Возможность предвидения на основе фактов и законов. (важно)
Возможность предвидения на основе фактов и законов. (важно)
3. Более полное и реальное удовлетворение потребностей человеческого ума таких, как порядок (связь) и прогресс (расширение), которые являются двумя основными и взаимосвязанными условиями новейшей цивилизации.
4. Основная «обязанность» позитивизма – «быть реальным, т. е. достаточно соответствовать независимым от нас типам».
5. Важнейшим понятием позитивной философии является понятие «человечество». Отнесенные не ко Вселенной, а к человеку (человечеству), наши реальные знания стремятся к научной и логической систематизации.
6. «Промышленная жизнь для самопроизвольного развития положительного мышления». Воздействие человечества на внешний мир (труд, производство, практика, индустрия, деятельность человека в сфере промышленности и сельского хозяйства) ведет «к практическому улучшению человеческого существования». Все большее преобладание «промышленной жизни» должно «сильно благоприятствовать великому перевороту в мысли». Т. е. индустрия определяет мысли, а не наоборот.
7. Способность доставить «необходимое идейное основание» социальному обновлению.
8. Позитивная философия – основа новой морали. В условиях господства позитивизма будут выработаны правила поведения, которые должны соответствовать всеобщему порядку и «окажутся наиболее благоприятными для личного счастья». Положительное мышление «единственно способно» непосредственно развивать социальное чувство всеобщей солидарности.
Основные этапы творчества.
Период 1819—1828 годов почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений — «опускулов».Конт развивает последние идеи Сен-Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий».
В 1830—1842 года издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
В 1845—1857 года издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека.
Положительная (реальная или промышленная) стадия. (XIX – наши дни)
На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом. Целью всех усилий является открытие законов и уменьшение их числа до минимума.
На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
Классификация наук.
Сжатая формула: изучение мира, изучение Земли, изучение человека. Этот порядок – следствие основного закона эволюции. Закон эволюции конкретизируется в виде закона классификации, согласно которому порядок расположения наук должен по своей природе отвечать двум основным условиям – догматическому и историческому (науки должны быть расположены так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую, и чтобы учесть их развитие, переходя от более древних к более новым). При этом Конт считает, что в своем истинном расположении, в своей «иерархической лестнице» отдельные науки должны рассматриваться как «различные составные элементы единой науки – науки о человечестве». После долгих рассуждений Конт приходит к неизменной иерархии, одинаково научной и логической – «шести основных наук математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии». Эти науки можно сгруппировать по парам: начальная, математико-астрономическая; промежуточная, физико-химическая; конечная, биолого-социологическая.
Конт отмечает практическую важность и сложность изучения социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее. Конт предлагает идею о двух «срезах», аспектах социологического исследования, которые он назвал социальной статикой и социальной динамикой. Первая имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, вторая изучает естественные условия социального развития.
Социальная статика исследует условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
Социальная динамика («социальная кинетика») должна быть общей теорией естественного прогресса человечества, рассматривающей закономерности социальных изменений. Самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
При этом статику и динамику можно отделять друг от друга только абстрактно, они представляют собой два взаимосвязанных аспекта единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества. Также Конт заявляет о необходимости создания новой системы образования, основанной на принципе позитивизма, для разрешения социальных проблем. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Условия торжества положительной школы (союз пролетариев и философов):
1. введение высшего народного образования;
2. создание народной политики;
3. наведение порядка в положительных науках, построение их иерархии и классификации.
Введение высшего народного образования необходимо для того, чтобы распространять позитивные знания в массах, а не только среди ученых, от которых следует ожидать наименьшей поддержки и наибольших затруднений. Узкая специализация ученых ввиду возрастающей сложности изучаемых явлений и быстрым развитием науки мешает широкому, всестороннему взгляду на мир, а верной оценке какой-либо философской концепции. По мнению Конта необходимо обратиться за поддержкой к народу, особенно к пролетариям. Именно народ способен принять новую философию, которая здесь должна найти «свою главную идейную и социальную опору».
Конт осознает, что разделение различных видов исследования неизбежно, и поэтому невозможна универсальность научных исследований, как в древности. Конт находит эффективное средство против «зла» чрезмерно узкой специализации. Необходимо «изучение общих положений наук обратить еще в отдельную науку».
Рассуждая о создании народной политики, Конт говорит, что народная политика должна стать преимущественно моральной, что в политических столкновениях народ является простым вспомогательным элементом, что положительное мышление может найти поддержку только у народа, который с его помощью может произвести «решительные перемены». И такую связь народа (моральную и политическую) с новой философией надо всемерно укреплять.
Итог:
Общество, развиваясь, проходит три стадии мышления: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивная стадия является высшей стадией развития мышления.
Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов.
В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Конт рассматривает позитивные науки, которые добывают знания, а позитивная философия их систематизирует и становится новой научной философией, которая становится все более необходимой и основное назначение которой в общей системе наук для того, чтобы предупредить разрозненные человеческие понятия.
Закон классификации наук Конта: распределение наук происходит согласно природе изучения явлений либо по убыванию, либо по возрастанию сложности. Конт составил следующую иерархию знаний: математика (включая механику), астрономия, физика, химия, биология и социология.
Конт один из основоположников социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим, как недостаточным для нее. Философ указывает два социальных аспекта социального исследования: социальная статистика и социальная динамика.
О. Конт. Краткое содержание.
Главные события: обретение независимости североамериканцами, французская буржуазная революция, промышленная революция в Англии.
