О родах смешений, о том, как они соотносятся

С элементами, а также об отношениях самих

Элементов к душе, чувствам и настроению людей

За четырьмя простыми элементами следуют четыре рода совершенных составных тел: камни, металлы, расте­ния и животные. И хотя для их составления служат все элементы, каждый состав тем не менее следует одному особому доминирующему элементу и больше придержи­вается его свойств. Так, все камни земляные, ибо они тя­желы и стремятся вниз, и сухость столь сильно доминиру­ет в них, что невозможно сделать их жидкими. Металлы же водные и плавятся, как это признают физики; соглас-

1 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Кн. 1. Ст. 65—66, 107-133,264-267,283-290.

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 119

ны с ними и химики, поскольку им удавалось получать из металлов вязкую воду или жидкое живое серебро. А рас­тения настолько близки воздуху, что в его отсутствие не могут произвести ни одной почки, ни вырасти. Так же все животные:

Душ семена рождены в небесах и огненной силой...1

Огонь для них столь естествен, что без него они не мо­гут жить.

Наконец, каждый из этих родов отличается степенями эле­ментарности. Так, среди камней темные и наиболее тяжелые называются земляными, а прозрачные — водными и состав­ленными из воды, например горный хрусталь, берилл и жем­чуга в раковинах, а те, которые плавают в воде, — воздушны­ми, они губчаты, как камень пемзы и тура. Огненными назы­ваются камни, из которых огонь извлекается, или которые разлагаются на него, или производят огонь, — это гром-камень, огненный камень и асбест. Среди металлов также сви­нец и серебро — земляные, ртуть — водная; медь и олово — воздушные; а золото и железо — огненные.

Например, в растениях корни содержат землю бла­годаря их плотности, а ростки — воду, потому что в них сок; цветы — воздух, благодаря их нежности; семена — огонь, благодаря их духу размножения. Помимо этого есть такие, которые теплы, другие холодны, третьи — влажны, а четвертые — сухи, и получают свои имена от свойств элементов.

1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 6. Ст. 730.


120

Книга Магов

Среди животных существуют такие, в которых также доминирует земля и которые находятся внутри земли, как черви, кроты и прочие грызуны; другие сформированы во­дой, подобно рыбам; в третьих доминирует воздух, и они не могут жить вне его; в четвертых — огонь, как в сала­мандрах и кузнечиках, или жар огня (в голубях, страусах и львах), а также есть и такие, о которых говорится в кни­ге «Премудрости Соломона»: «лютых зверей... дышащих огненным дыханием»1. Кроме того, в животных кости име­ют отношение к земле, плоть — к воздуху, жизненный дух — к огню, a humors2 — к воде. Эти жидкости также подразделяются на элементы; желтые представляют огонь, красные — воздух, флегма — воду, а черные, или мелан­холичные, — землю.

Наконец, в душе, следуя Блаженному Августину, пони­мание представляет огонь, рассудок — воздух, воображе­ние — воду, чувство — землю3. Чувства также подразде­ляются на элементы; так, зрение есть огонь, поскольку не­возможно без огня и света; слух — воздух, так как звук есть только колебание воздуха; а обоняние и вкус считают­ся водой, без влажности которой нет ни вкуса, ни запаха; наконец, осязание полностью землисто и касается тел наи­более плотных4. Также управляются элементами действия

1 Прем 11:19.

2 Влага (лат.). Далее тем же словом обозначаются жидкости
в организме.

3 Здесь — псевдо-Августин.

4 Ср.: «Есть и такие (философы. — В. Р.), которые пять известных
телесных чувств связывают с четырьмя элементами следующим об­
разом: глаза, говорят, имеют отношение к огню, а уши — к воздуху;

Агриппа Негптесгеймский. О тайной философии 121

и операции человека. Земля означает медленное и твердое движение; страх и медлительность с ленью имеют отноше­ние к воде; нрав веселый и приятный — к воздуху, а натура (безжалостная и гневная подобна огню. Таким образом, эле­менты первенствуют во всех вещах, и все вещи согласуются с ними, и элементы, присутствуя во всех вещах, распро­страняют на них свои свойства.

