Глобальные кризисы и проблемы.

СУДЬБЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(2 ч)

1. Кризис ценностных ориентиров потребительского общества в теорияхкапитализма и социализма.

а) Перспективы современной цивилизации в плане возрастания и удовлетворениячеловеческих потребностей.

б) Всемогущество науки и техники – реалии или иллюзии?

2. Сущность глобальных проблем и причины их возникновения.

а) Интеграция человеческого сообщества и глобализация проблем.

б) Проблема взаимосвязи человечества.

в) Демографические, сырьевые, энергетические, экологические, медицинские, технические и другие проблемы.

3. Постиндустриальное, информационное общество: идеалы, идеология и тенденции развития.

а) Нарастание угрозы биосфере Земли при неограниченном экономическом росте. Ваше решение данного противоречия.

б) Сценариибудущего: космизм, пределы роста, гипотезы ноосферы,коэволюция человека и природы.

в) Новыеглобальные проблемы: здоровье, продолжительность жизничеловечества и наркомания, СПИД. Освоение космоса и разрастание международного терроризма. Развитие социального предвидения и познания мира, с одной стороны, и более тяжелые последствия футурологических заблуждений в области научно-техни­ческих-технологических разработок, с другой.

4. Философия в современном мире.

а) Рольфилософской мысли в формировании ответственности людей за сохранение природы, культуры, жизни: есть ли позитивы ее воздействия на сознание и поведение человека или все призывы философов – глас вопиющего в пустыне?

б) Видите ли вы связь между историей развития философии и возникновениемдвижения «зеленых», «Римского клуба», позитивных усилийЮНЕСКО? Считаете ли вы, что будущее за этими общественными силами?

в) В чем, на ваш взгляд, миссия философа, или ее просто не существует?

Список литературы

1. «Американская модель»: с будущим в конфликте / Под ред. Г. Шахназарова. – М., 1984.

2. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. – М., 1986.

3. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2009.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера Земли. – М., 1989.

5. Ильин В.В. Философия: Учебник: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 2006.

6. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М., 2007.

7. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000. – М., 1992.

8. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.

9. Рассел Б. Человечество в опасности // Вопросы философии. – 1988. –
№ 5.

10. Ротри Р. Философия будущего // Вопросы философии. – 1994. – № 6.

11. Тоффлер О. Третья волна. – М., 1985.

12. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2009.

13. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

14. Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

15. Шахназаров Т.Х. Куда идет человечество? – М., 1985.

17. Яковец Ю.B. У истоков новой цивилизации. – М., 1993.

Рефераты и сообщения

1. Футурология: ее возможности и пределы.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

3. Роль философии в современном мире.

4. Современная цивилизация: технократические идеалы и реальность.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Специфика философского осмысления действительности.

2. «Греческое чудо» и его влияние на развитие мировой философской мысли.

3. Проблема происхождения и взаимодействия восточной и греческой философской мысли.

4. От мифа к логосу.

5. Философия пифагорейцев.

6. Апории Зенона как философская проблема.

7. Место и значение Демокрита в истории философии.

8. Сократ и мы.

9. Платон и Аристотель.

10. Основные проблемы философии Средних веков.

11. П. Абеляр. Его место и значение в истории философии.

12. Философия Н. Кузанского.

13. Философия и философы в системе культуры.

14. Социальная утопия Платона и его проекты «идеального» госу­дарства.

15. Элейская школа, идеи и парадоксы бытия.

16. Судьба древнегреческого атомизма и философский вклад Эпи­кура.

17. Идеи Дж. Бруно. Натуралистический пантеизм.

18. Эразм Роттердамский.

19. Философские идеи М. Монтеня.

20. Философия природы Б. Телезио.

21. «Новая философия Вселенной» Фр. Патрици.

22. Мистический пантеизм Я. Беме.

23. Религиозно-мистическая философия человека у Б. Паскаля.

24. Идеи «критики чистого разума» И. Канта.

25. Мир нравственности и категорический императив И. Канта.