Философия эпохи Просвещения не изменила общество и государство, то есть философия в очередной раз не смогла перестроить окружающий мир. Конт видел бессилие “старой” философии и предложил свою концепцию, направленную на всё то же изменение мира.
Основные работы: «Дух позитивной философии», «Курс положительной философии» (издана в 6-ти томах, является самым главным трудом), «Общий обзор позитивизма», «Система позитивной логики». Конт является основоположником социологии как самостоятельной науки.
Позитивизм – философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования.
Позитивизм Огюста Конта — первая волна позитивизма.
Разновидности позитивизма: первая волна позитивизма, махизм (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм.
Конт отказался от старой философии (от древних греков до Гегеля), объявил её ненаучной, необъективной, а значит бесполезной. «Наука – сама себе философия». Научная «позитивная» философия с позиции Конта не имеет дела с традиционными, «метафизическими» вопросами и отвергает как идеализм, так и материализм. Конт считает, что философия должна иметь структуру, подобную структуре естественных наук.
Сам термин "позитивизм" происходит от лат. “positivus” – положительный.
Конт выделяет несколько значений слова позитивный, которые выражают различные характерные свойства новой общей философии:
а) «реальное в противоположность химерическому» (т.е. неосуществимому, несбыточному);
б) «полезное в противоположность бесполезному, негодному». Необходимость беспрерывного улучшения условий нашего действительного существования (индивидуального или коллективного) вместо удовлетворения бесплодного любопытства;
в) «достоверное (знание) в противоположность сомнительному». Достижение достоверного знания путем восхождения от простого (единичного) к сложному (общему);
г) «противопоставление точного смутному, сбивчивым мнениям». Истинно философское мышление имеет тенденцию «добиваться степени точности, совместимой с природой явлений» и соответствующей нашим истинным потребностям;
д) «положительное как противоположное отрицательному» — одно из наиболее важных свойств позитивной философии: «преимущественно не разрушать, но организовать».
Классификация наук.
Сжатая формула: изучение мира, изучение Земли, изучение человека. Науки должны быть расположены так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую, и чтобы учесть их развитие, переходя от более древних к более новым. Отдельные науки должны рассматриваться как «различные составные элементы единой науки – науки о человечестве». После долгих рассуждений Конт приходит к неизменной иерархии, одинаково научной и логической – «шести основных наук математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии». Эти науки можно сгруппировать по парам: начальная, математико-астрономическая; промежуточная, физико-химическая; конечная, биолого-социологическая.
Конт отмечает практическую важность и сложность изучения социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее. Конт предлагает идею о двух «срезах», аспектах социологического исследования, которые он назвал социальной статикой и социальной динамикой. Первая имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, вторая изучает естественные условия социального развития.
Социальная статика исследует условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство.
Социальная динамика («социальная кинетика») должна быть общей теорией естественного прогресса человечества, рассматривающей закономерности социальных изменений. Самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
При этом статику и динамику можно отделять друг от друга только абстрактно, они представляют собой два взаимосвязанных аспекта единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества. Также Конт заявляет о необходимости создания новой системы образования, основанной на принципе позитивизма, для разрешения социальных проблем. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Условия торжества положительной школы (союз пролетариев и философов):
· введение высшего народного образования;
· создание народной политики;
· наведение порядка в положительных науках, построение их иерархии и классификации.
Пирамида наук и позитивная социология Конта:
Глоссарий.
Позитивизм – философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования
Идеализм – философское мировоззрение, в соответствии с которым идеальное является онтологически первичным началом в сфере бытия, а материя — вторичным.
Материализм – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное — вторичным.
Метафизика (др.-греч. «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. «Метафизика» — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работ одноименного раздела философии. С конца XVIII века метафизика начинает рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, но как особый способ понимания вообще (синоним философии). Метафизический материализм (противоположный диалектическому) отрицает качественное саморазвитие через противоречия и сводит разнообразие форм движения к механическому движению.
Фетишизм – культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
Политеизм – система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
Монотеизм – религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.
Возможность предвидения на основе фактов и законов. (важно)
3. Более полное и реальное удовлетворение потребностей человеческого ума таких, как порядок (связь) и прогресс (расширение), которые являются двумя основными и взаимосвязанными условиями новейшей цивилизации.
4. Основная «обязанность» позитивизма – «быть реальным, т. е. достаточно соответствовать независимым от нас типам».
5. Важнейшим понятием позитивной философии является понятие «человечество». Отнесенные не ко Вселенной, а к человеку (человечеству), наши реальные знания стремятся к научной и логической систематизации.
6. «Промышленная жизнь для самопроизвольного развития положительного мышления». Воздействие человечества на внешний мир (труд, производство, практика, индустрия, деятельность человека в сфере промышленности и сельского хозяйства) ведет «к практическому улучшению человеческого существования». Все большее преобладание «промышленной жизни» должно «сильно благоприятствовать великому перевороту в мысли». Т. е. индустрия определяет мысли, а не наоборот.
7. Способность доставить «необходимое идейное основание» социальному обновлению.
8. Позитивная философия – основа новой морали. В условиях господства позитивизма будут выработаны правила поведения, которые должны соответствовать всеобщему порядку и «окажутся наиболее благоприятными для личного счастья». Положительное мышление «единственно способно» непосредственно развивать социальное чувство всеобщей солидарности.
Основные этапы творчества.
Период 1819—1828 годов почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений — «опускулов».Конт развивает последние идеи Сен-Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий».
В 1830—1842 года издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
В 1845—1857 года издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека.