Ритуал как налагаемая извне социальная форма (Сюнь-цзы)

Основное отличие реалистического направления конфуцианства, основанного Сюнь-цзы, от идеалистического – это учение о природе человека. В то время как Мэн-цзы утверждал, что человек изначально добр, Сюнь-цзы говорил, что человеческая природа изначально зла и человеку в течение жизни приходится противостоять собственным низменным инстинктам и порокам.

Поэтому, как говорит Сюнь-цзы, мудрые правители древности и придумали ритуал, который делает возможным для человека удержание своей злой природы в рамках, воспитание себя и контроль своих желаний. Без ритуала все низменное, алчное в человеке выбралось бы наружу и «в Поднебесной воцарился бы хаос»[17].

Сюнь-цзы воспринимает ритуал совершенно по-другому, нежели Мэн-цзы. Для Сюнь-цзы совершение ритуала – это просто следование этикету, выполнение норм поведения. Сам ритуал для него становится просто символом и ничем больше[18]. И благородные мужи, считает Сюнь-цзы, очень хорошо это понимают и готовы принять, в то время как простой народ принимает ритуал за магию (например, жертвоприношения). В зависимости от того, как человек смотрит на ритуал, он счастлив или несчастен (благородный муж счастлив, а представитель простого народа – нет).

Конфуцианец говорит о том, что посредством ритуала люди просто выражают свои эмоции. Так, например, когда народ молится о дожде, он стремится выплеснуть свое беспокойство по поводу урожая. Если же человек начинает молиться богам с надеждой на то, что богу вслушаются в его мольбы и примут решение исходя из них, просто суеверие, что не должно и не хорошо.

Точно также дело обстоит и с траурными церемониями. С точки зрения разума, траур не имеет никакого смысла. Но несмотря на это человек не может и не должен забывать о ритуале. Смерть человека – это логический конец его жизни, и траур делает цикл завершенным. Траурная церемония имеет к жизни человека такое же значение, как и все, проводимые при его жизни. Умирая, человек уходит навсегда, поэтому траур – дань уважения, последняя возможность выказать свое почтение уходящим навсегда родителям или государю. Не исполнить ритуал, касающийся траура, это все равно что не исполнить любой другой ритуал, которого приходилось придерживаться, пока человек был жив[19].

Несмотря на то, что вторым Конфуцием называют Мэн-цзы, философская идея Сюнь-цзы, его взгляд на ритуал куда больше повлияли на дальнейшее развитие конфуцианства.

Стоит упомянуть, что в то время, как Мэн-цзы был категорически против закона (фа) легистов (придерживался традиционного конфуцианского понимания ритуала), пусть даже не особенно выступая против этой школы в открытую, Сюнь-цзы был поражен тем, чего представителям школы легизма удалось достичь в сфере управления государством. Тогда конфуцианец пошёл на компромисс, фактически приравняв ритуал (ли) закону (фа), то есть ритуал конфуцианства и закон легистов в философии Сюнь-цзы становились практически тождественными друг другу.

Но, все же, Сюнь-цзы утверждал, что именно ритуал является основой конфуцианства[20]. В каком-то смысле, ритуал даже важнее законов (фа), поскольку ли (禮) – тот же закон, только с сакральным подтекстом. Поэтому ритуал – важнейший аспект в управлении Поднебесной.

Нападки со стороны других философий

В конфуцианстве ритуал ли играл поистине огромную роль. Это стало одной из причин, почему именно его представители других философий (таких как легизм, моизм) избрали в качестве основного объекта критики.

В частности, Мо-цзы, основатель моистской школы, критиковал конфуцианство за слишком сложный траурный обряд, а также за чрезмерное увлечение музыкой. По его мнению, такое отношение к ритуалу влекло за собой пустое растрачивание денег и сил.

Также были ещё и легисты, главные противники конфуцианства. Расцвет их школы пришелся как раз на жизнь Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Точка зрения легистов, касательно государственного устройства, была прямо противоположна конфуцианской. В то время как представители конфуцианской школы настаивали на управлении при помощи ритуала и морали, легисты придерживались мнения, что наказания и законы действуют куда лучше и обвиняли конфуцианство в «педантизме и непрактичности»[21].

Заключение

Итак, у ритуала в конфуцианской философии несколько функций, а именно: воспитательная, регулирующая отношения между людьми, а также ритуал нужен для того, чтобы поддерживать порядок и гармонию в Поднебесной.

Также иероглиф ли (禮) можно по-разному трактовать. Его можно понимать, как качество, внутренне присущее человеку, или же как нечто, налагаемое на него извне. Из-за таких разных (даже противоположных) вариантов значения ритуал очень глубоко проник в философию конфуцианства, везде приходясь к месту и трактуясь так, как удобно философу.

Библиографический список

Использованная литература

1. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998

2. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 297-299.

3. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002

4. Васильев Л.С. Древний Китай: Том 3. Период Чжаньго (V –III вв. до н.э.), М.: Вост. Лит., 2006

Источники

1.Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Вост. Лит., 1998.

[1] Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 297-299.

[2] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 172

[3] Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Вост. лит., 1998. Глава 1.12

[4] Там же. Глава 15.23

[5] Там же. Глава 1.7

[6] Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Вост. Лит., 1998. Глава 2.4

[7] Там же. Глава 17.8

[8] Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Вост. Лит., 1998. Глава 2.5

[9] Там же. Глава 1.11

[10] Там же. Глава 2.7

[11] Там же. Глава 16.14

[12] Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Вост. Лит. 1998. Глава 3.1

[13] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 91

[14] Васильев Л.С. Древний Китай: Том 3. Период Чжаньго (V –III вв. до н.э.), М.: Вост. Лит., 2006. Глава 9

[15] Там же.

[16] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 98

[17] Васильев Л.С. Древний Китай: Том 3. Период Чжаньго (V –III вв. до н.э.), М.: Вост. Лит., 2006

[18] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 174

[19] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 173

[20] Васильев Л.С. Древний Китай: Том 3. Период Чжаньго (V –III вв. до н.э.), М.: Вост. Лит., 2006. Глава Социо-этико-политические взгляды Сюнь-цзы

[21] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия,1998. Стр. 190

Наши рекомендации