сафо в своих стихах о павлинах:

Порой и сам павлин к голубке белой льнет,

А попугай зеленый все черных горлиц любит...2

Друзьями являются кит и мелкая рыба. Помимо того, что у животных существует дружба между собой, она воз­никает у них и с другими вещами — металлами, камнями, а также растениями. Кошки любят траву нипу; говорят,

См. Аристотель. Указ. соч. С. 74). По словам Гераклита, война — царь всего.

1 Плиний (Естественная история. 24,17, 101, § 158), ссылаясь на
Пифагора, утверждает, что корень травы апроксис воспламеняется от
прикосновения.

2 Публий Овидий Назон. Героиды. Песнь 15. Ст. 37-38 (перевод

мой. — Сост.).


148

Книга Магов

когда они трутся об нее, то оплодотворяются без самца. А в Каппадокии есть кобылы, которые подставляют себя порывам ветра и зачинают от этого. Также лягушки, жабы, змеи и все подобные им ядовитые пресмыкающиеся любят растение, которое называется пчелиный рис; врачи го­ворят, что, поев его, умирают с хохотом. Черепаха, когда на нее охотится гадюка, ест душицу и этим укрепляется; и аист, съев змею, ищет для излечения душицу. И ласка, сразившись с василиском, ест руту, благодаря чему мы и знаем, что душица и рута эффективны против яда. Вот почему у некоторых животных находят способность или силу устранять болезни. Например, жаба, почувствовав укус какого-либо другого животного или отравление, идет искать руту или шалфей, чтобы ими натереть рану и по­добным образом уберечься от яда. Так, люди узнали от зверей многие лекарства и свойства вещей; ласточки дали им знание того, что трава чистотел хороша при болезнях глаз, ибо они пользуются ею для лечения глаз у своих ма­лышей; а когда сорока чувствует себя больной, она несет в свое гнездо лавровый лист и выстилает его им. Журавли, галки, куропатки, черные дрозды очищают желудок тем же самым, чем вороны смягчают действие яда хамелеона; а когда у льва лихорадка, он укрепляется, съедая обезьяну. Чибис, объевшись виноградных ягод, чистится кустарни­ковой полынью. Самцы оленей показали нам, что трава ясенец (дикий бадьян) очень хорошо выводит стрелы, ибо, будучи раненными, они едят эту траву; то же самое делают и козы в Кандии. А самки оленей незадолго до родов чи­стят себя специальной травкой, которая называется жа-




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 149

брица. Те, кого укусила фаланга, лечатся, поедая крабов; и свиньи, будучи укушены змеей, очищаются ими. А во­роны, отравленные неким родом французского яда, ищут спасения в дубах. Слоны, проглотив хамелеона, очищают­ся дикой оливой; медведи, когда они ранены мандрагорой, спасаются, поедая муравьев; гуси, утки и другие водопла­вающие птицы очищаются диким шалфеем; голуби, горли­цы и куры — травой, называемой постенница раскиди­стая. Журавли пользуются камышом. Леопарды лечатся травой, называемой волчья напасть, калом человека; каба­ны — плющом, самки оленей — артишоками.

Наши рекомендации