26. Основные противоречия и сущность философии Г. Гегеля.

27. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

28. Мистически-религиозные идеи В. Соловьева.

29. Сущность русского космизма и его роль в гуманизации общест­венной мысли.

30. Философия Н.А. Бердяева.

31. Философские идеи Н. Федорова.

32. С. Кьеркегор – пророк затерянных.

33. Экзистенциализм Г. Марселя.

34. Мир как абсурд в философии А. Камю.

35. Экзистенциализм Ф. Кафки.

36. Философские взгляды Ф. Ницше.

37. Разработка проблем философии как науки в концепциях неопозитивистов.

38. Проблема человека в социальной философии неофрейдизма.

39. Философские поиски Г. Сковороды.

40. Нравственный смысл бытия в воззрениях М. Грека.

41. «Вечный мир» И. Канта и философия ненасилия.

42. Л.Н. Гумилев как продолжатель философских идей русского космизма.

43. Проблема смысла жизни в русской философии и художествен­ной литературе.

44. Роль интуиции в процессе познания и творчества.

45. Проблемы искусственного интеллекта.

46. Человек и его мир. Прометей или Сизиф?

47. Язык животных и человека: сравнительный анализ.

48. Мистика, философия и наука.

49. Проблема насилия в общественном развитии.

50. Что же такое личность?

51. Земля как самоорганизующаяся система.

52. Проблема сознания и идеального в философии.

53. Гипотезы космической эволюции.

54. Проблема антропосоциогенеза в современной науке.

55. Роль личности в истории.

56. Современные теории пространства и времени.

57. Проблема отчуждения человека в обществе: история и современность.

58. Проблема смысла жизни в философских концепциях XX в. (западная мысль).

59. От гипотезы к истине. «Ноев ковчег» на горе Арарат: мифы и реальность.

60. От гипотезы к истине. Туринская плащаница: противоречия экспертов и новые гипотезы.

61. Гипотеза Л.И. Андреева о происхождении человека и общества (по одноименной книге Л.И. Андреева).

62. Философия русского религиозного искусства.

63. Проблема человека в западной философии (А. Шелер, А. Гелен, Ж.-П. Сартр, Ж. Маритен, М. Хайдеггер, Э. Финк).

64. Философско-биологическая антропология.

65. Биосфера земли. Эволюция жизни. Кризис биосферы.

66. Диагноз духовного недуга нашей эпохи (за основу можно взять книгу Й. Хейзинги Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992).

67. Философские проблемы в творчестве Ф.М. Достоевского.

68. Философские проблемы в творчестве Л.Н. Толстого.

69. Игровые формы философии (по книге Й. Хейзинги Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992).

70. Глобальные проблемы современного мира.

71. Сознательное и бессознательное в познании.

72. Проблема ценностей. Свобода как ценность (основные ценности человеческого бытия).

73. Философская, научная и религиозная картины мира.

74. История как прогресс свободы и социальной справедливости. Способы определения критерия общественного развития.

75. Теоретические модели общества.

76. Свобода и ответственность личности.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимают пифагорейцы под числом?

а) идеальную абстракцию

б) материальное явление

в) феномен сознания

г) субстанцию

2. Основной проблемой первых древнегреческих философов является:

а) субстанциональное космическое начало

б) тождество бытия и мышления

в) человек

г) познание мира

3. Что называет в качестве субстанции Фалес?

 
 

а) физик

б) материю

в) воздух

г) воду

4. Что выступает основным критерием добродетели у древних греков?

а) полезность

б) гармония

в) мера

г) галантность

5. Основная заслуга Сократа – постановка проблемы:

а) движения

б) диалектики

в) человека

г) власти

6. Что, согласно Платону, лежит в основе философии?

а) чувства

б) сомнение

в) удивление

г) любовь к мудрости

7. Заблуждение, согласно Пармениду, – это:

а) мысль о Боге

б) сомнение

в) мысль о бытии

г) мысль о небытии

8. Кто из древних греков вводит понятие «логос»?

