Но их противоречию и их согласию
Теперь остается рассмотреть то, что все вещи бывают дружественны и враждебны друг другу и что у каждой из них есть нечто, составляющее ее страх и ужас, т. е. враждебное и разрушающее ее или, напротив, — вызывающее радость и удовольствие и укрепляющее. Так, в элементах: огонь враждебен воде, воздух — земле, но они все же согласуются друг с другом. Опять же в телах небесных: Меркурий, Юпитер, Солнце и Луна — дружественны Сатурну, а Марс и Венера — враждебны ему. Все планеты, за исключением Марса, — дружественны Юпитеру; все, за исключением Венеры, ненавидят Марс. Юпитер и Венера любят Солнце, а Марс, Меркурий и Луна враждебны ему; все, за исключением Сатурна, любят Венеру. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Меркурию, а Солнце, Луна и Марс враждебны ему. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Луне, а Марс и Меркурий ей
146 |
Книга Магов
враждебны. Есть еще среди звезд и другой вид враждебности, а именно — их нахождение в оппозиции, как Сатурн — к Солнцу и Луне, Юпитер — к Меркурию, Марсу и Венере. И у тех, кто встает в оппозиции, враждебность сильнее, например, у Сатурна и Солнца, Юпитера и Марса, Венеры и Меркурия. Но чем более они согласуются в природе, качестве, субстанции и мощи, тем крепче их дружественность, как у Марса с Солнцем, у Венеры с Луной, у Юпитера с Венерой. Дружественны и те, которые возвеличиваются в доме другого, — Сатурн и Венера, Юпитер и Луна, Марс и Сатурн, Солнце и Марс, Венера и Юпитер, Луна и Венера.
И каков вид дружественности и враждебности у тел высших, таковы и наклонности у подчиненных им вещей низших. Таким образом, дружественное или враждебное расположение есть не что иное, как определенная склонность вещей друг к другу; желание вещи, если она отсутствует, движение к ней и, при отсутствии препятствий, примирение в ней по ее обретении; либо бегство от противоположного, боязнь приблизиться к нему, стремление не остаться в нем или сражаться с ним.
Именно поэтому Гераклит утверждал, что все вещи на-ходятся во вражде и дружбе1. Итак, склонности тел рас-
1 О том, что все вещи находятся во вражде и дружбе, говорил Эмпедокл. См. у Аристотеля: «Часто у него дружба разделяет, а вражда соединяет. Ведь когда мировое целое через вражду распадается на элементы, огонь соединяется в одно, и так же каждый из остальных элементов. Когда же элементы снова через дружбу соединяются в одно, частицы каждого элемента с необходимостью опять распадаются» (Аристотель. Метафизика. Гл. 4; 985а24—28.
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 147
тительных и минеральных подобны тем, которые имеют магнит к притягиваемому им железу, изумруд — к богатству и благорасположению; яшма — к зарождению вещей; агат — к красноречию; подобным же образом битумная глина притягивает огонь, прыгает в него, где бы его ни увидела; также притягивает огонь издали и корень травы aproxis1. Подобная же склонность есть между пальмой мужской и пальмой женской, которые сначала прикасаются ветками друг к другу, затем сгибаются и обнимаются, и женская пальма не приносит плодов без мужской. Одинокое миндальное дерево ничего не производит. Виноград любит вяз, а оливковое дерево и мирт — друг друга; также олива и смоква. А у птиц находят дружбу между черным дроздом и дроздом, между вороной и цаплей, между павлинами и голубями; между горлицами и попугаями. Вот что говорит Сафо в своих стихах о павлинах:
Порой и сам павлин к голубке белой льнет,
А попугай зеленый все черных горлиц любит...2
Друзьями являются кит и мелкая рыба. Помимо того, что у животных существует дружба между собой, она возникает у них и с другими вещами — металлами, камнями, а также растениями. Кошки любят траву нипу; говорят,
См. Аристотель. Указ. соч. С. 74). По словам Гераклита, война — царь всего.
1 Плиний (Естественная история. 24,17, 101, § 158), ссылаясь на
Пифагора, утверждает, что корень травы апроксис воспламеняется от
прикосновения.
2 Публий Овидий Назон. Героиды. Песнь 15. Ст. 37-38 (перевод
мой. — Сост.).
148 |
Книга Магов
когда они трутся об нее, то оплодотворяются без самца. А в Каппадокии есть кобылы, которые подставляют себя порывам ветра и зачинают от этого. Также лягушки, жабы, змеи и все подобные им ядовитые пресмыкающиеся любят растение, которое называется пчелиный рис; врачи говорят, что, поев его, умирают с хохотом. Черепаха, когда на нее охотится гадюка, ест душицу и этим укрепляется; и аист, съев змею, ищет для излечения душицу. И ласка, сразившись с василиском, ест руту, благодаря чему мы и знаем, что душица и рута эффективны против яда. Вот почему у некоторых животных находят способность или силу устранять болезни. Например, жаба, почувствовав укус какого-либо другого животного или отравление, идет искать руту или шалфей, чтобы ими натереть рану и подобным образом уберечься от яда. Так, люди узнали от зверей многие лекарства и свойства вещей; ласточки дали им знание того, что трава чистотел хороша при болезнях глаз, ибо они пользуются ею для лечения глаз у своих малышей; а когда сорока чувствует себя больной, она несет в свое гнездо лавровый лист и выстилает его им. Журавли, галки, куропатки, черные дрозды очищают желудок тем же самым, чем вороны смягчают действие яда хамелеона; а когда у льва лихорадка, он укрепляется, съедая обезьяну. Чибис, объевшись виноградных ягод, чистится кустарниковой полынью. Самцы оленей показали нам, что трава ясенец (дикий бадьян) очень хорошо выводит стрелы, ибо, будучи раненными, они едят эту траву; то же самое делают и козы в Кандии. А самки оленей незадолго до родов чистят себя специальной травкой, которая называется жа-
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 149
брица. Те, кого укусила фаланга, лечатся, поедая крабов; и свиньи, будучи укушены змеей, очищаются ими. А вороны, отравленные неким родом французского яда, ищут спасения в дубах. Слоны, проглотив хамелеона, очищаются дикой оливой; медведи, когда они ранены мандрагорой, спасаются, поедая муравьев; гуси, утки и другие водоплавающие птицы очищаются диким шалфеем; голуби, горлицы и куры — травой, называемой постенница раскидистая. Журавли пользуются камышом. Леопарды лечатся травой, называемой волчья напасть, калом человека; кабаны — плющом, самки оленей — артишоками.