Глава восьмая

О том, каким образом существуют элементы

В небесах, звездах, духах, ангелах и, наконец,

В самом Боге

. ■ Согласно мнению платоников, как в оригинальном, об­разцовом мире, все есть во всем, точно так же и в мире телесном все есть во всем. Таким образом, и элементы присутствуют не только в здешних, низших, телах, но и в небесных, в звездах, демонах, ангелах и самом Боге, который есть творец и создатель оригиналов всех вещей. В низшем мире элементам сопутствует более грубая мате­рия, в то время как в небесах они существуют в своей

обоняние и вкус они приписывают влажной стихии, причем обоняние относят к влажным испарениям, которыми насыщено то пространство, где летают птицы, а вкус — к текучим и плотным жидкостям, ибо все, что только мы ощущаем во рту, чтобы получилось вкусовое ощущение, должно соединиться с влагою рта, хотя бы изначально и было сухим. Впрочем, огонь проникает повсюду...» (Августин Аврелий. О кни­ге Бытия // Августин Аврелий. Творения. Киев, 1912. Ч. 7. Кн. 3. Гл. 4).


122

Книга Магов

естественной, т. е. более совершенной форме. Например, прочность небесной земли не содержит грубости воды; по­движность воздуха — стремления выйти из своих границ, жар огня — жгучести, он только дает свет и все оживляет своим теплом. Среди звезд также одни являются огненны­ми, как Марс и Солнце; другие — воздушными, подобно Юпитеру и Венере; третьи — водными, вроде Сатурна и Меркурия; наконец — земляными, это те, что располо­жены в восьмой сфере, и Луна, несмотря на то, что многие считают ее водной, поскольку она притягивает небесные воды, которыми она связана с нами, будучи ими наполнена благодаря своей близости.

Среди созвездий есть такие, в которых доминирует огонь, в иных — воздух; в прочих — вода; в остальных — земля; элементы управляют Небесами, распределяя в них все четыре тройных соображения каждого элемента, т. е. начало, середину и конец. Так, Овен получил от огня на­чало, Лев — свое развитие и рост, а Стрелец — цель. Те-лец берет начало от земли, Дева от нее же — развитие, а Козерог — цель. У воздуха берут начало Близнецы, раз­витие — Весы, цель — Водолей. Рак обретает начало у воды, как Скорпион — развитие, а Рыбы — цель. Эле­менты же формируют и составляют, благодаря их смеси, все тела с планетами и знаками Зодиака, также и демонов, ибо одни похожи на огонь, другие — на землю, третьи — на воздух, четвертые — на воду. Вот почему говорят, что четыре потока преисподней принадлежат: Флеготон — огню, Коцит — воздуху, Стикс — воде и Ахеронт — земле.

Агриппa Неттесгеймский. О тайной философии 123

В Евангелии сказано и об огне, который терпят осужденные, об огне вечном, мучающем тех, кто проклят. Апокалипсис» упоминает об огненном озере, а Исаак го-ворит о грешниках, которых Бог поразил испорченным воздухом; по словам Иова, «они перейдут от снежных вод к чрезвычайному жару» и «есть земля мрака и несчастий, покрытая темнотой смерти».

Более того, элементы находятся также в Ангелах не­бесных и благословенных умах, ибо в них есть постоянство сущности, являющейся земным свойством, в котором за­ключается неколебимость трона Господня. Также благода­ря им и набожность есть очищающее водное свойство. По­этому псалмопевец назвал их водами, когда он, говоря о небесах, сказал о Том, Кто правит водами, которые пре­выше небес (Пс 148: 4), ибо в них тонкое дыхание возду­ха и любовь сияющего огня. Поэтому они названы в Пи­сании «крыльями ветра», и псалмопевец делает на них ука­зание в другом месте, говоря: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий»

(Пс 103: 4).

В чине Ангелов есть также те, которые берут свойства и силу у огня, каковы Серафимы; у земли — Херувимы; у воды — Престолы и Архангелы; у воздуха — Господства и Начала. Не касается ли также Создателя мира то, что зем­ля открылась и родила Спасителя? И не называют ли Его в том же Святом Писании источником живой воды, очища­ющей и перерождающей? Не дышит ли тот же Дух дыхани­ем жизни, а также, согласно свидетельству Моисея и Павла, огнем пожирающим?


124

Книга Магов

Итак, то, что элементы есть основание всего и находятся повсюду и во всем, хотя и различным образом, Никто отри­цать не может. Прежде всего они есть во всех телах низшего мира, но нечисты и грубы, а в телах небесных они чище и яс­нее; живущие же в сверхнебесных — превосходны, благо­словенны и совершенны во всех отношениях. Следовательно, элементы в образце мира суть Идеи вещей для их продуци­рования; в Умах размещены силы, в Небесах — свойства, а в низших телах — грубые формы.

Гла в а девятая

Наши рекомендации