а) Аристотель

б) Фалес

в) Анаксагор

г) Гераклит

9. Что определяет человека согласно Сократу?

а) разум

б) воля

в) эмоции

г) любовь

10. Чем прославился Зенон?

а) учением о государстве

б) натурфилософскими идеями

в) апориями

г) христианскими добродетелями

11. Перводвигатель Аристотеля работает как:

а) финальная причина

б) материальная причина

в) формальная причина

г) действующая причина

12. Автором «Метафизики» является:

а) Демокрит

б) Ибн-Сина

в) Анаксимен

г) Аристотель

13. Кто создает основы диалектического мировоззрения?

а) Аристотель

б) Гераклит

в) Сократ

г) Г. Гегель

14. Высшая форма любви у Платона – это:

а) любовь к телу

б) любовь к Богу

в) идея Блага

г) любовь к наслаждению

15.Кому принадлежит изречение «Человек есть мера всех вещей»?

а) Сократу

б) Р. Декарту

в) Л. Фейербаху

г) Протагору

16. Назовите составляющие элементы сократовской диалектики.

а) незнание и всеведение

б) опровержение и майевтика

в) индукция и сомнение

г) анализ и синтез

17. Кого называют «отцом церкви»?

а) Ксенофанта

б) Августина

в) Эразма Роттердамского

г) П. Абеляра

18. Философия постигает мир с помощью:

а) догматов

б) образов

в) табу и нравственных норм

г) понятий

19. Что характеризует реализм средневековой философии?

а) Существуют вещи, а имена – продукт сознания.

б) Понятия как сущность вещи существуют до нее самой.

в) Сущность вещей непознаваема.

г) Мыслю значит существую.

20. Кто положил начало гедонистическому мировоззрению?

а) Платон

б) Демокрит

в) Эпикур

г) Дж. Бруно

21. Аристотель понимает счастье как:

а) почести и славу

б) удовольствие и наслаждение

в) богатство и изобилие

г) самосовершенствование

22. Что есть сущность по Аристотелю?

а) ответ на вопрос о свойствах вещи

б) вся совокупность свойств вещи

в) недоступная разуму трансцендентность

г) то, что отвечает на вопрос «Что есть вещь?»

23. Познание мира осуществляется в средневековой философии:

а) чувствами и разумом

б) чувствами и интуицией

в) откровением

г) откровением, чувствами и разумом

24. Субстанция по Г. Лейбницу – это:

а) монада

б) множество монад

в) абсолютный дух

г) апейрон

25. В каком учении гносеологическое значение имеет понятие «погра­ничная ситуация»?

а) в феноменологии

б) в структурализме

в) в экзистенциализме

г) в марксизме

26. «Воля к власти» – одно из основных понятий:

а) ницшеанства

б) марксизма

в) критического реализма

г) интуитивизма

27. Кто ввел понятие «осевой эпохи»?

а) К. Маркс и Ф. Энгельс

б) Р. Карнап

в) К. Ясперс

г) А. Тойнби

28. Что есть, согласно К. Юнгу, «архетип»?

а) коллективные формы и образы

б) субстанция

в) исходные составляющие человеческой психики

г) этап культурного развития

29. Как понимает человека К. Маркс?

а) творение Бога

б) саморефлексируемый субъект

в) трансцендентный субъект

г) совокупность общественных отношений

30. В основе познания, согласно А. Бергсону, лежит:

а) разум

б) интуиция

в) априорные формы знания

г) божественное откровение

31. Что такое агностицизм?

а) учение о ценностях

б) учение о тождестве Бога и природы

в) учение о частичном или полном непостижении мира

г) учение о познании

32. Учение о бытии – это:

а) метафизика

б) майевтика

в) онтология

г) монизм

33. Истина – это:

а) знание, обладающее полезностью

б) результат познания

в) знание о предмете, соответствующее самому предмету

г) результат конвенции между учеными

34. Какие виды общественных отношений являются определяющими?

а) политические

б) нравственные

в) материальные

г) национальные

35. Личность – это:

а) социальное в человеке

б) социальные, психологические и биологические особенности че­ловека

в) психическое и социальное в человеке

г) психическая уникальность

36. Исходное понятие гегелевской философии – это:

а) абсолютная идея

б) человек

в) свобода

г) форма

37. Основное положение философии Л. Шестова:

а) Вера дает основу для познания.

б) Вера и разум дополняют друг друга.

в) Вера и разум несовместимы.

г) Понимаю, чтобы верить.

38.Развитие:

а) это проявление движения

б) это то же, что и движение

в) это свойство движения

г) включает в себя движение

39. Протяженность – это характеристика:

а) пространства и материи

б) пространства и времени

в) времени

г) пространства

40. Сознание – это:

а) результат развития материи

б) проявление психического

в) форма движения материи

г) элемент онтологической картины мира

41. Что является критерием истины?

а) практика

б) субъективный опыт

в) интуиция

г) ясность суждения

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Философия: сущность, предмет, функции. Особенности философского осмысления мира.

3. Философия древнего Востока.

4. Проблема возникновения философии. Мифология и философия.

5. Основные проблемы и особенности античной философии.

6. Милетская и элейская школы: проблемы и особенности.

7. Наивная диалектика древних. Гераклит и Зенон.

8. Сущность и значение философских взглядов Сократа.

9. Античная атомистическая философия. Демокрит. Эпикур.

10. Идеализм Платона.

11. Философия Аристотеля: проблемы, особенности, значение и место в истории философии.

12. Проблемы и основные черты средневековой философии.

13. Философия эпохи Возрождения: особенности и сущность гуманизма, пантеизма и неоплатонизма.

14. Проблема субстанции и метода познания в философских учениях Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

15. Основные идеи философии Просвещения XVIII в.

16. Немецкая классическая философия: особенности, проблемы, новые подходы к решению проблем.

17. Философия И. Канта.

18. Абсолютный идеализм и диалектика Г. Гегеля.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Проблемы и сущность философии марксизма.

21. Традиции и особенности русской философии.

22. Философия А. Радищева и М. Ломоносова.

23. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество. Взгляды П. Чаадаева.

24. Особенности русского марксизма. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин.

25. Философские проблемы в русской литературе XIX в.

26. Основные проблемы русской религиозной философии XIX – XX в.
В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Шпет и др.

27. Философия русского космизма.

28. Основные черты и проблемы экзистенциальной философии.

29. Сущность философии неопозитивизма.

30. Философия жизни: сущность, направления, проблемы. Ф. Ницше.

31. Иррационализм А. Бергсона (Шопенгауэра).

32. Проблема человека и смысла жизни в философии XX в.

33. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.

34. Философское и естественнонаучное представление о материи. Понятие, формы, свойства материи.

35. Философские подходы к проблемам движения, времени и пространства.

36. Сознание как философская проблема.

37. Отражение как всеобщая форма материи.

38. Общественное сознание: понятие, структура, связь с общественным бытием.

39. Гносеологические проблемы философии.

40. Знак, его природа и роль в деятельности человека.

41. Научное познание, его особенности. Научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное) познание.

42. Истина как философская проблема. Заблуждение и ложь. Проблема критерия истины.

43. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.

44. Понятие общества. Специфика социального познания. Структура общественной жизни.

45. Проблема выявления исторического типа общества (Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.), единство и многообразие в историческом процессе.

46. Личность как философская проблема. Свобода и ответственность. Исторические типы личности.

47. Человеческие цели, потребности, ценности: понятие, структура.

48. Проблема социальной революции в истории. Роль насилия в истории.

49. Природа как философская проблема.

50. Общество и глобальные проблемы современности.

51. Культура и цивилизация (разные точки зрения). Современная цивилизация, ее особенности, противоречия и перспективы.

52. Историческая необходимость и сознательная деятельность человека в естественно-историческом процессе. Фатализм и волюнтаризм.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Наши рекомендации